Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


12195 просмотров

Установлен памятник самолету, который летал только из Москвы в Алма-Ату

Полет длился всего 2 часа

фото: автора

В Жуковском открыт памятник Ту-144. Сверхзвуковой пассажирский авиалайнер, который еще называли «советским Конкордом», летал только по одному регулярному маршруту – Москва-Алма-Ата и делал это меньше года. Полеты начались 1 ноября 1977 года, а прекращены были 1 июня 1978 года. Билет в одну сторону стоил 84 рубля – заметно дороже, чем перелеты по этому же маршруту на других самолетах (60 рублей). Ту-144 перевозил всего 80 человек, но в весьма комфортабельных условиях. В салоне самолета, летевшего на высоте 15-16 км со скоростью до 600 м/с пассажирам подавали коньяк и бутерброды с черной икрой.

Самым продолжительным беспосадочным рейсом для ТУ-144 должен был стать маршрут Москва-Хабаровск (6 250 км). Но к этому расстоянию самолет оказался не готов, поэтому полетел в Алматы.

1_37.jpg

«К тому времени самолет, который имел достаточную дальность для полетов в Хабаровск, еще не был готов. Промежуточный самолет, на котором стояли двигатели Кузнецова, мог долетать только до Алматы, Ташкента, Фрунзе, Новосибирска, но выбрали все-таки Алматы», - рассказывает Алексей Амелюшкин, который был инженером по эксплуатации на Ту-144, а сейчас выступает в роли хранителя этих самолетов.

В том числе и его усилиями сохранившиеся машины не распилены на металлолом, а становятся частью выставочных экспозиций – как это произошло с лайнером СССР-77115, который с 2007 года выставляется на МАКСе и неизменно привлекает толпы любопытных. Ажиотаж, который Ту-144 вызвал на авиасалоне, подтолкнул к решению установить один из сохранившихся сверхзвуковых пассажирских лайнеров в Жуковском.

2_37.jpg

Машина, которая при регистрации имела бортовой номер СССР-77114, была выпущена в 1981 году и служила летающей лабораторией – сначала для исследования радиационной обстановки в верхних слоях атмосферы в интересах института медико-биологических проблем, затем – для американской программы по создания сверхзвукового пассажирского самолета 2-го поколения. Последний полет авиалайнер выполнил в 1999 году. А потом, оказавшись в частных руках, был почти продан в США, вспоминает летчик-испытатель Валерий Ваньшин, инициатор установки Ту-144 в Жуковском. Но перегон самолета в Штаты оказался невозможен – двигатели принадлежали не частной организации, а военным.

3_36.jpg

Самолет ржавел на аэродроме и после долгих переговоров его все-таки безвозмездно передали городу Жуковский. Установить самолет решили на въезде в город - на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева. Деньги на проект собирали через пожертвования в благотворительный фонд «Легенды авиации».

«Очень помог аэропорт Жуковский – выделил средства на покраску самолета, это 8 миллионов рублей. Большие суммы собрали ЦАГИ, НИИП им.Тихомирова. Просто отдельные люди переводили деньги. Три ветерана было – за 90 лет им, летчики-испытатели, заслуженные летчики СССР. Они по одному приходили, независимо друг от друга и не зная друг о друге – вот у меня 100 тысяч, у меня 130 тысяч рублей - возьмите. Я им говорю – давайте СМИ позовем, расскажем про вас. Не надо-не надо, говорят – родные узнают», - вспоминает замгенерального директора ФГУП «ЦАГИ» Андрей Войтюк.

ВОЙТЮК.jpg

Самолет должен стать не просто памятником – скорее, музеем Ту-144. В следующем году здесь планируют восстановить салон и сделать лестницу для подъема на борт. В перспективе – еще и подъемник для маломобильных посетителей. Пешеходная зона возле памятника будет оформлена в виде стилизованной взлетной полосы, в этой же зоне хотят установить небольшой павильон-музей.

5_18.jpg

Уже сейчас Ту-144 стал достопримечательностью Жуковского – таксисты сразу стали строить маршруты так, чтобы по пути из аэропорта Жуковский проехать именно здесь.

4_29.jpg

Материал подготовлен при поддержке аэропортов Алматы, Жуковский и авиакомпании «Уральские авиалинии»

 


2968 просмотров

Пять проблем строительного рынка Казахстана

Эксперты считают, что пришло время для отдельного министерства

Фото: Ирина Осипова

Казахстанским строителям мешают работать устаревшие ГОСТы. В числе проблемных вопросов также деятельность фирм-однодневок, жесткие условия для участия в тендерах, дефицит трудовых ресурсов и отсутствие собственного министерства.

От чего страдает качество

В Шымкенте на встрече с председателем Республиканского объединения юридических лиц (РОЮЛ) «Союз строителей Казахстана» Талгатом Ергалиевым строители южного региона озвучили несколько наиболее актуальных проблем. В первую очередь, по их словам, развитию отрасли мешают устаревшие ГОСТы.

Как рассказал «Курсиву» инженер-эксперт строительной фирмы ТОО «Батыр АлемСБ» Бахыт Данияров, у застройщиков очень много нареканий к СНиПам и ГОСТам.

«В основном строители вынуждены работать по старым ГОСТам, которые утверждались с 1967 по 1992 год. Поэтому казахстанские ГОСТы, мягко говоря, не очень убедительны, так как их исполнение осуществляется всего на 50%. А еще 50% мы вынуждены брать с российских ГОСТов», – отметил Бахыт Данияров.

По его словам, в старых ГОСТах рекомендованы к использованию строительные материалы еще советских времен. 

Например, строители могут использовать газоблоки. «Это легкий пористый материал, который хорошо сверлится, пилится или строгается. В него легко можно забить гвозди и скобы, так как пористость этого материала около 85%. Но я его не рекомендую, так как к этому материалу много нареканий. У нас строят девятиэтажные дома из монолита, а внутренние перегородки из газоблоков, и все они трескаются», – пояснил инженер-эксперт.

Он уверен, что казахстанские ГОСТы и СНиПы давно пора отрегулировать и довести до 95% исполнения.

Ради денег

Бахыт Данияров также отмечает, что для участников тендера необходимо установить предельную планку, ниже которой нельзя опускать ценовое предложение. «К примеру, объект стоит 200 млн тенге, а участники тендера указывают 150 млн тенге. Но ведь от этого объект не станет дешевле на четверть, и подрядчику придется брать где-то еще 50 млн тенге или экономить за счет стоимости, качества или количества строительных материалов. Ценовой промежуток надо урегулировать, чтобы не понижали так сильно, иначе страдает качество. Но этот вопрос надо решать на правительственном уровне», – отметил г-н Данияров. 

С ним согласен и Бекзат Ториев, курирующий сразу несколько строительных фирм, который в свою очередь подчеркивает, что как минимум одна из них сталкивается с тем, что, выиграв тендер на местном уровне, лишается заказа по решению республиканской комиссии. «Выигрываем на областном уровне, документы передают в республику – там проигрываем. И наоборот бывает. Зачем это делается?! Должен быть единый конкурс. Потом люди начинают подавать в суд, а судья не знает, в какую сторону двигаться. Затягиваются сроки», – возмущается Бекзат Ториев.

Потерянное время

Еще одна проблема, которую озвучили строители, – затягивание сроков строительства. Это, по их словам, происходит только из-за того, что сейчас любые спорные вопросы рассматриваются не только на местах, но и на республиканском уровне. Председатель Ассоциации строителей Султанбек Сугирбаев рассказал «Курсиву», что сейчас споры между конкурсантами рассматриваются очень долго.

«К примеру, прошел тендер. Спорят два подрядчика и подают документы в суд. Но теперь такой спор рассматривается на респуб­ликанском уровне, процессы затягиваются до пяти месяцев. А потом строители не успевают уложиться в сроки. Или работает подрядчик, но вдруг на него поступает жалоба. Всю работу при­останавливают, и опять все тянется месяцами. Графики нарушаются, компании терпят убытки», – говорит Султанбек Сугирбаев.

Боль строителей

Каждый из присутствовавших на мероприятии спешил поделиться с другими своей проблемой и, быть может, получить какой-нибудь дельный совет от коллег по рынку. 

Так, к примеру, представитель еще одной строительной компании Амирали Анапияев поднял вопрос о вводе поправочного коэффициента на стоимость строительных материалов в случае ЧС.

«Я житель Арыси и участвовал в ее восстановлении. Внес предложение, чтобы при чрезвычайных ситуациях ввели коэффициент, потому что строительные материалы на то время сильно подорожали. Были такие моменты, что и на 100% цены выросли», – рассказал спикер.

Эксперты строительного рынка уже не первый год говорят и о другой проблеме – необходимости очистить строительный рынок от фирм-однодневок. Но пока данная задача так и остается без решения.

«По данным Комитета по статистике МНЭ РК, в нашей стране зарегистрировано 64 тыс. строительных компаний. Мы провели мониторинг и оказалось, что реально действуют только 5 тыс. Сейчас готовим электронную базу, делаем паспорта, составляем реестр строительных компаний, чтобы допускать на строительный рынок только те организации, которые реально работают», – отмечает председатель Союза строителей Казахстана Талгат Ергалиев.

Нужен хозяин

По словам Султанбека Сугирбаева, у строительной отрасли, которая является локомотивом экономики, нет хозяина.

«Есть Комитет строительства и жилищно-коммунального хозяйства, который наряду с другими комитетами входит в состав Министерства индустрии и инфраструктурного развития. Наши предложения могут рассмотреть в министерстве, а могут и не рассмотреть. Если бы было собственное министерство, оно бы разрабатывало конкретные технические документы и законы», – резюмирует глава Ассоциации строителей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций