Перейти к основному содержанию
1611 просмотров

Казахстанские дороги оказались хуже, чем в Гондурасе и Кении

21% автодорог республиканского и местного значения находятся в плохом состоянии

Фото: f8 studio

Согласно данным Всемирного экономического форума, Казахстан является аутсайдером в рейтинге стран по качеству автомобильных дорог. 115-е место из 138. По выводам экспертов, казахстанские дороги оказались хуже, чем, например, в Кении, Таджикистане или Гондурасе.

Хуже, чем можно было

В Комитете автомобильных дорог МИИР каждый год составляют рейтинг по регионам. Отдельно оценивается состояние трасс республиканского значения, отдельно – местного. Ранжирование идет по трем категориям – дороги в хорошем, удовлетворительном и неудовлетворительном состоянии. Судя по статистическим данным КАД, качество республиканской сети значительно лучше, чем состояние дорог областного, городского, районного уровня. 52% всех межрегиональных дорог не вызывают нареканий, в то время как на уровне местной сети этот показатель равен 27%. Впрочем, эти данные не значительно влияют на общую картину социального недовольства автомобилистов. Ведь республиканская сеть имеет протяженность всего 24 тыс. км, в то время как местные дороги растянуты на 70 тыс. км. 

Гендиректор РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Замир Сагинов считает одной из причин то, что качество дорожно-строительных работ, проводимых на региональном уровне, хуже. Имеет значение и большая изношенность местной сети.

Отчасти на такое положение дел влияет и ситуация в строительно-дорожном бизнесе. Ведь капиталоемкие проекты чаще всего забирают именно крупные генподрядчики, имеющие хорошую производственную базу, стабильный кадровый состав. И именно эта ниша более интересна инвесторам. Поэтому в строительстве дорог республиканского значения стали принимать участие компании с долей иностранного участия. Например, трассу Калбатау – Усть-Каменогорск за 148 млн евро строила компания Todini Construzioni Generali SPA (Италия). А часть подряда по строительству коридора «Западная Европа – Западный Китай» отдали турецкой фирме Sine Midas Stroy.

123456548.jpg

Все проверят

Этой весной в Казахстане на базе областных дорлабораторий был создан Национальный центр качества дорожных активов. 

По данным Замира Сагинова, за это время было проведено более 4,5 тыс. выездов по проверке строящихся автодорог. 

Выявлено 3,5 тыс. дефектов. Среди основных нарушений – водонасыщение асфальтового покрытия, неоднородность покрытия или его неравномерное уплотнение. На первый взгляд такой асфальт может выглядеть почти идеально, но, по словам экспертов, через три-четыре года он начнет шелушиться, вода будет разрушать его изнутри. А через несколько лет как раз заканчивается гарантийный срок нового инфраструктурного объекта.

«При оценке качества покрытия у нас есть только «черное» и «белое». Мы не можем считать объективными объяснения подрядчиков о том, что у них не было, допустим, минерального порошка для смеси, что дает нужные коэффициенты уплотнения. Если строительно-дорожная фирма взялась за подряд, она должна выполнять его по нормам», – говорит директор филиала центра по Восточно-Казахстанской области Ержан Аязбаев

Главные рычаги давления на подрядчиков, которые используют специалисты Наццентра по качеству дорожных активов – финансовые. Эксперты отправляют заказчику предписание на объект. По закону, если фирма не устранит нарушения, власти просто не имеют право проводить оплату работ. Поэтому подрядчику гораздо «дешевле» прислушаться к замечаниям на уровне строительства, приемки и переделать. Например, в случае с недостаточно плотным, водонасыщенным асфальтом – сверху закатать еще один слой, доуплотнить или применить технологию ресайклинга (укрепления грунтов).

По словам Замира Сагинова, в ближайшие три-четыре года наццентр планируется проверить и оцифровать все дороги Казахстана. Эксперты намерены внести данные по качеству и техническим характеристикам в специальную электронную базу на своем сайте. Будет использована «пятизвездочная» система оценки. Там же будет размещен рейтинг подрядных организаций, строивших те или иные трассы, список основных нарушений, допущенных проектировщиками, инженерными компаниями. Предпринимателей, задействованных в этом бизнесе, такая публичность поставит в более жесткие конкурентные рамки. Специалисты уверены – на рынке останутся компании, готовые выполнять подряды строго по нормам.

Нужны кадры

Не первостепенными, но очень важными проблемами в строительно-дорожной отрасли на региональных уровнях являются недостаток спецтехники и кадровый голод. Компаниям с небольшим оборотом сложно одномоментно приобрести несколько видов новых машин. Тем фирмам, которые отрабатывают небольшие подряды стоимостью 100–150 млн тенге, недостаточно оборотных средств.

Например, в Восточном Казахстане на строительстве и ремонте дорог задействовано около 20 местных фирм. По словам руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, у всех подрядчиков ощущается нехватка техники. И в каждой организации остаются открытыми по несколько вакансий.

«В нашем регионе механизаторы, машинисты погрузчиков, бульдозеристы меньше 200 тыс. тенге не получают. И все равно люди не идут даже на такой оклад. Тех, что есть, каждый работодатель старается удержать на месте, потому что заменить их некем. Молодежи не интересна эта сфера, хотя потребность высокая и зарплата выше средней», – комментирует Нуржан Жумадилов.

По задумке чиновников из Министерства индустрии и инфраструктурного развития, к 2025 году доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии должна быть доведена до 100%, областного и районного значения – до 95%. Учитывая, насколько эти планы далеки от цифр настоящего времени, прогнозируется, что экспертная работа по проверкам качества будет усилена, а финансирование останется стабильно высоким.

1390 просмотров

Тайные покупатели обнаружили контрабанду в Шымкенте

Как остановить предприимчивых граждан, научившихся обходить границу без пошлин

Фото: Игорь Акимов

О налаженном импорте продукции из Узбекистана по серой схеме заявили в Палате предпринимателей Шымкента. Обнаружить нелегальный бизнес удалось благодаря методу «тайный покупатель». 

Откуда разница

Поводом для изучения ситуации непосредственно на границе послужили результаты зеркального анализа официальных показателей товарооборота между двумя странами – импорта и экспорта из Узбекистана в Казахстан. В прошлом году, согласно данным КГД МФ РК, объем импорта в РК из РУ исчислялся $844,3 млн, тогда как экспорт из Узбекистана в Казахстан, по сведениям Госкомитета РУ по статистике, составил $1354,9 млн. Разница в статданных двух стран в 2018 году составила $510,1 млн, а в среднем за 10 лет – $679,1 млн.

Специалисты палаты сделали вывод, что эту разницу образует так называемый серый импорт. Зеркальное сопоставление статистики по экспорту и импорту ученые-экономисты считают одним из методов оценки объ­емов теневых операций во внешней торговле. Чтобы выяснить, каким именно способом идет серый импорт из Узбекистана, сотрудники РПП выступили в роли тайных потенциальных покупателей. Как правило, они расспрашивали таксистов, посредников, что-то увидели собственными глазами и в итоге выявили всю схему.

«Сначала фуру товаров разгружают на узбекистанской территории. Так называемые «несуны», в основном это женщины, перетаскивают все на тележках мелкими партиями. Переходя границу как физические лица, они не декларируют товар и провозят его как ручную кладь. Дальше доносят его до машины на территории Казахстана. При необходимости оформляются сопроводительные документы, и груз едет до точки назначения», – рассказал «Курсиву» эксперт отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Шымкента Бауыржан Бердалиев.

Также он подчеркнул, что это налаженный бизнес, распределенный посредниками по сферам. Непосредственно «несуны» берут за каждый килограмм перевезенного через границу товара примерно по 0,65 цента, то есть около 250 тенге. Тогда как при официальном оформлении таможенные пошлины и НДС обходятся дороже в 2–3 раза. 

«Фактически там действует целая армия «несунов», – отмечает Бердалиев. – В основном это граждане РУ, которые пересекают границу несколько раз в день, главным образом утром и вечером». 

Так как ограничений в количестве переходов границы нет, закон это делать позволяет. 

Страдает бизнес

Таким образом в Казахстан попадают текстиль, кондитерские изделия, ТНП, сухофрукты, стройматериалы, другие товары и продукты. В результате, как отмечает эксперт, страдают казахстанские товаропроизводители, которые не могут конкурировать с заведомо дешевой завозной продукцией.

Одним из ярких примеров этого, по словам Бауыржана Бердалиева, стало ТОО «Алтын Адам тiгiн фабрикасы», учредители которого заявляют, что ежедневно из Узбекистана идет нелегальный завоз около 10 тыс. костюмов.

При средней стоимости одного костюма $30, или 11,5 тыс. тенге, их годовой оборот составляет более $100 млн. Между тем, согласно официальным данным КГД МФ РК, в прошлом году из Узбекистана было завезено всего 8,5 млн штук мужских и женских костюмов, брюк и юбок на сумму $1,86 млн. В то время как казахстанская фабрика продает в год всего 20 тыс. костюмов, хотя ее мощности позволяют производить в 6 раз больше продукции. 

По словам Бауыржана Бердалиева, из-за более высокой себестоимости продукции – как минимум на 30% – и, соответственно, ее неконкурентоспособности в связи с огромным потоком серого импорта казахстанские компании уже вынуждены отдавать швейные работы на аутсорсинг предприятиям Узбекистана.

От неравноправных условий на рынке несут потери не только текстильщики, но и представители других отраслей экономики.

«Такая ситуация приводит к снижению производства продукции отечественных товаропроизводителей, сокращению рабочих мест, уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Реализация дешевых товаров, ввезенных в Казахстан в обход официальных таможенных процедур, угрожает добросовестному предпринимательству. Фактически мы поддерживаем производителей Узбекистана», – резюмировал эксперт. 

Безымянный_112.png

Требуются защитные меры

Стоит отметить, что нелегальный импорт продукции на территорию Казахстана далеко не единственная проблема казахстанских предпринимателей. Бизнесмены и ранее поднимали вопросы акцизов, различных нетарифных и административных барьеров в виде нерегламентированных проверок, длительного растаможивания товаров, с которыми сталкиваются производители Казахстана при экспорте товаров в Узбекистан. 

В региональной палате также не исключают, что со следующего года казахстанским экспортерам станет еще сложнее пробиться на рынок Узбекистана. Напомним, 2 октября 2019 года вышло постановление президента РУ, согласно которому с 1 января 2020 года увеличиваются ставки таможенных пошлин и акцизных налогов на ряд ввозимых в Узбекистан товаров.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance