Перейти к основному содержанию

1815 просмотров

В Балхаше сотрудники водоканала два месяца не получали зарплату

Им задолжали 46 млн тенге

Фото: Shutterstock.com

Сотрудники КГП «Балхаш Су», снабжающего население питьевой водой, не получили своевременно заработную плату за два летних месяца – июль и август, передает корреспондент Kursiv.kz. 

Как сообщили в акимате Балхаша, возникшие проблемы связаны с арестом счетов государственного предприятия. Его наложили в июле 2019 года. Причиной стала невыплата задолженности в размере 460 млн тенге, которая образовалась перед ТОО «Казэнергоцентр»: насосные станции водоканала потребляют большое количество электроэнергии. 

В общей сложности монополист задолжал своим сотрудникам 46 млн тенге.

«Мы провели переговоры с кредиторами и составили график погашения долга. В результате арест со счетов был снят. Сегодня предприятие выходит на стабильный режим работы. Задолженность по заработной плате выплачивается ежедневно с текущих начислений», – заверила пресс-секретарь акимата Балхаша Айман Базылханова

По ее словам, КГП «Балхаш Су» переживает не лучшие времена. Согласно приказу департамента по регулированию естественных монополий Карагандинской области, введен компенсирующий тариф. Из-за чего резко выросла кредиторская задолженность, а доходы, наоборот, снизились на 50%. 

КГП «Балхаш Су» пытается отменить действие временного тарифа, устанавливающего более низкие расценки на водоснабжение и водоотведение, но безрезультатно. В июне 2019 года экономический суд Карагандинской области не удовлетворил иск об отмене соответствующего приказа антимонопольного органа. Так как монополист не исполнил статьи затрат тарифной сметы за 2017 год более чем на 5%, причинив ущерб потребителям на общую сумму 282,8 млн тенге. 

Решение суда первой инстанции еще не вступило в законную силу. В настоящее время дело рассматривает апелляционная коллегия. 

В Комитете по регулированию естественных монополий пояснили, что по результатам проведенного ими анализа было выявлено неисполнение тарифных смет на общую сумму необоснованного дохода КГП «Балхаш Су» за 2015 и 2017 годы в размере 419,2 млн тенге.
(258, 9 млн тенге в 2017 году и 160,3 млн тенге остаток необоснованного дохода за 2015 год) 

«По результатам проведенного анализа исполнения тарифных смет КГП «Балхаш Су» Департаментом выявлено неисполнение статей затрат тарифной сметы за 2017 год более чем на 5 % от предусмотренных утвержденной тарифной сметой. В результате потребителям города Балхаш и поселка Саяк причинен ущерб на общую сумму 258,9 млн тенге (с учетом ставки рефинансирования 9,25% годовых, установленного Национальным банком Республики Казахстан на сумму 282 864,60 тыс.тенге)»,- пояснили в ведомстве.  

В эту сумму входит, в том числе неисполнение по текущему ремонту 130 млн тенге. Согласно представлению прокуратуры, фактические работы не проводились, а представленный акт приемки выполненных работ - фиктивный документ.

«По результатам проведенного анализа исполнения тарифных смет КГП «Балхаш Су» Департаментом выявлено неисполнение статей затрат тарифной сметы за 2018 год более чем на 5 % от предусмотренных утвержденной тарифной сметой на услуги подачи воды по распределительным сетям и отвода сточных вод, в результате которого потребителям города Балхаш причинен ущерб на общую сумму 186,2 млн. тенге, с учетом ставки рефинансирования 9,25% годовых, установленного Национальным банком Республики Казахстан на сумму 203,5 млн тенге»,- подчеркнули в пресс-службе комитета. 

Напомним, в октябре 2018 года власти Карагандинской области выделили на поддержку КГП «Балхаш Су» 159 млн тенге. Деньги пошли на оплату тех расходов предприятия, которые не вошли в тарифную смету. Более 50% –  на покупку электроэнергии для работы насосных станций, установок и другого оборудования, остальные средства – на сдерживание тарифа.

4049 просмотров

Почему казахстанцам продолжают начислять налоги на давно проданные автомобили

Даже оплата транспортного налога за давно проданное авто еще не означает окончания проблем

Фото: Shutterstock

Извещения о больших долгах по налогам становятся неприятным сюрпризом для граждан страны уже несколько лет подряд. Невольными должникам оказываются в том числе те, кто продал свой автомобиль по доверенности в начале 2000-х годов.

На 1 января 2019 года задолженность по налогам имели 1,4 млн казахстанцев, общая сумма задолженности – 20,9 млрд тенге, из которых 6,6 млрд приходилось на начисленные пени. 70% задолженности приходилось на налог на транспортные средства. Такие данные озвучил летом вице-министр финансов РК Канат Баедилов, анонсируя проведение налоговой амнистии для физлиц (действует в республике до конца года; по ее условиям тем, кто оплатит основной долг до 31 декабря, начисленная пеня будет списана автоматически). Люди со значительными долгами по транспортному налогу – нередко вовсе не злостные налогоплательщики. Они просто продали свой автомобиль по генеральной доверенности – такая практика была широко распространена в Казахстане еще несколько лет назад.

Судя по архивным публикациям СМИ, в 2004-2005 годах до 70% казахстанцев управляли автомобилями на основании генеральной доверенности.

Почему была популярна доверенность

Популярность этого вида документов у населения объяснялась просто. В отличие от договора купли-продажи, на оформление которого вместе с учетными процедурами по передаче автомобиля от старого владельца новому хозяину уходило до трех рабочих дней, доверенность сроком на три года с правом продажи транспортного средства выписывалась в течение нескольких минут. Не так много времени занимала и регистрация нотариально заверенного документа в отделениях дорожной полиции – это было необходимо сделать в течение 10 рабочих дней. Даже несмотря на наличие внушительных очередей и обязательную сверку номеров кузова и двигателя автомобиля с данными техпаспорта, хватало трех-четырех часов.

Не менее важно, что услуги нотариуса даже вместе с ускоренной регистрацией доверенности в дорожной полиции в общей сложности стоили, например, в 2002 году максимум 4000 тенге. За полное оформление договора купли-продажи нужно было отдать 15 500 тенге ($100 на тот момент), при том что средняя заработная плата по стране в 2002 году составляла 20 305 тенге, а автомобиль Mazda 626 1989 года выпуска стоил $1800. Никто из казахстанцев, продававших тогда автомобили, и предположить не мог, что спустя много лет им придется заплатить за генеральную доверенность намного больше.

Проблема со стажем

Проблеме с долгами по транспортному налогу за проданные ранее по доверенности автомобили уже несколько лет, и она сохраняет актуальность – все больше казахстанцев узнают о своих задолженностях перед государством. Без погашения этих долгов нет возможности выехать за границу или взять кредит в банке. Чаще всего история начинается с квитанции за коммунальные услуги, где вдруг появляется графа с задолженностью по налогам на сумму, порой в разы превышающую ежемесячную зарплату даже высокооплачиваемого специалиста. И только после обращения в районные департаменты государственных доходов люди узнают, что им необходимо оплатить транспортный налог за автомобиль, проданный по доверенности более 10–15 лет назад. Получившие извещение бывшие автовладельцы обязаны погасить долги за последние пять лет, а также оплатить транспортный налог за текущий год вне зависимости – хоть и продали свой автомобиль по доверенности в 2001-м или, скажем, в 2004 году.

По словам одного из экс-владельцев внедорожника Nissan Patrol 1991 года выпуска, представившегося «Курсиву» Нуржаном Искаковым, ему предписано оплатить транспортный налог на общую сумму более 1,5 млн тенге. «Честно говоря, я уже и забыл, что у меня была эта машина. Только придя в налоговую, вспомнил о ней. Хороший внедорожник, только вот топлива ест много да и в обслуживании был дорогой. Налоги к тому же из-за объема двигателя были огромными. Потому и продал ее, как тогда было принято, по генеральной доверенности. В 2003 году это было. Покупатель, помню, обещал машину оформить на себя. Теперь оказывается, что до сих пор на мне висит. Неизвестно, где она находится. Может, за эти годы уже на запчасти разобрали», – рассказал «Курсиву» Нуржан Искаков.

Семья живущей в Алматы Татьяны Лысенко узнала о наличии долгов по транспортному налогу из полученной этим летом квитанции за коммунальные услуги. «У нас Mercedes был. Продали, кажется, в 2001 году. Людей, которым продавали, не помним. Где они и чем занимаются – не знаем. Налог мы оплатили еще в сентябре за несколько лет. Почти 300 тысяч тенге! Я была в ужасе и трансе! Но надо платить. Потому что если не сделать этого, то будут заблокированы все счета и водительские права», – заметила в беседе с «Курсивом» Татьяна Лысенко.

Справка на справке

Естественно, что следующим шагом всех людей, когда-то продавших свои автомобили по генеральной доверенности, становится попытка снять с учета машины, которые им уже давно фактически не принадлежат. Прежде всего для того, чтобы в будущем не платить налоги и штрафы «за того парня». Из бесед с бывшими владельцами автомобилей выясняется, что сделать это не так уж и просто – в первую очередь потому, что ни у кого из них нет на руках техпаспорта и каких-либо других правоустанавливающих документов. В итоге процедура по снятию машин с учета затягивается на несколько месяцев. Семья Татьяны Лысенко занимается этим с сентября, и процесс еще не завершен. «Справку об уплате долгов и отсутствии задолженностей в налоговом комитете выдают через пять рабочих дней. Ехать с нею в автоЦОН бесполезно. Там сразу же отправляют в районное отделение дорожной полиции. Если вдруг оказывается, что машина проходит по базе, как находящаяся где-то под арестом, то в дорожной полиции говорят, что сначала надо получить справку у судебных исполнителей о снятии с нее ареста. Надо подождать еще 15 дней. Со справкой от судебных исполнителей, выданной на основании справки от налоговой, едешь за справкой в дорожную полицию. Ждешь еще 10 рабочих дней. Наконец, со справкой от дорожной полиции едешь в автоЦОН, где обещают выдать документ о снятии автомобиля с учета в течение, опять же, 15 не календарных, а рабочих дней», – поделилась своим опытом с «Курсивом» Татьяна Лысенко. Она недоумевает, почему дорожная полиция и Комитет госдоходов не договорились организовать процесс по снятию проданных ранее по генеральным доверенностям автомобилей по принципу одного окна, ведь проблема носит массовый характер. «Людей с такими же проблемами, как у нашей семьи, – воз и маленькая тележка. И каждому по нескольку раз приходится отпрашиваться с работы. Разве это нормально? Неужели ничего нельзя сделать?» – возмущается жительница Алматы.

Алгоритм от госорганов

Госорганы РК в курсе проблем населения, связанных с распространенной почти до 2009 года практикой продажи автомобилей без заключения договоров купли-продажи и трудностями снятия с учета оформленных по доверенностям машин. Еще в декабре 2013 года на тот момент заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос Мураталиев признал усугубившееся положение бывших собственников автомобилей после ужесточения правил по сбору транспортного налога. «По сложившейся практике сведения о собственниках транспортных средств передавались в налоговые органы для налогообложения, о чем многие и не знали. Автомобили стареют, изнашиваются, могут получить повреждения в ДТП. В общем, выходят из строя по самым разным причинам. В этих случаях новые фактические владельцы и не собирались снимать их с учета, в лучшем случае перепродавая машины на запчасти. При этом судьба государственных номеров и свидетельств о регистрации транспортных средств никого не интересовала», – констатировал Жандос Мураталиев.

Тогда же, в 2013 году, был предложен и новый порядок снятия с учета автомобилей, проданных по доверенностям в конце 90-х – начале 2000-х годов, который действует до сих пор. Бывшим собственникам автомобилей следует, предварительно выплатив долги по транспортному налогу, явиться в автоЦОНы с письменным заявлением об обстоятельствах вывода транспортных средств из фактического владения, а также утраты государственных регистрационных номеров и документов на автомобиль. Кроме того, в заявлении необходимо по возможности указать имя, фамилию и место жительства лица, время продажи автомобиля и другие сведения, которые позволяют сделать вывод об отсутствии эксплуатации транспортного средства в течение трех последних лет. Соответственно, только при представлении всей этой информации, которая будет сверена с данными о прохождении техосмотров, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, камер видеонаблюдения и сотрудников дорожной полиции, у людей, продавших автомобиль по доверенности, появляется возможность снять его с учета в установленные законодательством сроки.

Предложение снизу

Бывший владелец внедорожника Nissan Patrol Нуржан Искаков скептически относится к возможности снять свою былую собственность с учета. Он не помнит ни места совершения сделки, ни даже имени того человека, которому он продал свою машину. «Все, что я помню, – это приблизительное место, где находился офис нотариуса. Их тогда там много было, а сейчас на этой улице стоят новые дома и нет ни одного нотариуса. Мне кажется, что на самом деле проблема таких, как я, попавших в передрягу людей решается достаточно просто. Нужно всего лишь объявить о замене выпущенных 15-17 лет назад государственных номерных знаков с обязательным запретом их эксплуатации», – предложил алматинец, который пока не знает, где найти 1,5 млн тенге на уплату транспортного налога, начисленного на автомобиль, которого у него давно нет.

инф1.png

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций