Перейти к основному содержанию

1848 просмотров

Казахстанцы жалуются на информационные системы госорганов

Они работают с перебоями или вовсе не функционируют

Фото: Shutterstock.com

Депутаты мажилиса в очередной раз указали на то, что из-за неинтегрированных информационных систем страдают люди и бизнес и попросили как можно быстрее решить этот вопрос.

«Из года в год, особенно во время отчетного налогового периода, у населения и предпринимателей возникают проблемы, связанные с тем, что информационные системы работают с перебоями или вообще не работают из-за того, что не интегрированы с базой данных госорганов. При этом предусмотренные средства в сумме почти один млрд тенге, а точнее 966 млн тенге, по бюджетной программе «Реформирование системы налогового администрирования и в том числе на мероприятия в рамках ИС «Интегрированная база данных» переносятся на 2020 год. С чем это связано и в какие сроки будут решены проблемные вопросы интегрирования информационных систем госорганов?» – сказала депутат Татьяна Яковлева.

Коллегу поддержал спикер палаты Нурлан Нигматулин

«Несмотря на заверения руководителей госорганов о принимаемых мерах, продолжают поступать жалобы от граждан, наших избирателей и на нестабильную работу ЦОНов, неправомерное начисление налогов. Большинство таких жалоб связны с устаревшими базами данных, отсутствием интеграции по актуализации, ну и, конечно, как следствие интеграции всех этих систем. Госорганы каждый со своей базой данных без общей интеграции информационных систем напоминает, знаете, известный квартет из басни Крылова. Каждый нажимает на свои клавиши, каждый играет на своем инструменте, а общего результата симфонии нет», – сказал он.

Министр финансов Алихан Смаилов сообщил, что это связано с тем, что в этом году госорган сконцентрировался на решении проблем, связанных с местными налогами. 

«Если вы помните, в январе на правчасе было высказано много нареканий в адрес налоговых органов по ошибочным сведениям по налогу на имущество, транспорт, землю, и вот мы взяли это за приоритет – в текущем году направили свои усилия на это направление. Мы на текущий год интегрировали информационные системы минфина, КГД с информационными системами минюста, а именно с государственной базой данных физических и юридических лиц, земельным регистром и регистром недвижимости, а также с базой данных автотранспортных средств МВД РК. Мы за этот период скорректировали более 5 млн ошибочных сведений, а сейчас по итогам этой работы на основе откорректированных сведений сделали начисления по местным налогам, и в настоящее время более млн смс- оповещений доставлено людям, которые зарегистрированы в правительстве для граждан. С 1 ноября то же самое будет сделано и по транспорту», – пояснил глава минфина. 

Однако его ответ не удовлетворил спикера мажилиса. Он сравнил действия минфина с той ситуацией, когда «одеяло на голову натянули, а в другом месте все голо».

«Проблема эта на министерство цифрового развития возложена. Но эта проблема не одного министерства. Это касается и МВД, если это автоматизированная система сервисного центра. Это касается и министерства сельского хозяйства, если разговор идет о земельном кадастре, это касается и министерства финансов, если это информационная система комитета госдоходов. Это и министерство юстиции, если это касается регистра недвижимости. Вот каждый из этих госорганов обязан был в соответствии с госпрограммой «Цифровой Казахстан» довести и провести качественную актуализацию баз данных. Но Жумагалиев (Аскар – министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности – «Курсив») один он это сделать не сможет», – добавил Нигматулин.

Он рекомендовал руководителям госорганов собраться и взяться за решение данных вопросов. 

«Вы правильно говорите, эту работу мы усилим. В планах у нас до конца 2020 года эту работу завершить», – пообещал вице-премьер – министр финансов Алихан Смаилов.

703 просмотра

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций