Перейти к основному содержанию

948 просмотров

Археологические раскопки в ВКО обошлись в 630 млн тенге

Исследовательская группа сделала несколько открытий

Фото: Shutterstock.com

В ВКО подвели итоги четырехлетней программы развития научно-исследовательских работ в сфере археологии. За этот период было выделено 630 миллионов тенге на раскопки, музификацию некоторых курганов. За четыре года группы археологов сделали несколько уникальных открытий и обнаружили более 25 тысяч единиц артефактов. Большая часть из них сделана из золота.

Согласно информации заместителя руководителя управления культуры, архивов и документации ВКО Раушан Нурмухановой, с 2016 по 2019 годы ведущими археологами страны – Зейноллой Самашевым, Абдешем Толеубаевым и Карлом Байпаковым - исследовано 13 археологических памятников, 82 кургана, одно древнее поселение и один храмовый комплекс. К археологическим раскопкам привлекали специалистов из 20 стран мира. Для проведения различных экспертных работ на исторических объектах в ВКО побывали эксперты из Австралии, Швеции, Японии, Бельгии и т.д. 

Сенсационными называют находки, сделанные в некрополе Шиликты в Зайсанском районе, где было обнаружено элитарное захоронение война, облаченного в расшитые золотом одежды. В Береле, названном Долиной царей, найдены останки «Степной амазонки» - женщины-война (III век до нашей эры). В Тарбагатайском районе в некрополе Елеке-сазы в прошлом году найден еще один золотой человек раннесакского периода. 

По мнению доктора исторических наук, профессора Зейноллы Самашева, обнаруженные артефакты раннесакского периода меняют существующее представление о развитии ювелирного мастерства, металлургии тех времен. Находки доказывают, что уже в VIII-VII веках до нашей эры люди, проживающие на территории казахстанского Алтая, умели добывать золото и делать из него мельчайший бисер, различные объемные изделия.

Согласно данным заместителя акима ВКО Ерлана Аймукашева, финансирование программы будет продолжено. В настоящее время регион готовится к проведению выставки артефактов в Великобритании.

1855 просмотров

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif