Перейти к основному содержанию

38612 просмотров

Зачем казахстанцам нужна вторая родина

И сколько нужно потратить на новый зарубежный паспорт

Фото: Shutterstock

Больше трети людей, чье состояние превышает $30 миллионов, имеет второй паспорт, еще треть планирует его получить. Зачем им это?

В начале июля Грузия в три раза подняла порог для получения иностранцами вида на жительство в этой стране – со $100 тыс. до $300 тыс. Это привлекло внимание как минимум к двум вопросам. Значит ли это, что в Грузию выстроилась очередь из инвесторов? И зачем вообще инвестировать в гражданство другой страны – это что, причуда богатых: у кого паспортов больше? 

Обороты рынка гражданства – $20 млрд в год

В международной компании Henley&Partners, оказывающей услуги в сфере планирования местожительства для состоятельных семей, нам сообщили, что пока не считают грузинскую программу привлекательной и не работают с ней. Компания ведет глобальный «индекс паспортов», в котором Грузия занимает 52-е место. Казахстан в этом «индексе паспортов» на 69-м месте, так же, как и Беларусь.

Граждане Грузии могут посещать без визы 113 стран, тогда как еще пять лет назад таких стран было только 62. Но грузинская программа для инвес­торов предполагает получение не гражданства, а лишь вида на жительство, и это большая разница. Скорее всего, страна хочет продемонстрировать желание сделать предложение не хуже других существующих на этом рынке, считают представители Henley&Partners.

Набирающий популярность феномен мультигражданства, по мнению экспертов, является частью культуры современного общества. «Современного» – ключевое слово. К примеру, когда Норвегия разрешила двойное гражданство, страна отменила закон, принятый еще в 1888 году.

Консультируя правительства при разработке и внедрении ими программ гражданства или вида на жительство через инвестиции, Henley&Partners помогла привлечь около $8 млрд (за последние 10 лет). В целом же за последние 10 лет объем рынка приблизился к $20 млрд в год. Очевидно, мы наблюдаем новую индустрию. Как и по каким правилам она работает?

Какие возможности ищут инвесторы

В наше время наличие нескольких гражданств для деловых людей стало нормой. По статистикеHenley&Partners, больше трети ультрабогатых людей, чье состояние превышает $30 млн, уже имеют второй паспорт и 29% планируют его получить. Доводы в пользу получения нового гражданства: безопасность, комфортный климат, возможность получения качественного образования, хорошие бизнес-возможности, выгодное налогообложение, возможность путешествовать по всему миру.
 
По оценке Henley&Partners, программы «гражданство в обмен на инвестиции» стали серьезно развиваться 10–15 назад.

Некоторые схемы получения гражданства выглядели откровенно подозрительными, но из-за ужесточения регулирования их остается все меньше. Европейский союз, например, способствует развитию независимых организаций, которые разрабатывают стандарты отрасли и следят за их соблюдением. В 2018 году, по данным Henley&Partners, во всем мире официально действовало 12 программ получения гражданства. 

Требования к инвесторам по сравнению с другими претендентами на гражданство более мягкие. Не всегда надо ждать годами, бывает, что гражданство получают за считаные месяцы. Нет требований к знанию государственного языка или обязательному проживанию в стране. При этом получатели гражданства через инвестиции обладают теми же правами, что и другие граждане страны. 

Не мы это придумали

Идея получения гражданства в обмен на деньги имеет давнюю историю. В Древних Афинах гражданские права были частью особых привилегий, передаваемых по наследству. Но в середине III века до нашей эры закрепилась традиция наделять гражданскими правами торговцев в обмен на специальные отчисления в государственную казну. Средневековые европейские города-государства также с готовностью предоставляли гражданство в обмен на денежные пожертвования. 

По сути, мы наблюдаем развитие этой традиции в современном обществе. Почти все страны, которые предлагают инвестиционные программы, позволяют сделать это в рамках пожертвований на нужды страны. При прозрачном использовании инвестиции приносят серьезную выгоду. 

Например, инвестиционная программа Кипра привлекла в страну 5 млрд евро (c 2013 года) и помогла стране справиться с экономическим кризисом. В 2014 году гражданство получили 214 человек, годом позже – 337, в 2016-м их стало 461, в 2017-м – 503. Эти данные не учитывают членов семей. В 2018 году Кипр ввел ограничение на количество гражданств, которые возможно выдать по программе – не более 700 в год (без учета членов семьи, включенных в заявление).

Как «заметный» характеризуют в Henley&Partners положительный экономический эффект от программы на Мальте. Она стартовала в 2014 году – гражданство в обмен на инвестиции получили более тысячи инвесторов. Изначально правительство установило лимит на количество участников – не больше 1800 паспортов для основных заявителей (без учета членов семьи), но сейчас обсуждается увеличение квоты.

Среди других успешных с экономической точки зрения программ эксперты выделяют программы Антигуа и Барбуда (290 инвесторов в 2016 году, 321 – в 2017-м, 679 – в 2018-м), а также Гренады (116 инвесторов в 2016 году, 296 – в 2017-м, 313 – в 2018-м).

От Австрии до Антигуа: сколько стоит гражданство

Самая дорогая программа в Австрии: здесь инвестор должен вложить в бизнес несколько миллионов евро и создать рабочие места в перспективной для экономики страны сфере. Следующие в рейтинге – программы Кипра (инвестиции от 2 млн евро) и Мальты (1 млн евро). 

Самые доступные программы действуют на Карибах (привлекательны безвизовым въездом во многие страны включая Великобританию). Например, Антигуа и Барбуда предлагает гражданство за невозвратный взнос от $100 тыс. для одного заявителя и до трех членов семьи или $125 тыс. для семьи из пяти и более человек. Приблизительно столько же необходимо заплатить на Сент-Китсе и Невисе, Сент-Люсии и Гренаде. Сейчас здесь введена программа сов­местного инвестирования. Если партнеры вкладывают деньги в один объект, то вместо $350–400 тыс. они могут инвестировать $200–220 тыс. 

Все это вовсе не означает, что паспорт вручают автоматически в обмен на чек. Одна из обязательных процедур – проверка на благонадежность и контроль персональных данных. В каж­дой стране своя процедура, свои стандарты и условия; специалисты индустрии все чаще говорят о важности единого стандарта. Образцовой в этом смысле считается программа Мальты. 

Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) также начала внимательно следить, чтобы программы получения гражданства через инвестиции не использовались для отмывания денег и избежания налогообложения. Контроль проводится не связанными друг с другом участниками процесса, и отмыть средства или спрятаться от правосудия через инвестиционную программу практически невозможно.

Напомним, в Казахстане двойное гражданство запрещено.

инвестиции копия.jpg

 

3745 просмотров

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif