Перейти к основному содержанию
3517 просмотров

Дарига Назарбаева призвала уходить от формализма

В процессе подготовки законов

Фото: Шамиль Жуматов

Спикер сената Дарига Назарбаева в ходе парламентских слушаний рассказала о необходимости коренного пересмотра законотворческого процесса в Казахстане.

«Пора уже уходить от формализма. Получается, сегодня у правительства нет действенного инструмента мониторинга законов, которые оно само инициирует, или законов, которые инициируют депутаты парламента. Нет такого инструмента, как мониторинг, у парламента. Парламент принимает законы. Но потом мы не знаем судьбу этих законов, мы не имеем права их проследить. Поэтому здесь необходимо коренным образом изменить подходы к правовому мониторингу. Без этого ничего не будет, без контроля, без обсуждения проблем, которые возникают», – сказала Назарбаева

Указала она и на необходимость улучшения правовой экспертизы. 

«Сегодня она оставляет желать лучшего. Мы даже не имеем привычки ее читать, потому что она под кальку пишется. Поэтому здесь тоже нужно полностью пересмотреть критерии к качеству правовой экспертизы, нужно выработать четкий механизм выбора экспертов, а также подумать об ответственности экспертизы. И это касается экспертизы не только в правовой сфере, а в целом экспертизы во всех сферах, там, где она тоже хромает. Не знаем, какого качества дома строятся, и так дальше. Но ни одна экспертная организация ответственности за свою подпись не несет. Если там разрушился дом, помните, в Караганде, разве эксперты понесли наказание, те, кто подписали эти документы? Поэтому, мне кажется, к этому тоже надо отнестись очень внимательно», – пояснила спикер сената.

Прокомментировала она и положение казахского языка в законотворческом процессе, а все, как она выразилась, из-за того, что «сами казахи не могут разобраться, как правильно то или иное слово говорить».

«Наши ученые между собой не могут разобраться, чего тогда требовать от тех, кто в своей повседневной практике работает с этими данными. Есть такая проблема. Здесь также полезно провести такое обсуждение, с внесением четких рекомендаций госорганам», – резюмировала Дарига Назарбаева. 

В свою очередь министр юстиции Марат Бекетаев рассказал о предпринимаемых мерах по совершенствованию законотворческого процесса. По его словам, ведомством разработан соответствующий проект закона. Документ находится на согласовании в администрации президента и в скором времени будет внесен на рассмотрение депутатов. 

«Первый блок поправок этого проекта закона предполагает внедрение новых стадий разработки законопроектов и в качестве первой стадии публикацию первую предварительного отчета, в котором подробно рассматриваются конкретные проблемы, а затем указываются возможные пути их решения. Такой отчет мы предлагаем обсуждать с общественностью и целевыми группами, чьи интересы будут затронуты предстоящими изменениями. Если в ходе обсуждения решение принято все-таки в пользу необходимости законодательных поправок, то обсуждение будет переходить на новый этап – публикацию более подробного правительственного документа, в котором должны будут содержаться официальное заявление будущей политики предстоящего регулирования, обозначаться конкретные предложения по законодательным изменениям или принятию новых законов», – сказал глава минюста. 

Вторым блоком поправок предлагается пересмотреть действующий порядок проведения научной и правовой экспертизы. Вместо участия одной научной организации, как это делается сейчас, предлагается создать условия для участия в этом процессе всех научных экспертов страны, обладающих соответствующими знаниями. Для этого предусматривается создание реестра научных экспертов Институтом законодательства.

1252 просмотра

Тайные покупатели обнаружили контрабанду в Шымкенте

Как остановить предприимчивых граждан, научившихся обходить границу без пошлин

Фото: Игорь Акимов

О налаженном импорте продукции из Узбекистана по серой схеме заявили в Палате предпринимателей Шымкента. Обнаружить нелегальный бизнес удалось благодаря методу «тайный покупатель». 

Откуда разница

Поводом для изучения ситуации непосредственно на границе послужили результаты зеркального анализа официальных показателей товарооборота между двумя странами – импорта и экспорта из Узбекистана в Казахстан. В прошлом году, согласно данным КГД МФ РК, объем импорта в РК из РУ исчислялся $844,3 млн, тогда как экспорт из Узбекистана в Казахстан, по сведениям Госкомитета РУ по статистике, составил $1354,9 млн. Разница в статданных двух стран в 2018 году составила $510,1 млн, а в среднем за 10 лет – $679,1 млн.

Специалисты палаты сделали вывод, что эту разницу образует так называемый серый импорт. Зеркальное сопоставление статистики по экспорту и импорту ученые-экономисты считают одним из методов оценки объ­емов теневых операций во внешней торговле. Чтобы выяснить, каким именно способом идет серый импорт из Узбекистана, сотрудники РПП выступили в роли тайных потенциальных покупателей. Как правило, они расспрашивали таксистов, посредников, что-то увидели собственными глазами и в итоге выявили всю схему.

«Сначала фуру товаров разгружают на узбекистанской территории. Так называемые «несуны», в основном это женщины, перетаскивают все на тележках мелкими партиями. Переходя границу как физические лица, они не декларируют товар и провозят его как ручную кладь. Дальше доносят его до машины на территории Казахстана. При необходимости оформляются сопроводительные документы, и груз едет до точки назначения», – рассказал «Курсиву» эксперт отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Шымкента Бауыржан Бердалиев.

Также он подчеркнул, что это налаженный бизнес, распределенный посредниками по сферам. Непосредственно «несуны» берут за каждый килограмм перевезенного через границу товара примерно по 0,65 цента, то есть около 250 тенге. Тогда как при официальном оформлении таможенные пошлины и НДС обходятся дороже в 2–3 раза. 

«Фактически там действует целая армия «несунов», – отмечает Бердалиев. – В основном это граждане РУ, которые пересекают границу несколько раз в день, главным образом утром и вечером». 

Так как ограничений в количестве переходов границы нет, закон это делать позволяет. 

Страдает бизнес

Таким образом в Казахстан попадают текстиль, кондитерские изделия, ТНП, сухофрукты, стройматериалы, другие товары и продукты. В результате, как отмечает эксперт, страдают казахстанские товаропроизводители, которые не могут конкурировать с заведомо дешевой завозной продукцией.

Одним из ярких примеров этого, по словам Бауыржана Бердалиева, стало ТОО «Алтын Адам тiгiн фабрикасы», учредители которого заявляют, что ежедневно из Узбекистана идет нелегальный завоз около 10 тыс. костюмов.

При средней стоимости одного костюма $30, или 11,5 тыс. тенге, их годовой оборот составляет более $100 млн. Между тем, согласно официальным данным КГД МФ РК, в прошлом году из Узбекистана было завезено всего 8,5 млн штук мужских и женских костюмов, брюк и юбок на сумму $1,86 млн. В то время как казахстанская фабрика продает в год всего 20 тыс. костюмов, хотя ее мощности позволяют производить в 6 раз больше продукции. 

По словам Бауыржана Бердалиева, из-за более высокой себестоимости продукции – как минимум на 30% – и, соответственно, ее неконкурентоспособности в связи с огромным потоком серого импорта казахстанские компании уже вынуждены отдавать швейные работы на аутсорсинг предприятиям Узбекистана.

От неравноправных условий на рынке несут потери не только текстильщики, но и представители других отраслей экономики.

«Такая ситуация приводит к снижению производства продукции отечественных товаропроизводителей, сокращению рабочих мест, уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Реализация дешевых товаров, ввезенных в Казахстан в обход официальных таможенных процедур, угрожает добросовестному предпринимательству. Фактически мы поддерживаем производителей Узбекистана», – резюмировал эксперт. 

Безымянный_112.png

Требуются защитные меры

Стоит отметить, что нелегальный импорт продукции на территорию Казахстана далеко не единственная проблема казахстанских предпринимателей. Бизнесмены и ранее поднимали вопросы акцизов, различных нетарифных и административных барьеров в виде нерегламентированных проверок, длительного растаможивания товаров, с которыми сталкиваются производители Казахстана при экспорте товаров в Узбекистан. 

В региональной палате также не исключают, что со следующего года казахстанским экспортерам станет еще сложнее пробиться на рынок Узбекистана. Напомним, 2 октября 2019 года вышло постановление президента РУ, согласно которому с 1 января 2020 года увеличиваются ставки таможенных пошлин и акцизных налогов на ряд ввозимых в Узбекистан товаров.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance