Перейти к основному содержанию

3358 просмотров

Зачем гражданскому обществу менять свои города

Urban Challenge и его значение для современного мира

Фото: Shutterstock.com

В переводе понятие Urban Challenge означает «городской вызов». В последнее десятилетие Urban Challenge – это движение в Европе и Азии, которое принимает форму новой парадигмы.

Парадигма Urban Challenge формирует новый мировой тренд – устойчивый город в формате целей устойчивого развития ООН (ЦУР). Устойчивый город – это город, где улучшение качества жизни человека достигается параллельно с «усилиями по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также по борьбе с изменением климата и защите окружающей среды».

В уже существующих движениях Urban Challenge принимают участие ведущие университеты разных стран, научные круги, бизнес и МСБ, городские организации, IT-компании, технологические и строительные компании, финансисты и инвестиционные фонды, объединившись для консолидации усилий по обмену знаниями, опытом и идеями по устойчивости городов как между городами, так и между странами.

Города как точки экономического роста

По данным доклада ООН-Хабитат о состоянии городов мира, сейчас более половины всего населения земли живет именно в городах, на долю городов приходится 70% выбросов СО2 в мире и 80% мирового ВВП. Быстрая урбанизация – одна из наиболее угрожающих с точки зрения экономических и экологических аспектов, глобальных тенденций. Быстрый рост больших городов формирует общественный запрос на расширение экономического поля страны, создание новых видов экономической деятельности, в частности развитие сервисной экономики, которая в большей степени концентрируется в городах. Сегодня сервисная экономика является одним из главных двигателей социально ориентированной, или инклюзивной, экономики, которая отвечает принципам устойчивого развития городов и роста качества человеческого капитала в постиндустриальном обществе.

В условиях сервисной экономики происходит переход от унифицированных стандартов к персонализированному подходу при предоставлении социально ориентированных услуг, устанавливаются качественно новые отношения между потребителем услуг и поставщиком. Мы видим эти процессы в развитии информационных технологий, персонализированных финансовых услуг, а также в расширении сервисных возможностей у естественных монополистов, в торговле и транспортных услугах, в создании синергетического маркета базовых услуг для городского жителя. То есть современный житель города может самостоятельно управлять организацией собственной жизни и влиять на жизнь города. И этот спектр услуг будет расширяться, охватывая в том числе сферу образования и здравоохранения.

Инклюзивный рост сегодня – это, по сути, формирующиеся новые капиталоемкие рынки, основанные на модернизации и расширении городского сервиса с участием городских жителей, которые будут заинтересованы в эффективности получаемых услуг. Эта трансформация создает Impact effect (ударное влияние) для управляемого роста и повышения качества жизни горожан. Все это в комплексе выведет города в точки роста, где мегаполисы выступят локомотивами экономического роста, поскольку будут иметь объективный ресурсный потенциал генерировать значительные инвестиции не только в городские системы, но и в новые прогрессивные направления бизнеса и станут источниками увеличения доходов государства в целом.

Urban Challenge – путь к политической модернизации управления городами

Сегодня вопросы городского развития зависят от ряда факторов, среди которых государственное устройство и политическая система страны, уровень ее социально-экономического развития, географические, геоэкономические и климатические условия, экология, численность населения, культурно-антропологические особенности. Мировой тренд Urban Challenge образует прочную связь между городскими вызовами и наличием в стране активного гражданского общества как категории общественных запросов.

Эта связь вызвана нарастающей потребностью в инклюзивном росте, в развитии социально ориентированной экономики, обращенной конкретно к нуждам жителей городов в части планирования городских территорий и благоустройства, решения транспортных проблем, защиты природы, экологии, состояния воздуха и питьевой воды, качества управления в естественных монополиях поставщиков коммунальных услуг, в тарифных вопросах, общих проблемах ЖКХ, миграционных процессов, развития культурного и интеллектуального потенциала городского социума для внедрения инноваций и технологического роста, повышения качества человеческого капитала и прекращения хищнического использования городских ресурсов и разрушения потенциала экономического роста города.

Главные и при этом типичные проблемы крупных городов в развивающихся странах – это морально и физически стареющая инфраструктура, инженерные сети, слаборазвитые системы ЖКХ, вопросы тарифообразования у естественных монополистов, высокий уровень загрязнения воздуха, проблемы качества питьевой воды, переработка мусора, наличие теневых секторов экономики, социальное расслоение населения и проблемы занятости, трудовая миграция, перегруженность транспортом, «грязный» статистический учет, рост преступности, неготовность городов к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. И города Казахстана не исключение, все перечисленные проблемы присущи и им, в частности Алматы как крупнейшему мегаполису Казахстана.

Ориентация на инклюзивный рост предполагает политическую модернизацию взаимоотношений городских властей с гражданским обществом, смену парадигмы, которую необходимо сформулировать в качестве конкретных целей. И в этом смысле Urban Challenge могут послужить генеральной платформой для такой модернизации. Сегодня этот тренд бурно развивается в виде новых программ в университетах европейских стран, в таких городах, как Хельсинки, Рим, Эдинбург, Рига, есть открытые сетевые движения Urban Challenge в ряде российских городов.

По оценкам Всемирного банка, с 2000 года более 200 млн человек мигрировали в города по всей Азии. Сегодня страны Азии открыли регулярную диалоговую площадку «Азиатские подходы к сотрудничеству в целях развития» и Новую программу развития городов, где помогают друг другу в рамках межрегио­нального сотрудничества и инновационного партнерства по решению проблем урбанизации и для достижения целей устойчивого развития – сделать города инклюзивными, безопасными, устойчивыми.

Почему Urban Challenge тесно связан с развитием гражданского общества?

Если обратиться к социальной антропологии (наука о человеческом социуме), то можно сказать, что социум всегда адекватно реагирует на любые вызовы, всегда выбирает наиболее оптимальные решения проблем. Но не всегда эти решения согласуются с текущей государственной политикой – как правило, действующие государственные программы, законы и нормативные акты имеют императивный характер и очень медленно реагируют на объективные, порой необратимые процессы, протекающие в жизни городов.

Что мы можем отнести к понятию «гражданское общество и развитие»? В первую очередь это гражданские инициативы, общественный мониторинг и контроль реализации программ развития и контроль коррупции. К гражданскому обществу относятся не только НПО, но и широкие круги предпринимателей, в большей степени МСБ, университеты, научные круги, различные профильные гражданские сообщества и движения, профессиональные союзы, гражданские акции и форумы.

Главной целью Urban Challenge является консолидация общества в развитии инклюзивного роста и преодолении городских вызовов во всех сферах жизни, потому что они взаимоувязаны и взаимозависимы, город представляет собой единый организм. Под урбанизацией в данном случае надо понимать не только городскую застройку и инфраструктуру, но и все цивилизационные факторы современного культурно-антропологического, технологического и экономического развития социума, что и является главным движущим механизмом развития городов. Этот движущий механизм необходимо создать на уровне взаимодействия городских властей и гражданского общества.

Что сейчас мешает Казахстану перейти в новое измерение?

Сегодня значительная часть стран мира динамично перестраивается в соответствии с целями устойчивого развития, разрабатывая и организовывая секторальные и межрегиональные программы, диалоги, форумы на основе межгосударственных объединений исключительно цивилизационного характера, которые уже завтра будут влиять на геополитические процессы в мире.

Например, Казахстан до сих пор не является членом нового уникального международного партнерства OGP (Open Government Partnership, Открытое правительство). Это международная организация, учрежденная с целью утверждения идеалов открытого государства: развития административного профессионализма, открытого гражданскому контролю. OGP – это 80 стран с растущим числом местных органов власти, стран с общей численностью населения более 2 млрд человек. В то же время Казахстан уже на 70% готов к членству в этой организации, осталось начать активное движение.

Urban Challenge, как часть инструментов ЦУР и платформа для диалога, может представлять собой серию практически ориентированных форумов, предназначенных для разработки и моделирования государственной политики в развитии городов, основанной на широком участии гражданского общества на местах. Речь идет о создании серьезной, ответственной, высокопродуктивной ресурсной базы для инклюзивного роста и управления, для реализации impact effect и impact investment – преобразующих социально ориентированных инвестиций в развитие городов.

А для Казахстана сегодня крайне важно определиться с тактическими шагами, используя общемировую динамику, открытость к сотрудничеству новых мировых институтов, выйти за рамки сырьевой экономики, дать импульс для развития бизнеса и частных инициатив, обеспечения безопасности инвестиций. И тогда города сформируют прочную базу для внутреннего роста национальной экономики.

1604 просмотра

Какие данные о вас на самом деле собирают приложения

Рассказывает управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии и Монголии

Фото: Shutterstock

Большинство приложений собирают ту или иную информацию о пользователе. Иногда данные необходимы программам для работы – например, навигатору нужна информация о вашем местоположении, чтобы проложить удобный маршрут. Также нередко разработчики используют информацию о вас для монетизации или улучшения сервиса, предварительно заручившись вашим согласием. Например, собирают анонимную статистику, чтобы понять, в каком направлении развивать программу.

Однако некоторые разработчики могут злоупотреблять вашим доверием: собирать информацию, которая никак не связана с функциональностью их программы, и продавать ваши данные третьим лицам, причем нередко втайне от вас. По счастью, в сети есть сервисы, с помощью которых вы можете вывести такое приложение на чистую воду.

Например, сервис AppCensus дает возможность узнать, какие личные данные и куда отправляет приложение. Для этого применяется метод динамического анализа: программу устанавливают на реальное мобильное устройство, предоставляют ей все запрашиваемые разрешения и активно используют ее в течение определенного промежутка времени. При этом специалисты сервиса отслеживают, какие данные, кому именно и в каком виде – зашифрованном или незашифрованном – она отправляет.

Такой подход позволяет получить результат, отражающий реальное поведение приложения. Если вас что-то смущает в той информации, которую может выдать AppCensus, вы сможете отказаться от программы и поискать более скромный аналог, не пытающийся разнюхать о вас слишком много. Однако информация на AppCensus может оказаться неполной: программу тестируют лишь ограниченное время, а часть функций приложения может активироваться далеко не сразу. К тому же AppCensus изучает только бесплатные и общедоступные Android-приложения.

В отличие от AppCensus другой сервис – Exodus Privacy – изучает не поведение, а само приложение. В частности, сервис оценивает разрешения, которые запрашивает программа, и ищет встроенные трекеры – сторонние модули, предназначенные для сбора данных о вас и ваших действиях. Как правило, разработчики добавляют в свои приложения трекеры рекламных сетей, с помощью которых те пытаются узнать вас как можно лучше и показывать персонализированные объявления. Сейчас сервису известно более 200 видов таких трекеров.

Что касается разрешений, то Exodus Privacy оценивает их с точки зрения опасности для вас и ваших данных. Если приложение запрашивает доступы, которые могут угрожать приватности или нарушить защиту устройства, сервис это отметит. Если вам кажется, что потенциально опасные разрешения не нужны приложению для нормальной работы, лучше их ему не выдавать. В случае необходимости вы сможете расширить его права позже.

Пользоваться обоими сервисами очень просто. Достаточно ввести название программы в поле поиска – и вы получите исчерпывающую информацию о том, какими данными она интересуется и куда их отправляет. Exodus в отличие от AppCensus позволяет не только выбирать приложения из списка, но и самостоятельно указывать, какие программы взять из Google Play для изучения.

Для примера нами была исследована селфи-камера с 5 млн установок из Google Play. Exodus Privacy показывает, что она использует четыре рекламных трекера и требует доступ не только к камере, но и к местоположению устройства, которое для ее работы не обязательно, и к информации о телефоне и звонках, которая ей уж точно ни к чему. Также сервис отметил потенциально опасные разрешения: логичный для приложения доступ к камере и памяти устройства и более сомнительный доступ к местоположению и информации о телефоне.

иллюстрация Вадим.png

Иллюстрация: Вадим Квятковский

Анализ того же приложения, предложенный AppCensus, только добавляет вопросов: по данным сервиса, селфи-камера не просто получает доступ к местонахождению вашего смартфона или планшета, но и отправляет эту информацию вместе с IMEI (уникальным идентификатором вашего устройства в сотовой сети), MAC-адресом (еще одним уникальным номером, по которому устройство можно опознать в интернете и локальных сетях) и Android ID (номером, который присваивается вашей системе при первом запуске) на некий китайский IP-адрес в незашифрованном виде. То есть про благие побуждения можно забыть.

Получается, что к данным, по которым можно однозначно отслеживать перемещения вашего гаджета, получает доступ кто-то в Китае, а еще кто угодно может перехватить их при передаче. Кому эти данные продаются или передаются – тоже хороший вопрос. При этом в политике приватности разработчики заявляют, что не собирают личные данные о пользователе и не передают никому информацию о местоположении устройства.

Можно ли защититься от слежки?

Как видите, популярное приложение с ничем не примечательной политикой приватности может подвергать опасности чувствительные данные. Поэтому мы рекомендуем относиться к мобильным программам с осторожностью.

  • Не устанавливайте приложения на устройство просто так. Они могут следить за вами, даже если вы ими не пользуетесь и не открываете. А если уже установленная программа вам не нужна, удалите ее.
  • Перед установкой неизвестных вам приложений проверяйте их при помощи сервисов AppCensus и Exodus Privacy. Если результат анализа вас смутит, откажитесь от программы и поищите другую.
  • Не выдавайте приложениям все разрешения подряд. Если вам неясно, зачем программе доступ к той или иной информации, откажите ей. 
  • Контролировать выданные программам права удобно при помощи специального защитного ПО.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance