1817 просмотров

Появится ли в Казахстане реестр осужденных коррупционеров?

Эксперты высказали свое мнение

Фото: Shutterstock.com

Предложение Transparency Kazakhstan о создании публичного реестра осужденных все еще в стадии рассмотрения: отношение к нему неоднозначное как со стороны чиновников, так и экспертов.

Предложение от Transparency Kazakhstan по созданию открытого списка лиц, осужденных за уголовные коррупционные преступления, ушло в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции еще в декабре прошлого года.

В список было предложено включить такие данные осуж­денных, как фотография, ФИО осужденных, номер и наименование статей Уголовного кодекса, по которым они были осуждены, год, когда был вынесен приговор, характер наказания (штраф, общественные работы, ограничение свободы, условный срок, лишение свободы, конфискация имущества), а также примечание, какие должности этим лицам запрещено занимать пожизненно и какой деятельностью они не имеют права заниматься.

В общественном фонде предполагали, что такой черный список будет размещен на сайтах АДГСПК и Национального бюро по противодействию коррупции и станет одним из инструментов борьбы с коррупцией. В апреле 2019-го Данияр Сабирбаев, будучи тогда главой департамента антикоррупционной политики агентства, заявлял: к концу года сопротивление некоторых госорганов по формированию такого реестра будет преодолено, и список выйдет в свет. Однако во время августовской онлайн-конференции на портале BNews он признал, что противодействие появлению такого реестра до сих пор достаточно сильно.

«Мы взяли в работу это предложение, но это достаточно серьезный шаг – сделать такой реестр, – говорит Сабирбаев, теперь уже руководитель департамента добропорядочности Агентства по противодействию коррупции Республики Казахстан. – По мнению многих людей, в том числе представителей государственных органов, это чрезмерно. Чрезмерно, потому что мы нарушаем чуть ли не конституционные права осужденных: человек, совершивший преступление, уже получил соответствующее наказание – или заплатил штраф, или сел в тюрьму, а теперь мы рассматриваем фактически дополнительную меру наказания», – добавил он.

Сабирбаев считает, что вопрос создания реестра требует общественного обсуждения как со стороны юристов, так и со стороны гражданского общества. Агентство по противодействию коррупции готово провести общественные слушания по этому вопросу. 

По словам исполнительного директора Transparency Kazakhtan Ольги Шиян, аналоги предлагаемого реестра коррупционеров действуют в Германии, России и Кыргызстане и помогают обеспечить общественный контроль за исполнением запрета на занятие определенных должностей экс-чиновниками, имеющими судимость за коррупцию.

«Мы считаем, что такой реестр позволит наглядно оценить реальные результаты по искоренению коррупции и недопущению повторного трудоустройства осуж­денных за коррупцию на госслужбу, – говорит Шиян. – Кроме того, публичный список покажет как гражданам Казахстана, так и иностранцам, что борьба с коррупцией в стране идет, невзирая на должности».

Адвокат Джохар Утебеков сом­невается в том, что создание такого реестра является первоочередным шагом в борьбе с коррупцией.

«У нас огромное количество известных госдеятелей осуждено, включая двух премьеров бывших (Акежан Кажегельдин и Серик Ахметов. – «Курсив»), куда уже дальше в плане публичности? Мы и так знаем всех их в лицо – бывших премьеров, акимов, министров, вице-министров. Что изменилось-то от этого? Теперь получим возможность знать в лицо всех – и кто-то думает, что в этот реестр люди будут активно заходить и просматривать его?» – говорит Утебеков.

Первоочередными задачами в деле борьбы с коррупцией адвокат считает внедрение всеобщего декларирования в стране и выполнение 20-й статьи Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, которая предполагает активное уголовное преследование чиновников за доходы, которые они не могут обосновать. С точки зрения профилактики коррупционной преступности, эти меры дают наибольший эффект в других странах, отмечает Утебеков. 

Не ждать слишком многого от появления реестра советуют и российские юристы (в России с прошлого года действует публичный реестр утративших доверие чиновников). По мнению управляющего партнера коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимира Старинского, основное практическое назначение такого реестра – закрыть обратную дорогу на госслужбу попавшимся на коррупции, поскольку наконец систематизированы разрозненные прежде сведения о мотивах увольнения госслужащих.

«А вот с точки зрения превентивной составляющей ждать от такого реестра слишком многого не стоит – коррупции от этого меньше не станет», – резюмирует эксперт.

banner_wsj.gif

14 просмотров

Әлем елдерінің парламентінде гендерлік теңдік сақтала ма?

Соңғы 25 жылда әйелдердің үлесі 2 есе өскен

Фото: Асқар Ахметуллин

Соңғы 25 жылда парламенттегі әйелдердің үлесі екі есе өскен. Халықаралық парламент одағының (Inter-Parliamentary Union) мәліметі бойынша, бүкіл әлемдегі сайланбалы заң шығарушы органдардағы орынның 25 пайызы әйелдерге тиесілі. 

1995 жылдары парламенттегі әйелдердің үлесі бойынша Скандинавия және басқа да дамыған мемлекеттер көшбасшы болып, бірінші орында Швеция тұрған. Қазіргі кезде парламенттегі әйелдер саны бойынша Шығыс Африкада орналасқан Руанда көш бастап тұр. 

Төменгі палатадағы депутаттық 80 орынның 49-ын әйелдер иеленген, соның ішінде 24 орын әу баста-ақ әйел адамдар үшін арнайы квота ретінде бөлінеді. Дүниежүзілік экономикалық форумның байламы бойынша, 2015 жылы Руанда Үкіметі әлемдегі ең нәтижелі биліктің ондығына енген.

Куба Республикасының бір палаталы парламентіндегі 605 депутаттың 322-і – әйелдер, бұл мемлекетте биліктегі әйелдердің үлесі өте жоғары. Одан кейінгі орында Боливия тұр, онда парламен төменгі палатасының 53,3 пайызын әйелдер құрайды. 2019 жылдан республиканы ел тарихындағы алғашқы әйел-президент Жанин Аньес басқарып келеді. 

Ал төртінші орында – Біріккен Араб әмірліктері. Бұл елде парламеттің қызметін ұлттық аймақтық кеңес атқарады, онда президент резолюциясы бойынша әйел адамдарға 50 пайыз квота бөлінген. БАӘ ұлттық кеңесі – заң шығарушы орган емес. Тек заңды талқылау мен оған өзгертулер мен толықтыру енгізуге құқылы. 

Ал Швеция қазір жетінші орынға түсіп кеткен. Ел парламентіндегі әйелдердің үлесін арттыру бағытында соңғы ширек ғасырда Оңтүстік және Солтүстік Америка елдері қарқынды дамыды. Бұл ретте Тынық мұхиты аймағындағы мемлекеттерде алға жылжу аз. Мәселен, Папуа-Жаңа Гвинея және Вануату сынды мемлекеттердің парламентінде әйел адамдар мүлдем жоқ. 

Ал ТМД елдері арасында парламенттегі әйелдер саны бойынша бірінші орында Беларусь келеді, ал әлем елдері арасында –22 орында. Бұл елде парламент төменгі палатасындағы әйел депутаттардың саны 40 пайызды құрайды.

aiel.png

Осы ретте әйелдердің сайлау процесіне қатысуы елдегі саяси еркіндіктің кепілі бола алмайтынын айта кеткен жөн. Айталық, Руанданың өзі Freedom House тұжырымы бойынша, еркіндік рейтингіндегі 100 балдың тек 22-сін жанап, еркіндік жоқ елдердің қатарына кірген. Ал Араб әмірліктеріндегі еркіндік деңгейі 17 баллға бағаланса, Куба Республикасында тіптен төмен – бар-жоғы 14 балл. 

Кейбіл елдерде парламенттегі әйелдер санының артуын арнайы квота енгізілуімен түсіндіруге болады. Парламентаралық кеңестің бас хатшысы Мартин Чунгонг  квота енгізілген елдерде әйелдер өз қабілеттерін барынша көрсете алатынын атап өткен.

Әйелдердің сайлау процесіне қатысуына кепіл берілуі көптеген елдерде өз нәтижесін беріп келеді. Биліктің сайланбалы органдарында әйелдер үшін арнайы квота бөлу тәжірибесі әлемнің 104 елінде қолданылады. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg