Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Зачем гражданскому обществу менять свои города

Urban Challenge и его значение для современного мира

Фото: Shutterstock.com

В переводе понятие Urban Challenge означает «городской вызов». В последнее десятилетие Urban Challenge – это движение в Европе и Азии, которое принимает форму новой парадигмы.

Парадигма Urban Challenge формирует новый мировой тренд – устойчивый город в формате целей устойчивого развития ООН (ЦУР). Устойчивый город – это город, где улучшение качества жизни человека достигается параллельно с «усилиями по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также по борьбе с изменением климата и защите окружающей среды».

В уже существующих движениях Urban Challenge принимают участие ведущие университеты разных стран, научные круги, бизнес и МСБ, городские организации, IT-компании, технологические и строительные компании, финансисты и инвестиционные фонды, объединившись для консолидации усилий по обмену знаниями, опытом и идеями по устойчивости городов как между городами, так и между странами.

Города как точки экономического роста

По данным доклада ООН-Хабитат о состоянии городов мира, сейчас более половины всего населения земли живет именно в городах, на долю городов приходится 70% выбросов СО2 в мире и 80% мирового ВВП. Быстрая урбанизация – одна из наиболее угрожающих с точки зрения экономических и экологических аспектов, глобальных тенденций. Быстрый рост больших городов формирует общественный запрос на расширение экономического поля страны, создание новых видов экономической деятельности, в частности развитие сервисной экономики, которая в большей степени концентрируется в городах. Сегодня сервисная экономика является одним из главных двигателей социально ориентированной, или инклюзивной, экономики, которая отвечает принципам устойчивого развития городов и роста качества человеческого капитала в постиндустриальном обществе.

В условиях сервисной экономики происходит переход от унифицированных стандартов к персонализированному подходу при предоставлении социально ориентированных услуг, устанавливаются качественно новые отношения между потребителем услуг и поставщиком. Мы видим эти процессы в развитии информационных технологий, персонализированных финансовых услуг, а также в расширении сервисных возможностей у естественных монополистов, в торговле и транспортных услугах, в создании синергетического маркета базовых услуг для городского жителя. То есть современный житель города может самостоятельно управлять организацией собственной жизни и влиять на жизнь города. И этот спектр услуг будет расширяться, охватывая в том числе сферу образования и здравоохранения.

Инклюзивный рост сегодня – это, по сути, формирующиеся новые капиталоемкие рынки, основанные на модернизации и расширении городского сервиса с участием городских жителей, которые будут заинтересованы в эффективности получаемых услуг. Эта трансформация создает Impact effect (ударное влияние) для управляемого роста и повышения качества жизни горожан. Все это в комплексе выведет города в точки роста, где мегаполисы выступят локомотивами экономического роста, поскольку будут иметь объективный ресурсный потенциал генерировать значительные инвестиции не только в городские системы, но и в новые прогрессивные направления бизнеса и станут источниками увеличения доходов государства в целом.

Urban Challenge – путь к политической модернизации управления городами

Сегодня вопросы городского развития зависят от ряда факторов, среди которых государственное устройство и политическая система страны, уровень ее социально-экономического развития, географические, геоэкономические и климатические условия, экология, численность населения, культурно-антропологические особенности. Мировой тренд Urban Challenge образует прочную связь между городскими вызовами и наличием в стране активного гражданского общества как категории общественных запросов.

Эта связь вызвана нарастающей потребностью в инклюзивном росте, в развитии социально ориентированной экономики, обращенной конкретно к нуждам жителей городов в части планирования городских территорий и благоустройства, решения транспортных проблем, защиты природы, экологии, состояния воздуха и питьевой воды, качества управления в естественных монополиях поставщиков коммунальных услуг, в тарифных вопросах, общих проблемах ЖКХ, миграционных процессов, развития культурного и интеллектуального потенциала городского социума для внедрения инноваций и технологического роста, повышения качества человеческого капитала и прекращения хищнического использования городских ресурсов и разрушения потенциала экономического роста города.

Главные и при этом типичные проблемы крупных городов в развивающихся странах – это морально и физически стареющая инфраструктура, инженерные сети, слаборазвитые системы ЖКХ, вопросы тарифообразования у естественных монополистов, высокий уровень загрязнения воздуха, проблемы качества питьевой воды, переработка мусора, наличие теневых секторов экономики, социальное расслоение населения и проблемы занятости, трудовая миграция, перегруженность транспортом, «грязный» статистический учет, рост преступности, неготовность городов к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. И города Казахстана не исключение, все перечисленные проблемы присущи и им, в частности Алматы как крупнейшему мегаполису Казахстана.

Ориентация на инклюзивный рост предполагает политическую модернизацию взаимоотношений городских властей с гражданским обществом, смену парадигмы, которую необходимо сформулировать в качестве конкретных целей. И в этом смысле Urban Challenge могут послужить генеральной платформой для такой модернизации. Сегодня этот тренд бурно развивается в виде новых программ в университетах европейских стран, в таких городах, как Хельсинки, Рим, Эдинбург, Рига, есть открытые сетевые движения Urban Challenge в ряде российских городов.

По оценкам Всемирного банка, с 2000 года более 200 млн человек мигрировали в города по всей Азии. Сегодня страны Азии открыли регулярную диалоговую площадку «Азиатские подходы к сотрудничеству в целях развития» и Новую программу развития городов, где помогают друг другу в рамках межрегио­нального сотрудничества и инновационного партнерства по решению проблем урбанизации и для достижения целей устойчивого развития – сделать города инклюзивными, безопасными, устойчивыми.

Почему Urban Challenge тесно связан с развитием гражданского общества?

Если обратиться к социальной антропологии (наука о человеческом социуме), то можно сказать, что социум всегда адекватно реагирует на любые вызовы, всегда выбирает наиболее оптимальные решения проблем. Но не всегда эти решения согласуются с текущей государственной политикой – как правило, действующие государственные программы, законы и нормативные акты имеют императивный характер и очень медленно реагируют на объективные, порой необратимые процессы, протекающие в жизни городов.

Что мы можем отнести к понятию «гражданское общество и развитие»? В первую очередь это гражданские инициативы, общественный мониторинг и контроль реализации программ развития и контроль коррупции. К гражданскому обществу относятся не только НПО, но и широкие круги предпринимателей, в большей степени МСБ, университеты, научные круги, различные профильные гражданские сообщества и движения, профессиональные союзы, гражданские акции и форумы.

Главной целью Urban Challenge является консолидация общества в развитии инклюзивного роста и преодолении городских вызовов во всех сферах жизни, потому что они взаимоувязаны и взаимозависимы, город представляет собой единый организм. Под урбанизацией в данном случае надо понимать не только городскую застройку и инфраструктуру, но и все цивилизационные факторы современного культурно-антропологического, технологического и экономического развития социума, что и является главным движущим механизмом развития городов. Этот движущий механизм необходимо создать на уровне взаимодействия городских властей и гражданского общества.

Что сейчас мешает Казахстану перейти в новое измерение?

Сегодня значительная часть стран мира динамично перестраивается в соответствии с целями устойчивого развития, разрабатывая и организовывая секторальные и межрегиональные программы, диалоги, форумы на основе межгосударственных объединений исключительно цивилизационного характера, которые уже завтра будут влиять на геополитические процессы в мире.

Например, Казахстан до сих пор не является членом нового уникального международного партнерства OGP (Open Government Partnership, Открытое правительство). Это международная организация, учрежденная с целью утверждения идеалов открытого государства: развития административного профессионализма, открытого гражданскому контролю. OGP – это 80 стран с растущим числом местных органов власти, стран с общей численностью населения более 2 млрд человек. В то же время Казахстан уже на 70% готов к членству в этой организации, осталось начать активное движение.

Urban Challenge, как часть инструментов ЦУР и платформа для диалога, может представлять собой серию практически ориентированных форумов, предназначенных для разработки и моделирования государственной политики в развитии городов, основанной на широком участии гражданского общества на местах. Речь идет о создании серьезной, ответственной, высокопродуктивной ресурсной базы для инклюзивного роста и управления, для реализации impact effect и impact investment – преобразующих социально ориентированных инвестиций в развитие городов.

А для Казахстана сегодня крайне важно определиться с тактическими шагами, используя общемировую динамику, открытость к сотрудничеству новых мировых институтов, выйти за рамки сырьевой экономики, дать импульс для развития бизнеса и частных инициатив, обеспечения безопасности инвестиций. И тогда города сформируют прочную базу для внутреннего роста национальной экономики.


1 просмотр

В Павлодаре пытаются продать колонию

По результатам первых торгов желающих не нашлось

Фото: Shutterstock

Многочисленную недвижимость исправительного учреждения АП-162/5 выставили на электронный аукцион. Однако ажиотажа не возникло и ни одной заявки на участие не поступило. У потенциальных покупателей еще будет возможность заключить сделку на повторных торгах.

Налетай, торопись!

В начале октября стало известно, что в Павлодаре готовят к продаже необычный объект из фондов государственного имущества – недвижимость на территории бездействующей несколько лет колонии АП-162/5. Объявление опубликовал региональный департамент госимущества и приватизации и перечислил все, что достанется победителю конкурса. Список получился внушительный: здесь административное здание, 11 общежитий, штрафной изолятор, магазин, медсанчасть, баня с прачечной и даже квашечно-засолочный пункт – в целом 24 объекта. Общая площадь служебных и бытовых строений более 10 тыс. кв. метров. И все это за 122,7 млн тенге.

Обозначенная цена начальная, с нее 15 октября лишь должен был стартовать аукцион. До этого дня проводился сбор заявок и оплата участниками гарантийных взносов в размере 15% от стоимости лота. Но желающих побороться за право обладать недвижимостью не нашлось. На электронной площадке gosreestr.kz появилось соответствующее извещение об этом. В департаменте государственного имущества отметили, что результаты вполне могут быть другими, так как состоялись лишь первые торги.

«По закону если электронный аукцион на повышение не состоялся, объявляется следующий. Он будет проводиться по принципу понижения цены», – пояснила по телефону руководитель отдела департамента Ляззат Естаева.

Не кот в мешке

Впрочем, будущее бывшей колонии пока туманно. А еще не так давно в народе учреждение в Северной промышленной зоне Павлодара называли «Зона 25». До 2014 года здесь находились заключенные, больные туберкулезом. Затем исправительное учреждение расформировали, так как число отбывающих наказание граждан сократилось до полутора сотен и содержание объекта оказалось нерентабельным. Людей отправили в колонии других регионов, коллектив трудоустроили.

Учреждение АП 162/5 все еще числится на бумаге и является балансодержателем имущества. Но территория колонии пришла в запустение, и здания, многие из которых построены в 60-х, 70-х годах прошлого века, полуразрушены, о чем  свидетельствуют фотографии, выставленные на сайте gosreestr.kz. Плачевное состояние помещений зафиксировали и сотрудники компании, проводившей их предпродажную оценку.

Учреждения на выбор

Отметим, что в Павлодаре не впервые специфический объект пенитенциарной системы выставляют на торги. Три года назад регион прославился тем, что местный акимат пытался реализовать тюрьму для приговоренных к пожизненному заключению.

В стенах учреждения, которое строили в городе с 2005 года по мировым стандартам, ни разу не побывал ни один осужденный. Дело в том, что еще во время строительства разгорелся скандал из-за подозрений в хищении средств. Ведь на проект не скупились и за три первых года вложили в него 3,8 млрд тенге из республиканского бюджета. На территории в 12 гектаров успели возвести административные здания, помещения и камеры для заключенных. После чего появилось уголовное дело в отношении сотрудников областного департамента уголовно-исправительной системы и подрядчика, выполнявшего дорогостоящий заказ. Громкий процесс завершился обвинительным приговором по статье «служебный подлог». Пятерых осужденных в итоге амнистировали. Но пока шли разбирательства, от недостроенного объекта органы уголовно-исправительной системы отказались. Произошло это в 2014 году.

За ненадобностью объект передали в коммунальную собственность. Акимат Павлодара придал ему статус индустриальной зоны и стал активно призывать предпринимателей занимать просторные помещения. Звучали обещания обеспечить инженерными коммуникациями всех, кто придет осваивать территорию. При этом проект неоднократно презентовали как часть программы регионального развития. Однако ни одно предприятие в недостроенную тюрьму заманить не удалось. Впоследствии госорганы отказался от задумки, но имущество необходимо было монетизировать. Его включили в программу приватизации и выставили на торги.

Первый аукцион провели в 2016 году, заявив первоначальную цену в четыре млрд тенге. Через год объект стоил вдвое дешевле, но и это ситуацию не изменило.

«До сих пор это имущество принадлежит городу. Однако мы не собираемся сидеть сложа руки и приложим все усилия, чтобы реализовать его. Пусть приносит пользу», – сказали «Курсиву» на днях представители отдела финансов Павлодара.

В каком состоянии находятся помещения после долгого простоя и какова их реальная стоимость сегодня, в акимате не пояснили.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций