Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Девочки vs мальчики

Как гендерные отличия влияют на отношение к технологиям

Изображение: Steven Salerno / Shutterstock.com

Последние исследования показывают: система вознаграждения мужского мозга напрямую связана с острым желанием поиграть в компьютерные игры, а девушки при злоупотреблении соцсетями впадают в депрессию.

Многие родители, у которых есть и сын, и дочь, отмечают разительную разницу в их отношении к технологиям. Например, мальчишек притягивают компьютерные игры, тогда как девочки большую часть времени проводят в социальных сетях.

Последние исследования показывают, что эту разницу можно объяснить отличиями в работе мозга мужчин и женщин.

«Идея о том, что в основе этих отличий лежат биологические факторы, с точки зрения неврологии вполне правдоподобна», – говорит Ларри Кэхилл, профессор Калифорнийского университета в Ирвайне. Он изучает нейробиологию и поведение, и уже 20 лет исследует, в чем отличие мозговой деятельности мужчин и женщин.

В этом материале я попытаюсь описать причину агрессии, которую демонстрируют некоторые мальчики, когда их вынуждают отвлечься от компьютерных игр и заняться чем-то другим. А заодно и тех трудностей, которые возникают у молодых людей после поступления в колледж, когда им приходится самим, без помощи родителей находить баланс между досугом и учебой.

Конечно, читатели могут задаться вопросом – почему подобные проблемы почти не случаются с девочками. С девочками – свои сложности. Например, они прячут от родителей телефоны, чтобы продолжить активность в соцсетях, пользоваться которыми им запретили. Но когда речь идет о компьютерных играх, девушкам действительно намного проще.

В 2017 году исследовательский центр Пью проводил опрос: тогда 41% мальчиков-подростков сообщили о том, что слишком много времени проводят за компьютерными играми, то же самое сказали лишь 11% девочек.

devochki-vs-malchiki1.png

В чем причина таких отличий? Марк Потенца, профессор психиатрии Йельского университета, объединился с учеными китайских университетов, чтобы ответить на этот вопрос. При помощи функциональной МРТ ученые изучили нейронную активность у молодых игроков обоих полов в тех долях мозга, которые связаны с системой вознаграждения и страстным желанием – мотивирующим фактором при зависимости. Когда мужчинам и женщинам показывали фотографии людей, играющих в компьютерные игры, активность этой области мозга у мужчин оказалась более высокой, чем у женщин.

Области мозга, которые исследовались при изучении наркозависимости, также показали более высокую активность у мужчин после компьютерных игр. По словам исследователей, эти результаты говорят о том, что мужчины биологически более склонны к развитию зависимости от компьютерных игр, чем женщины. 

Девушки, и даже взрослые женщины, тоже имеют зависимости – особенно от цифровых медиа. По данным исследовательского центра Пью, в среднем женщины пользуются социальными платформами Facebook, Instagram и Pinterest намного чаще, чем мужчины. Для большинства девушек и женщин подобные сайты – это возможность установить связи и найти что-то общее, говорит социальный психолог Розанна Гуаданьо из Стэнфордского университета.

И хотя женщины пользуются такими сайтами в первую очередь потому, что там представлены их друзья, многие эксперты и родители указывают на настораживающий факт. Девушки зачастую боятся что-то упустить, и это вынуждает их реагировать на все, что публикуют их знакомые. Ряд последних исследований показывает, что чрезмерное увлечение социальными сетями у девушек гораздо чаще, чем у парней, может стать причиной таких заболеваний, как депрессия и тревожность. 

Эксперт по цифровой безопасности и мать троих детей Лиз Репкинг делится, что она лично наблюдает разницу в поведении между ее сыновьями и дочерью. В начале лета 15-летняя дочь Лиз сообщила, что телефон сводит ее с ума. По словам девочки, она чувствует себя обязанной следить за сторис друзей в Instagram, комментировать их посты, и что это отнимает слишком много времени, говорит Лиз Репкинг.

devochki-vs-malchiki2.png

Сыновья Лиз – им 18 и 21 – используют социальные медиа, например, Snapchat, в основном для того, чтобы общаться с друзьями и не считают, что должны следить за чужими публикациями.

«Я вижу здесь большое давление со стороны сверстников и некую обязательность, которые в отношении дочери действуют сильнее, чем в случае с сыновьями», – констатирует Лиз Репкинг. 

В августе дочь Лиз приняла решение установить для себя определенные ограничения, например, не «зависать» в телефоне больше чем на три часа в день и проверять свой Instagram не так часто.

«Когда неделей позже я спросила ее об успехах, она ответила, что просматривает Instagram только три раза в день и бросить эту привычку совсем пока не может», – рассказывает Репкинг.

Есть мнение, что для парней одним из способов поддерживать связь с друзьями являются компьютерные игры в многопользовательском режиме. Однако это совершенно другая история.

«Игры могут носить социальный характер, однако здесь есть физическая дистанция, поскольку вы не видите персональных фотографий и общение в основном происходит путем набора текста, что больше соответствует тому, как мужчины общаются друг с другом напрямую», – считает Гуаданье.

Еще одно исследование – теперь уже ученых из Цюрихского университета – было посвящено поиску объяснений, как различия в работе мозга делают женщин более просоциальными, то есть склонными к тому, чтобы оказать помощь, проявить великодушие и начать сотрудничать в большей степени, чем мужчины. В исследовании 2017 года ученые выдвинули гипотезу, что области женского мозга, связанные с системой вознаграждения, более активны, когда они разделяют вознаграждение с кем-то еще, тогда как у мужчин они проявляют большую активность, когда вознаграждение предназначено лишь только им. Эту теорию подтвердил эксперимент со сканированием мозга, в ходе которого мужчинам и женщинам было предложено выбрать один из двух вариантов – забрать денежное вознаграждение себе или разделить его с другими.

Компания Lego Group о просоциальной природе девочек узнала еще 10 лет назад, после изучения того, кто именно покупает наборы для строительства. На тот момент почти 90% проданных в США наборов Lego предназначались для мальчиков. При исследовании поведения девочек выяснилось, что, среди прочего, девочки предпочитают игры с ролевыми возможностями. В итоге Lego создала серию наборов в пастельных тонах с общим названием Friends. Эти новые наборы хорошо продавались – но некоторые потребители критиковали компанию за закрепление гендерных стереотипов.

Ученые, которые исследуют, как отличается работа мозга мужчин и женщин, по-прежнему сталкиваются с негативной реакцией на свои работы.

«Нет сомнений, что половая принадлежность оказывает влияние на мозг млекопитающих. Поэтому необходимо изучить, как это влияет на поведение», – говорит доктор Кэхилл.

По мнению ученых, понимание этих отличий необходимо для того, чтобы в быстроменяющемся мире технологий родители могли помочь своим детям чувствовать себя комфортно. Как говорит Гуаданьо, человеческий мозг пока не соответствует современному уровню развития, поэтому цифровое поведение детей может казаться родителям настолько непонятным и пугающим.

«Человеческий мозг создан для выживания в саванне и не предназначен для социальных сетей и компьютерных игр», – отмечает она.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

319 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций