Перейти к основному содержанию

357 просмотров

Сенаторы Казахстана рассказали про слабую законотворческую работу

Порой поправки носят хаотичный порядок

Депутат сената Казахстана Владимир Волков в ходе парламентских слушаний сказал, что проблемой законотворческого процесса является отсутствие видения долгосрочного развития фундаментальных основ в той или иной отрасли. 

«Хаотичные поправки по ужесточению, затем либерализации правоотношений привели к тому что, к примеру, в кодексы, принятые только в 2014 году, вносятся поправки в среднем один раз в 2-3 месяца, а в Кодекс об административных правонарушениях с момента принятия внесены поправки ста семью законами Республики Казахстан. Следует отметить, что такой подход приводит к нестабильности специальных и отраслевых законов и законодательства в целом», – сказал он.

Также он отметил низкое качество планирования законотворческой деятельности. Только в план законопроектных работ правительства на 2019 год поправки вносились семь раз. Не соблюдаются сроки внесения законопроектов в парламент.

«Все чаще имеют место случаи внесения законопроектов на рассмотрение в последние месяцы календарного года или перед окончанием сессии. Уполномоченные органы, ссылаясь на срочность тех или иных поправок, используют самые фантастические приемы только лишь для того, чтобы они побыстрее вошли в законопроект и даже не важно в какой», –добавил сенатор.

По его словам, зачастую подготовка законопроектов диктуется достижением сиюминутной выгоды. Отсюда нередко приходится сталкиваться с отсутствием четкого механизма реализации содержащихся в законах правовых норм, а нередко и их финансовой поддержки.

«Имеют место случаи непоследовательности в действиях разработчиков, когда вновь принятый закон уже через короткое время проявляет отсутствие жизнеспособности, требует корректировки, а то и отмены основных положений. И это далеко не все перечисленное, что свидетельствует о несовершенстве подготовительного этапа законотворческой процедуры и в конечном счете подрывает авторитет права и государства», – пояснил сенатор.

Наболевшей проблемой остается, по его словам, качество вносимых в парламент законопроектов. Как итог, при рассмотрении в палатах выявляются такие ошибки разработчиков, как поправки, противоречащие Конституции и действующим законодательным актам, искаженное и двусмысленное толкование отдельных норм и просто ошибки юридической техники.

Законодательное введение новых обязанностей при слабой разъяснительной работе нередко вызывает возмущение граждан, так как всякая подобная новая обязанность сопровождается установлением ответственности и сразу с вступлением в законную силу. Как это было с нормами о запрете на перевозку детей при отсутствии специального детского удерживающего устройства, обязательной регистрации по месту жительства. В этой связи он предложил увеличить сроки введения в действие ответственности за новые обязанности граждан, в течение которых государственные органы должны провести разъяснительную работу в СМИ и социальных сетях, а граждане смогут подготовиться к новым правовым реалиям.

1011 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance