Перейти к основному содержанию

656 просмотров

Что нужно для защиты женщин в Казахстане

Феминистки вышли с требованиями впервые в истории страны

Фото: Офелия Жакаева

Впервые в истории Казахстана феминистское движение KazFem получило разрешение на митинг и провело его 28 сентября. 

Митинг феминисток проявил весь спектр эмоций, которые общество испытывает к организованному женскому движению. Были явные угрозы, нереализованные благодаря бдительности полиции, которая отсекала агрессивно настроенных визитеров. Была поддержка тех, кто пока не находит в себе силы и уверенности заявить о своих правах вслух, но пишет об этом в социальных сетях.

Митинг показал, что фемдвижение в стране не просто выжило в агрессивной среде, но впредь будет пользоваться отдельным вниманием государства. Президент Токаев уже доказал это, предприняв ряд практических мер. Он ужесточил наказание за насилие над детьми и обещал до конца года ужесточить ответственность за насильственные преступления против женщин. Это очевидные сигналы о том, что государство намерено прекратить практику апеллирования к патриархальным порядкам в делах, требующих холодного правового анализа и неизбежного наказания. 

Но тема безопасности не ограничивается законами. Это еще и вопрос больших денег, которые надо учитывать в бюджетах для реабилитации жертв насилия и выплаты компенсации в тех случаях, когда государство не сумело выполнить взятые на себя обязательства. Для выполнения этой задачи придется перевернуть сложившуюся пирамиду мировосприятия целого чиновничьего класса. И в этом смысле мы в начале эволюционного перехода.

Подруга за подругу

Присутствие на феминистском мероприятии действует на мужской разум отрезвляюще. Не надо обладать даром эмпатии, чтобы понять страдания молодой женщины, ставшей жертвой систематического насилия в семилетнем возрасте. 

Это не историческая драма, не книга, не лента «желтых» новостей – эта история звучит в центре крупнейшего мегаполиса страны в ХХI веке. Только крайняя степень отчаяния может заставить человека так раскрываться перед посторонними. И еще желание получить помощь и помочь другим.

Атмосфера на небольшом «пятаке» в парке развлечений, единственном разрешенном для митингов месте в городе, сгущается по мере того, как спикеры сменяют друг друга. Первое впечатление – что видела в жизни эта собравшаяся молодежь? – тает, уступая место тревоге. Любой из этих эпизодов мог произойти с близкими тебе людьми. А это грозит тем, о чем рассказывают спикеры – столкновением с системой, направленной на подавление чувства собственного достоинства, потому что система мотивирована не на поиск справедливости, а на поддержание благоприятной для нее статистики.  

«По официальным данным, сегодня будут изнасилованы четыре женщины и один ребенок», – говорит очередной спикер. Это страшно, потому что согласно другой статистике только 8,5% жертв насилия обращаются в полицию. Еще меньше дел доходят до суда. «Мы злые!», – скандируют вокруг. «Мы требуем безопасности!». 

Это отражено в резолюции митинга. В ней требование разработать закон о защите от домашнего насилия. Увеличить число кризисных центров и увеличить их финансирование, гарантируя жертвам медицинскую и психологическую реабилитацию. Обучить сотрудников полиции правилам работы с пострадавшими. Ужесточить наказание за сексуальное насилие, ввести статью о защите от домогательства на работе.

Дай мне защиту

Тема защищенности от насилия, безопасности – главная для фемдвижений во всем мире, считает Лейла Махмудова, гражданская активистка, сооснователь движения FemAgora CA. Страны отличаются друг от друга лишь степенью угроз для личности. Особенность Казахстана – апелляция государства к патриархальному мировоззрению. «Государство не хочет брать ответственность за безопасность женщины, «перепоручая» это близкому мужчине. Но это миф, который не работает. Вся полнота ответственности за безопасность должна быть на государстве, правоохранительной системе», – говорит Лейла Махмудова.   

Претензии к традиционному патриархальному укладу – это не о засилье мужчин в органах принятия решения, а о избытке мужского взгляда на проблему, считает Евгения Козырева, президент Феминистской лиги Казахстана. «Гендерная разница существует, и ее надо принимать во внимание», – говорит она. Речь о том, что мужчины, которые становятся жертвами насилия всего в четырех случаях из ста, не в состоянии понять всей глубины унижения и страдания, которые испытывают в таких случаях женщины. 

Асия Хайруллина, руководитель Лиги женщин творческой инициативы, обращает внимание на открытый характер выступления феминисток. «Когда мы начинали свою работу в начале 90-х, нам приходилось преодолевать большое сопротивление, об этом просто не хотели слышать», – говорит она.

Первые феминистские движения современного Казахстана появились в начале 90-х годов и были вовлечены в законотворческую работу в поле гендерного равенства и феминизма. «Было много работы, принятие законодательных актов, подписаны международные конвенции – например, о дискриминации женщин, о бытовом насилии, о равных правах и возможностях. Другое дело, что принятый закон не всегда сразу работает. Нужна кропотливая системная работа, но она идет», – говорит Асия Хайруллина.

Лейла Махмудова не отрицает, что, возможно, между разными поколениями феминистских движений нарушена некая преемственность. Вместе с тем она оценивает уровень развития KazFem, нынешнего лидера феминистского движения страны, как достаточный для преодоления существующих проблем. «Политическое пространство страны монотонное, если повестка о правах женщин не звучит в программах партий, она должна поддерживаться снизу. KazFem успешно с этим справляется, иначе это вообще бы широко не звучало», – говорит эксперт.

Асия Хайруллина не согласна с мнением, что между поколениями феминисток сформировался разрыв. «Мы не оторваны друг от друга. Есть повседневные рутинные вещи, а есть задача создания информационных поводов, раскрывающих болевые точки в новом ракурсе. KazFem формирует непримиримое отношение к проблемам, которые государство будет решать», – говорит она. 

Евгения Козырева подчеркивает главную трудность работы по обеспечению женской безопасности – необходимость финансовых гарантий со стороны государства. «Любые обязательства, которые требовали финансовых вложений, всегда с трудом проходили через парламент», – вспоминает она. К примеру, восстановление справедливости для жертвы насилия должно включать в себя не только наказание для преступника, но и психологическую реабилитацию для жертвы.

«Здоровье не восстанавливается бесплатно. Женщины, ставшие жертвами насилия и желающие восстановления, несут большие материальные траты. Те, кто не может себе этого позволить, носят боль внутри и тихо сходят с ума», – говорит Евгения Козырева.

1 просмотр

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций