1752 просмотра

Большой ремонт пока только в планах

Проблема обветшалых мостов особенно актуальна для приграничных областей

Фото: AVPH

Развитие транспортной логистики требует ремонта и строительства дополнительных переправ, путепроводов и мостов. В целом, по данным Ассоциации застройщиков Казахстана, в республике насчитывается более 3 100 мостов и путепроводов, большая часть из которых нуждается в ремонте и постоянном техническом содержании.

Проблема обветшалых мостов особенно актуальна для приграничных областей Казахстана. Так, ЮКО за последние несколько лет было отремонтировано 19 речных и озерных переправ из 410 существующих. В Северо-Казахстанской области в этом году ведется капитальный ремонт сразу двух крупных путепроводов через реки Акан-Бурлук и Жембарак.

В ВКО, граничащей с Российской Федерацией и Китаем, местные власти также занялись разгрузкой автомобильных потоков. В этой связи в 2018 году в Усть-Каменогорске был реконструирован мост через Иртыш и запланировано строительство еще одного путепровода стоимостью 62 млрд тенге.

В комплексном плане развития Семея до 2025 года также значится строительство объездной дороги с возведением нескольких мощных эстакад, в том числе и для железнодорожного транспорта, на общую сумму 82,8 млрд тенге.

Однако пока эти грандиозные планы есть только на бумаге. А ныне эксплуатируемые путепроводы требуют значительных вложений для их капитального ремонта. По поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Семее был разработан план по реконструкции трех мостов через Иртыш.

Подарок к юбилею

По словам начальника Семейской дистанции пути АО «НК «КТЖ» Рахата Ботаспаева, со дня постройки железнодорожного моста капитальный ремонт пяти русловых пролетных строений в Семее не производился. Лишь в конце декабря 2000 года силами подрядной организации ОАО «Трансстроймост» были заменены два береговых пролета.

По словам и.о. начальника технического отдела Семейской дистанции пути Адлета Ахметжанова, еще в 2001 году специалисты лаборатории Сибирского государственного университета путей сообщения после детального обследования семейской железнодорожной переправы пришли к выводу, что в проезжей части русловых пролетных строений инженерной конструкции обнаружены значительные дефекты. Чтобы снизить нагрузку на путь, скорость движения поездов в этом месте была ограничена до 25 км/ч.

«С 2008 года Семейская дистанция пути ежегодно подавала заявки на проведение капитального ремонта моста. Однако по разным причинам либо финансирование не выделялось, либо не могли найти подрядчика, который бы согласился взяться за столь сложную работу», – пояснил Адлет Ахметжанов.

Лишь в 2019 году АО НК «КТЖ» заключило договор о проведении капитального ремонта с ТОО «Мостоотряд №8» (Алматы). Сумма договора не разглашается. Известно лишь, что все работы по замене балок и окраске  должны завершиться в сентябре 2020 года. Как отметил Рахат Ботаспаев, за время ремонта движение поездов через переправу прекращено не будет.

В ожидании обновления

Как рассказал «Курсиву» заместитель руководителя отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Нурлан Сергазинов, автогужевой мост 1964 года постройки также нуждается в полной реконструкции.

В начале 2018 года специалисты ТОО «ТЕКА-Проект» провели полное обследование его технического состояния и оценили его как «аварийное и крайне тяжелое». Чтобы восстановить автомобильный путепровод, «необходимо в ближайшее время разработать проект модернизации сооружения с переустройством несущих элементов пролетных строений».

Чтобы хоть немного разгрузить инженерную конструкцию, специалисты предложили местной исполнительной власти ввести ограничения по массе,  интервалу и положению, а также по максимально допустимой скорости движения транспорта.

«Все необходимые документы для разработки проекта по реконструкции автогужевого моста через Иртыш были переданы в Министерство экономики РК и сейчас находятся на рассмотрении. В случае одобрения этого проекта в 2020 году из средств областного бюджета ВКО будет выделено 231,7 млн тенге для разработки проектно-сметной документации. Ну а сама реконструкция начнется с 2021 года. Завершение проекта намечено на 2023 год», – сообщил Нурлан Сергазинов.

По его словам, по предварительным оценкам, полная реконструкция переправы обойдется бюджету в сумму 15,23 млрд тенге.

Новичок уже не новый

Нуждается в техническом обследовании и подвесной мост – символ Семея. Однако за 19 лет интенсивной эксплуатации дорожное полотно километровой эстакады заметно разрушилось. И ежегодный ямочный ремонт уже не помогает. По словам Нурлана Сергазинова, в текущем году было принято решение опробовать новую технологию укладки пористо-мастичного асфальтобетона. И если опыт удастся, в 2020 году дорожное полотно подвесного моста будет полностью заменено по новой технологии.

«Его содержание ежегодно требует не менее 350 млн тенге. Однако бюджет города не может позволить себе таких трат. Так, в 2019 году для поддержания порядка было предусмотрено 80 млн тенге. В следующем году планируется провести техническое обследование тела моста, тросовых соединений и всех элементов конструкции. Это позволит составить точное представление о современном состоянии сооружения и разработать проектно-сметную документацию для его ремонта», – отметил Нурлан Сергазинов.

В целом на ремонт всех трех иртышских переправ в Семее потребуется не менее 17 млрд тенге. Предполагается, что финансирование этих проектов будет осуществляться как из республиканского, так и из областного бюджетов. В случае регулярного выделения необходимых средств к 2023-2024 годам мосты Семея преобразятся.

banner_wsj.gif

300 просмотров

В Казахстане официальные показатели безработицы не меняются с июля 2018 года

Пострадавшие из-за ЧП и карантина в статистику так и не попали

Фото: Офелия Жакаева

Власти стараются не называть безработными миллионы тех, кто фактически потерял работу во время режима ЧС, действовавшего с 16 марта по 11 мая. 

Те, кто остались без работы во время режима ЧС и карантина в Казахстане, полноценно в статистику так и не попали. Единственным ориентиром, позволяющим предположить реальное количество людей, чьи доходы в это время сократились практически до нуля, являются данные по выплате 42 500 тенге. Основанием для получения этой суммы была как раз временная или постоянная потеря работы.

Претендовали на меру поддержки более 8 млн человек при общем официальном числе занятых в стране 8,8 млн человек. Реально соцвыплату смогли получить 4,6 млн. Хотя в числе тех, кто получил выплату, были и не нуждавшиеся в ней, а подавшие заявку «интереса ради», а среди тех, кто не получил, – реальные безработные, все-таки именно количество получателей показывает относительно релевантные данные о тех, кто остался без работы. 

Число официальных безработных увеличилось среди прочего и благодаря упрощению требований к претендентам на соцвыплату. Государство позволило получить 42 500 тенге и тем, кто ранее не работал официально и впервые уплатил единый совокупный платеж (ЕСП) в размере одного месячного расчетного показателя 2778 тенге. Напомним, что ЕСП предназначен для физических лиц, которые оказывают услуги или продают что-либо со своего подсобного хозяйства и получают доход в размере менее 1175 МРП (3,3 млн тенге) в год, обходясь без наемных работников. 11 мая на итоговом заседании госкомиссии по обеспечению режима ЧС президент Касым-Жомарт Токаев сообщил, что более 40% получивших 42 500 тенге – это люди, впервые уплатившие ЕСП. Доказательством служит и увеличившееся количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков в ЕНПФ – с 10,1 млн на 1 апреля до 10,9 млн на 1 мая. 

4,2 млн «временно вне занятости»

На заседании правительства в начале июня министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов сообщил, что в марте – апреле в республике «временно осталось вне занятости» 4,2 млн человек. Больше всего пострадали работники сферы торговли и услуг в крупных городах. Тут стоит отметить, что официальный уровень безработицы не менялся с III квартала 2018 года, замерев на отметке 4,8%. В I квартале 2020 года уровень безработицы составил 442,4 тыс. человек при общей численности рабочей силы 9,2 млн человек (учитываются лица от 15 лет). 

В мае, по оценке Минтруда, число «временно оставшихся вне занятости» работников снизилось с 4,2 до 1,146 млн человек. В июне должно сократиться до 1,063 млн человек, а в июле – и вовсе до 514 тыс. человек, вернувшись если не на уровень I квартала 2020 года, то хотя бы к относительно близким цифрам. Минтруда прогнозирует, что в декабре число безработных будет составлять 565 тыс. человек, а уровень безработицы – 6,1%.

«Мы думаем, что с июля на рынке труда мы стабилизируем ситуа­цию, и до конца года уровень безработицы составит 6,1%», – сказал Нурымбетов. 

По данным на 29 июня (информация снова от министра труда и соцзащиты), в центрах занятости в целом на учете состояли 320 тыс. человек, из них 181 тыс. зарегистрированы в качестве безработных.

«На сегодня безработное население без доходов и возможности работать мы оцениваем в 735 тыс. человек», – сказал Нурымбетов «Курсиву».

Получение взамен зарплаты соцвыплаты в размере 42 500 тенге, по данным Комстата, практически не отразилось на среднедушевых номинальных денежных доходах населения – в апреле они выросли по сравнению с мартом на 5,7% и достигли 110 тыс. тенге. Но у Минтруда, правда, другие цифры.

«По оценке наших экспертов, среднедушевой доход населения в апреле составил 59 тыс. тенге», – сообщил Нурымбетов. 

Сработает ли старое оружие против новой напасти

Для создания новых рабочих мест правительство собирается пустить в ход инструменты из старого арсенала. В частности, речь идет о Государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Енбек». Только по программе «Енбек», объем финансирования которой должен составить 176 млрд тенге, в этом году планируется охватить 600 тыс. человек: прямо по вакансиям трудоустроят 280 тыс. человек, просубсидировано будет 211 тыс. рабочих мест, 58 тыс. человек будут обучены различным специальностям, а 51 тыс. человек будут обучены предпринимательству. Из упомянутых 600 тыс. уже можно вычесть 184 тыс. человек, которые были трудоустроены по программе в январе – мае. 

Другой программой, которая привлечет безработных, станет «Нурлы жол». С ее помощью предполагается трудоустроить 200 тыс. человек. Программы «Цифровой Казахстан» и «Нурлы жер» помогут найти работу еще 50 тыс. и 47 тыс. казахстанцев соответственно. По программе «Дорожная карта занятости – 2020» планируется трудоустроить 255 тыс. человек, в том числе 58 тыс. – в жилищно-коммунальном хозяйстве, 46 тыс. – в благо­устройстве. Средняя зарплата работников, по данным Минтруда, составит 90 тыс. тенге.

Нынешний кризис высвободил не работников строительной отрасли, как это было, например, в 2008 году, а сотрудников фитнес-клубов, развлекательных центров и кинотеатров, а работу им государство по старинке предлагает в дорожном строительстве или ЖКХ. И это с высокой вероятностью создаст диспропорцию на рынке труда. К тому же и небольшие зарплаты вряд ли смогут привлечь работников из сферы услуг, потерявших работу в карантин, отметил директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев. По его мнению, существующие официальные данные о безработице в Казахстане далеки от реальности.

«Совершенно очевидно, что официальный уровень безработицы не отражает реальность. В него никто не верит, включая само правительство и самого министра труда», – сказал он «Курсиву». 

Два года назад Минтруда должно было привести свою статистическую методологию в соответствие с последними рекомендациями Международной организации труда, но, как отметил Ошакбаев, есть большие сомнения в том, что это реально было сделано. Косвенным подтверждением он назвал тот факт, что безработица долгое время остается на уровне ниже 5%.

«Кроме того, все мы знаем, что другие показатели – занятости, доходов – тоже могут быть искажены. Сравните их с тем, что фактически АСП (адресная социальная помощь. – «Курсив») получили 2,2 млн человек, с теми 4,4 млн человек, кто получил 42 500 тенге. Соответственно, это люди, которые потеряли доходы, и это совершенно не коррелирует со статистическими показателями безработицы и доходов», – сообщил Ошакбаев, назвав статистику по рынку труда «сильно искаженной».

В соседней России государство стимулирует бизнес сохранять рабочие места в пострадавших от карантинных мер отраслях льготными, под 2%, кредитами на выплату зарплаты. Максимальный объем кредита ограничен суммой в шесть минимальных размеров оплаты труда на сотрудника (422 852 тенге по курсу Нацбанка на конец июня, федеральный МРОТ в РФ –12 130 рублей). Ощутимая оговорка: если предприятие в течение года сохранит 90% персонала, то государство погасит за бизнес и кредит, и проценты по нему. Подобная мера, отметил Ошакбаев, могла бы сработать и в Казахстане, сократив число «временно оставшихся вне занятости».

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg