Перейти к основному содержанию

1753 просмотра

Кто организует железнодорожные круизы в Казахстане

И почему это так дорого

Фото: Олег Спивак

Компания «Туран Азия» – единственный казахстанский партнер немецкой фирмы Lernidee Trains and Cruises, которая уже более 20 лет привозит иностранных туристов в Центральную Азию в двухнедельные путешествия по железной дороге.

Lernidee в переводе c немецкого – «идея обучения». В это трудно поверить, но история крупного немецкого туроператора началась с курсов по изучению русского языка в Берлине в конце 80-х годов прошлого века. Эти курсы открыл школьный учитель Ханс Энгбердинг. Его взрослые ученики были нетерпеливы – им хотелось побыстрее увидеть ставший вдруг доступным Советский Союз, а не просто учить русские слова. Школьный учитель придумал: будем ехать на поезде по Транссибирской магистрали и учить язык по дороге. Оказалось, что у Энгбердинга недюжинный организаторский талант – поезд с иностранными туристами отправлялся в круиз по Транссибу снова и снова, и теперь уже бывший школьный учитель начал искать новые направления. Его внимание привлекла Центральная Азия. 

Старт по Шелковому пути 

В чем идея железнодорожного туризма? Днем пассажир круизного поезда осматривает достопримечательности, ночью – едет от одного пункта путешествия до другого.
 
Orient Silk Road Express – такое название получил железнодорожный круиз по Шелковому пути. Он начинался в Казахстане, и Энгбердингу для работы на новом направлении был нужен местный партнер, которому предстояло решать большую часть оргвопросов. Этим парт­нером стала компания «Туран Азия». 

По словам генерального директора «Туран Азии» Гульгайши Касенхановой, поезд, возивший иностранных туристов по Шелковому пути на рубеже двухтысячных, был составлен из казахстанских вагонов, которые особым комфортом не отличались.

«Душевая кабина была только в одном вагоне, и она переставала работать, как только мы выезжали из Алматы. Туристов это не смущало, они все равно шли в душ, а проводники там постоянно дежурили, чтобы вычерпывать воду», – рассказывает она.

IMG_5640.JPG

В типичные для поездов туалеты (их в казахстанских поездах до сих пор можно встретить чаще, чем биовариант) сотрудники «Туран Азии» стелили специальные коврики: немецкие туристы уверенно шли туда в носках, несмотря на воду на полу. Для того, чтобы обеспечить комфорт иностранным гостям, принимающая сторона закупала красивое постельное белье, кошмы, оформляла купе различными вещами с национальным орнаментом – хотелось придать внутреннему интерьеру вагона восточный колорит. 

Сейчас в составе Orient Silk Road Express казахстанских вагонов не осталось, их заменили российские (изготовлены «Трансмашхолдинг» совместно с ООО НПП «Циркон-Сервис») и узбекские (изготовлены Ташкентским заводом по строительству и ремонту пассажирских вагонов) спецвагоны. Узбекская сторона сделала спецвагоны именно под этот проект – ведь железнодорожный круиз по Шелковому пути не может пропустить Хиву, Бухару, Самарканд и Ташкент. В оформлении произведенных в Узбекистане вагонов сразу были использованы восточные мотивы, так что закупать кошмы теперь не нужно. Но работа специалистов «Туран Азии» по-прежнему состоит из тысячи мелочей. 

IMG_5651.JPG

Подготовительная группа 

Перед отправлением круизного поезда работники турфирмы временно переквалифицируются в специалистов по закупкам. До того, как приедет новая группа, нужно купить и погрузить в поезд: кофе, чай, конфеты, печенье, вино made in Kazakhstan, воду в бутылках на две недели пути, цветы для ресторана, газеты на немецком языке, журнал Time на английском и сувениры – они будут стоять в каждом купе перед посадкой пассажиров. Обычно сувенирами служат куколки – мальчик и девочка в национальных костюмах. Но при очередной закупке обнаружилось, что этот сувенир стал дефицитом. В его основе – дерево, поставки которого оказались сорваны из-за сибирских пожаров. Так что в сентябрьское путешествие пришлось приобрести сувенирную пару из кобыза и домбры, но на октябрьский круиз обещают вернуть традиционных кукол. Куколки в купе, открытка с уже приклеенной маркой, которую туристу вручают сразу по прилету в Алматы, девушки в нацио­нальных костюмах, встречающие пассажиров при посадке в поезд шоколадками «Рахат» и яблоками апорт, появились не сразу – почти в каждый круиз турфирма «Туран Азия» старалась добавить что-то новое. 

Впечатления туриста во многом зависят от гидов – их на 88 пассажиров Orient Silk Road Express, которые отправились в путешествие на прошлой неделе, – 11 человек. У польской группы свой гид, владеющий польским. Гид для группы туристов из Германии свободно говорит на немецком. Все – проверенные и опытные специалисты. «Гида, который работает с итальянцами, мы готовили сами, – рассказывает Гульгайша Касенханова. – С гидами специфичных языков, таких как испанский, итальянский и португальский – в Казахстане проблема». 

51631446.jpg

469516418.jpg

Круизный сезон 

У Orient Silk Road Express – два двухнедельных маршрута. Первый – Казахстан-Кыргызстан-Таджикистан-Узбекистан (это новый маршрут), второй (и по этому маршруту поезд ходит чаще) – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан с финишем в Ашхабаде. Группа туристов, которая закончила двухнедельный маршрут, улетает домой. В поезд садится новая группа, прилетевшая, например, в Ашхабад, и поезд идет обратно в Алматы. «Orient Silk Road Express сейчас отравляется из Алматы два раза весной и четыре раза осенью – в самое комфортное время для путешествий», – объясняет Гульгайша Касенханова. Несмотря на стоимость тура от 4 тыс. евро, в круизном поезде не бывает свободных мест. Даже во время финансового кризиса 2008 года, когда поток туристов сократился в мировом масштабе, Orient Silk Road Express был заполнен. 

Orient Silk Road Express – проект, которым в компании «Туран Азия» заслуженно гордятся. Турфирма ежегодно участвует в зарубежных отраслевых выставках, и вопрос «С кем вы уже работаете?» здесь слышат от представителей иностранных компаний регулярно. «20-летнее партнерство с Lernidee Trains and Cruises служит для нас своего рода знаком качества», – говорит генеральный директор компании. 

IMG_5637.JPG

В 2016 году они с Энгбердингом делали пробный маршрут в Актау, и с тех пор немецкий предприниматель мечтает запустить круизный поезд Алматы – Мангышлак. «Там удивительная природа и отличная туристическая инфраструктура – в Актау и Атырау пятизвездочные отели и ежедневное авиасообщение», – говорит Ханс Энгбердинг. Но для еще одного круизного поезда нужны дополнительные спецвагоны, а их не хватает. Те, что есть – постоянно в пути, когда спецвагоны не ходят в составе Orient Silk Road Express, они работают либо на Транссибе, либо в Узбекистане, где есть еще один внутренний вариант железнодорожного круиза. Все эти вагоны взяты Lernidee Trains and Cruises в аренду – у РЖД и «Узбекистон темир йуллари». Ханс Энгбердинг не оставляет надежды, что и Казахстан все-таки построит вагоны для круизного поезда. Взяв их в аренду, можно будет запустить новый круизный железнодорожный маршрут из Алматы на Мангышлак, и, не исключено, протянуть его до Ирана.

Самый прославленный

Расследование убийства в одном их самых роскошных поездов мира ведет Эркюль Пуаро, так что благодаря роману Агаты Кристи о «Восточном экспрессе» знали даже те, кто никогда и не думал стать пассажиром этого поезда класса люкс. 

 

«Восточный экспресс» давно исключен из стандартного расписания железной дороги, но вернулся на рельсы в качестве туристического поезда – точнее, сразу нескольких поездов, которые ходят по разным маршрутам. Стоимость путешествия (два дня/одна ночь), например из Праги в Париж, в октябре – от 2450 фунтов стерлингов, из Венеции в Париж через Будапешт (пять дней/четыре ночи) – от 5270 фунтов стерлингов. Вагоны в стиле art déco и дух путешествий начала ХХ века – включены.

Самый современный

Японский поезд Shiki-Shima был разработан индустриальным дизайнером Кеном Окуямой – он сотрудничал с такими автомобильными брендами, как Ferrari, Maserati и Porsche. В составе – десять вагонов, шесть из них занимают апартаменты для туристов, которых на весь поезд – всего 34 человека. В номере люкс есть, например, ванна из японского кипариса. В двух головных вагонах поезда находятся обзорные площадки с панорамными окнами. 

Продолжительность поездки – четыре дня/три ночи или два дня/одна ночь. Тарифы начинаются с 320 тыс. иен на человека (около $3 тыс.).

 

В купе – не спать

Рокки-альпинист – так можно перевести название канадского туристического поезда класса люкс Rocky Mountaineer. Этот поезд отличается двухуровневыми вагонами с прозрачной крышей – оттуда можно созерцать потрясающие пейзажи канадских Скалистых гор и даже мельком увидеть медведя. На нижнем этаже двухуровневого вагона – ресторан. Правда, прилечь пассажирам Rocky Mountaineer не удастся – в этом поезде нет роскошных купе, и туристы здесь не ночуют – их отвозят в гостиницу. Стоимость путешествия по маршруту Ванкувер – Джаспер (два дня/одна ночь) начинается от 1 579 канадских долларов (примерно $1 200). 13-дневный маршрут Grand Rail Circle обойдется в сумму от 6099 канадских долларов ($4 600).

803 просмотра

Ресей ғалымы Аралды құтқарып, Нобель сыйлығына ие болмақ

Профессор Николай Аладин Аралды қалпына келтіру - талай мәселені шешетінін алға тартады

Фото: ашық дереккөздерден алынды

Жалпы, Аралды құтқару мәселесі тоқсаныншы жылдардан бері көтеріліп келеді. Осы уақытқа дейін, теңізді құтқаруға арналған ұзын-саны 72 жоба қолға алыныпты. Өкінішке қарай, олардың барлығы Арал суының көтерілуіне ықпал ете алмады. 

Жуырда Ресей ғылым академиясы Зоология институты тұзды су гидробиологиясы зертханасының меңгерушісі, биология ғылымының докторы, Арал теңізін құтқару жөніндегі сарапшы Николай Аладин мырза:

«Мен Аралды құтқарамын, сол үшін маған Нобель сыйлығы берілетін болады»  деп, жалпақ жұртқа жар салып, назарымызды бір аударып қойған еді.  

Атап айтарлығы, Аралды зерттеу мәселесі ресейлік оқымыстыларды ғана емес, сондай-ақ Өзбекстан ғалымдарының да қызығушылығын тудырып отыр.  2018 жылы Өзбекстан мен Қазақстан ғалымдары Аралды зерттеу үшін, бес жылға арналған бағдарлама қабылдаған болатын. 

Жалпы, Аралды қалпына келтіруге қатысты еліміздің мамандары түйіп отырған ойға жүгінсек, Ресей ғалымдары тектен-тек Аралды зерттетуге қызығып отырған жоқ. 

Химия ғылымының докторы Қорлан Абсалықованың айтуынша, қазір теңіз суының құрамында тұз ашық жатыр. Міне, осы ашық жатқан тұздың ауаға таралуы алаңдатуы тиіс. 

Білесіздер, Қазақстанда иод тапшылығы белең алып тұр. Осы тапшылықты ғылыми технологияға жүгініне отырып,  Аралдағы табиғи байлық арқылы жоюға болатын еді. Ол үшін Аралдағы йод ресурсын толық зеттеуге қол жеткізуіміз қажет. 

Ғалым біз үшін қазір Аралдың Солтүстік бөлігін зертеу маңызды екенін алға тартады.

"Біріншіден, Аралдың Солтүстік бөлігі Қазақстан аумағында жатыр. Солтүстік Аралда су көтеріліп, біртіндеп тіршілік жанданып келеді. Онда балық та бар, теңіздің суы да көтеріліп жатыр. Ал Оңтүстікте тіршілік байқалмайды", -дейді маман.  

Негізі,  Арал суының құрамында көптеген сирек металлдар кездеседі. Біз болашақта Аралды сортаңға айналдырмай, табысқа кенелгіміз келсе, осы саланы зерттейтін ғалымдарға қолдау көрсетуге тиіспіз. Қуатты технологияны ғылымға жұмылдыру қажет. Әсіресе, Арал мәселесі қуатты технологияны қажет етіп отыр.

«Біз ертерек қамданбасақ, Ресей, Өзбекстан ғалымдары Қытайдың оқымыстылары Аралды зерттеуге құлшынып-ақ отыр. Сондықтан бұл арада Қазақстанның үлесі басым екенін өзгелер білуі керек», - дейді химия ғылымының докторы. 

Ғалымдар болашақта теңіз суын зерттеуде нанотехнологияға жүгінудің маңызды екенін алға тартады. Осы орайда, Қорлан Абсалықова: «Аралды зерттеуді тоқтатпау керек», деген пікірде.

Қазір көптеген елдер теңіз суынан құрылыс орындарына қажетті базальт алып жатыр. Маманның айтуынша, бұл материал өте жоғары температураға шыдамды және экологиялық тұрғыдан қауіпсіз. Тығыздығы жағынан алмазбен деңгейлес. Алмаздың тығыздығы, шартты есептік көрсеткіш бойынша, 10 болса, базальттікі 9,8 пайызды құрайды. Осыдан-ақ оның берік материал екенін байқауға болады. 

«Соңғы кездері Жапонияда, Қытайда, Кореяда ірі бетон конструкцияларын жасайтын құрылыс компаниялары панельдердің арасына базальттан жасалған арматураларды сала бастады. Өйткені базальт арматурасы қолданылған панельдер жер сілкінісіне төзімді болады», - дейді ғалым. 

Міне, біздегі теңіз суының құрамында кеннен бөлек, осындай құнды материалдар бар. Қазір нанотехнологияның қуаты барлығына жетеді. Демек, бізге осы саладағы ғалымдарға жағдай жасау керек. 

«Аралды ғана емес, Балқашты, Зайсан көлін, Ертісті зерттеу үшін арнайы зертханалар ашылып, суларымыздың құрамында сирек кездесетін металлдар анықталуы тиіс. Өйткені алдағы уақытта су тапшылығы әлем бойынша артып, судың да сұрауы болатын заман келе жатыр», - дейді Қорлан Әбсалықова.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif