Перейти к основному содержанию

2017 просмотров

Украина может экстрадировать казахстанских оппозиционеров на родину

Страны договорились о взаимной выдаче объявленных в розыск лиц

Фото:shutterstock

Депутаты Мажилиса ратифицировали договор между Казахстаном и Украиной о взаимной выдаче находящихся в розыске по подозрению в совершении уголовных преступлений граждан обеих стран. Документ был подготовлен еще в октябре прошлого года

Как отметил в ходе заседания нижней палаты парламента заместитель генерального прокурора Мурат Ахметжанов, обмен будет происходить не только в отношении тех, кто подозревается в преступлениях, но лиц уклоняющихся от исполнения судебных решений.  

«Сегодня вопросы сотрудничества в области экстрадиции между двумя странами регламентируются минской конвенцией, которая не запрещает заключать международные договоры. Кроме того, с 2014 года Украина постепенно выходит из СНГ, поэтому возникла необходимость заключения такого договора», - подчеркнул господин Ахметжанов.

Аналогичные двусторонние договоры, по его словам, имеются с 21 страной. В ближайшее время планируем подписать аналогичные документы с Малайзией, Грецией и Кипром. 

Согласно договору, выдача осуществляется, если за совершение преступления в обеих странах предусмотрено лишение свободы не менее одного года или если уже осужденным лицом срок отбытия наказания составляет более 6-10 месяцев. Договором также предусмотрены основания для отказа в выдаче. К примеру, если деяние, рассматриваемое в одной стране как преступление, в другой стране таковым не является, или если истекли сроки давности, а также если запрашиваемое деяние является воинским преступлением, выдача может причинить ущерб суверенитету, национальной безопасности, противоречить законодательству или международным обязательствам.

По словам Мурата Ахметжанова, за последние три года Украина выдала Казахстану шестерых преступников. Еще столько же разыскиваемых казахстанскими правоохранительными органами находятся в этой восточно-европейской стране. Рассматривается в вопрос об их выдаче. 

Неизвестно, входят ли в список этих шести человек трое казахстанских оппозиционеров, которые упоминаются в розыскной базе Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Предположительно все они находятся в Киеве.   

Среди них Жанара Ахметова, разыскивается на родине за неисполнение решения суда. В 2009 году она была приговорена к семи годам лишения свободы за мошенничество с отсрочкой исполнения приговора из-за наличия у нее малолетних детей. Это позволило ей остаться на свободе. В 2017 году отсрочку приговора отменили, после чего Ахметова перебралась в Киев. В том же году она была задержана украинскими силовиками по экстрадиционному запросу казахстанских властей, но вскоре была отпущена. В марте этого года ей было отказано в получении политического убежища.  

Наталья Садыкова, журналистка из Актобе, разыскивается, согласно информации на сайте комитета, из-за того, что скрылась от суда. Она проходит подозреваемой по делу о клевете на бывшего депутата мажилиса Марата Итегулова. В 2014 году она переехала в Киев. По данным СМИ, вместе с супругом и детьми Садыкова зарегистрирована в качестве беженки в Верховном комиссариате по делам беженцев ООН. Они также получили статус политических беженцев в самой Украине. 

Еще один разыскиваемый активист, который также, вероятно, находится в украинской столице – Ермек Нарымбаев. В 2016 году он был приговорен к трем годам лишения свободы за разжигание розни в социальных сетях. Впоследствии реальный срок ему был заменен на условный, с запретом выезда за пределы места жительства без специального разрешения. Кроме того, суд запретил заниматься ему общественной деятельностью в течении пяти лет. Через несколько месяцев Нарымбаев через Кыргызстан и Турцию вылетел в Киев. 
 

178 просмотров

Вспоминая прагматизм Пола Волкера

Экс-глава ФРС умер в минувшее воскресенье в своем доме в возрасте 92 лет

Фото: Pierre Manevy, Daily Express, Getty Images

Когда я только начал писать про Федеральный резерв в 2001 году, Пол Волкер уже давно там не работал, однако он словно был здесь повсюду. Каждый раз, когда он что-то говорил, то создавал новостные поводы.

Столкнувшись с трудностями, к нему обращались различные организации, поскольку им нужен был человек, чьи личные качества и порядочность были бы безупречны. В 2008-м президент Барак Обама назначил его главой своего консультативного совета по экономике. А его преемники на посту председателя ФРС регулярно отмечали вклад Волкера в победу над инфляцией.

И все же, несмотря на все то уважение, которым Волкер пользовался вплоть до самой своей кончины, по серьезным макроэкономическим вопросам (инфляция, дефицит госбюджета, банковские операции) его преемники относились к нему как к «ястребу», время которых давно прошло.

Когда в самом начале финансового кризиса 2008 года ФРС разработала план спасения инвестиционного банка Bear Stearns, Волкер обрушился на регулятора с критикой за то, что тот «достиг пределов своих законных и подразумеваемых полномочий, нарушив давно устоявшиеся принципы и практики центробанка». Однако ФРС осталась непреклонной и продолжила оказывать банкам еще большую помощь.

Когда ФРС начала таргетировать инфляцию на уровне 2%, чтобы та не опустилась еще ниже, Волкер был настроен скептически.

«Я не понимаю этого», – заявил он в 2009-м. Регулятор, возмущался он, «целому поколению говорит, что половина их покупательской способности уходит в никуда».

Впрочем, ФРС продолжала инициировать все более агрессивные программы экономического стимулирования, чтобы не допустить снижения инфляции.

Когда дефицит федерального бюджета усилился, Волкер вместе с десятками других бывших политиков предупреждал о «долговом кризисе». Однако с тех пор федеральный долг продолжает расти и кризис все еще не наступил.

Критика из уст Волкера вполне понятна, если учесть, что с целью победить двузначную инфляцию перед лицом растущей безработицы и возмущения со стороны населения он довел базовую ставку почти до 20%.

Тем не менее более детальное изучение деятельности Волкера в годы его работы в правительстве показывает, что он был весьма прагматичным и не таким уж суровым, как его репутация и собственная память. На самом деле он регулярно подгонял и даже переписывал правила для того, чтобы справиться с хаосом вокруг.

В 1971 году дефицит торгового баланса и инфляция в США вызвали устойчивый отток золота, что угрожало привязке доллара к этому драгметаллу – стержню Бреттон-Вудской системы фиксированных валютных курсов. И тогда президент Ричард Никсон поручил Волкеру, занимавшему в те годы пост замминистра финансов, закрыть для золота это окно.

«Я очень не хочу этого делать, ведь я всю свою жизнь защищал Бреттон-Вудскую систему. Но теперь это просто необходимо, ибо мы не можем продолжать в том же духе», – заявил Волкер тогдашнему главе ФРС Артуру Бернсу, как пишет биограф Уильям Силбер.

В итоге этот шаг стал началом новой эры плавающих и порой страшно волатильных обменных курсов, которая продолжается по сей день.
Заняв пост председателя ФРС в 1979 году, Волкер искал нестандартные способы победить инфляцию и в итоге принял решение таргетировать денежную массу. Это привело к резким колебаниям процентных ставок и двум стремительным экономическим спадам, опустошившим экономику США. В 1982-м он начал снижать ставки, несмотря на то что инфляция по-прежнему оставалась на высоком уровне в одну цифру.

По словам Винсента Рейнхарта, который долгое время был высокопоставленным сотрудником ФРС, а сегодня является главным экономистом в Mellon Investment Management, Волкер вполне мог принять инфляцию на уровне 4%, поскольку у него не было формулы, определяющей стабильность цен, – речь шла просто о «состоянии души». Что еще более важно, Волкер боялся, что высокие ставки дестабилизируют мировую финансовую систему. Например, в течение всего 1982 года он был сильно обеспокоен угрозой банкротства Мексики, что несло потенциальные риски для десятков крупных американских банков, выступавших ее кредиторами. В итоге ФРС предоставила Мексике кредит для покрытия дефицита валютных резервов страны, а сам Волкер стал инициатором встречи между Мексикой и ее кредиторами. Последние согласились пересмотреть сроки выплаты долга. Это позволило избежать обесценивания кредитов, что могло привести к краху некоторых банков.

Два года спустя, когда седьмой по величине банк США Continental Illinois оказался на грани краха из-за рискованных корпоративных кредитов (прежде всего в сфере энергетики) и ненадежных, незастрахованных депозитов, в Штатах вновь возникла угроза кризиса. Волкер считал, что если Continental Illinois обанкротится, то напуганные люди начнут забирать свои вклады и из других крупных банков. В итоге ФРС предоставила Continental Illinois кредит, а Федеральная корпорация по страхованию депозитов помогла незастрахованным вкладчикам, позже установив свой контроль над всем банком. Этот эпизод побудил одного конгрессмена даже придумать специальное выражение – Too big to fail («слишком большой, чтобы обанкротиться»).

В 1989-м, через два года после ухода из ФРС, Волкер посетил конференцию экономистов в Кембридже (штат Массачусетс), посвященную финансовым кризисам. Там он выступил с предупреждением о том, что политики, неоднократно вмешиваясь в экономику, способны «закрепить те модели поведения, которые лишь усиливают риск». Позже, говоря о том, что он чувствовал, когда разрывался между необходимостью действовать и желанием избежать угрозы недобросовестности, Волкер рассказал, что еще в 1970-х, будучи главой Федерального резервного банка Нью-Йорка, он часто говорил себе:

«Все, что нужно этой стране, чтобы люди встряхнулись и стали более дисциплинированными, – это хорошее банкротство банка. Но, пожалуйста, Боже, не в моем районе».

В 2013-м, собирая материал для своей книги о кризисах и рисках «Защита от дурака», я навестил Волкера в Нью-Йорке и спросил его об этой реплике. С улыбкой он ответил: «Это было лишь моим признанием своей личной слабости».

Однако на самом деле это высказывание отражало его прагматизм, признание того, что такие достоинства, как жесткая экономия и риск недобросовестности, могут по-разному оцениваться внутри центрального банка и за его пределами. Это заставляет меня верить в то, что, несмотря на всю свою публичную критику, если бы Волкер управлял ФРС в течение последних 10 лет, он принял бы многие из тех решений, которые были приняты его преемниками.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance