Теңіздегі қақтығысқа не себеп?

Ең маңыздыларына тоқталамыз

Фото: Shutterstock

Теңіздегі қақтығыстан бері бір ай өтсе де, үшінші буын зауыт құрылысы әлі тоқтап тұр. Құрылыс жүргізіп жатқан компания шығынға батып отырмыз дейді. Ал жанжалдың ең басты себебі шетелдік компания басшылығы мен қазақстандық жұмысшылар арасында байланыстың жоқтығы болуы мүмкін.

Cherchez la femme

Қысқаша айтсақ, 29 маусым күні болашақ кеңейту жобасының құрылыс-монтаж жұмыстарын жүргізіп жатқан Consolidated Contracting Engineering&Procurement S.A.L. Offshore (CCEP) компаниясының жұмысшылары шетелдік қызметкер қазақ қызының суретін әлеуметтік желіде жариялағаны үшін жанжал шығарған.

Компания өкілдерінің «Курсивке» берген ақпараты бойынша, төбелес кезінде CCEP компаниясының кеңсесі мен өзге де қызметтік ғимараттары бүлінген. 

«Сонымен қатар, қоймадағы компанияға тиесілі заттар (рация) жоғалды. Тек бұл емес, құрылыстың тоқтап қалуы салдарынан компания үлкен шығынға ұшырап жатыр, ол жобаның жүзеге асуына кері әсер етіп, еңбек өнімділігі мен жоба серпінінің бәсеңдеуіне әкеп соқты»,– деп тұжырымдайды компания өкілдері.

Сонымен қатар, тәртіпсіздік салдарынан тоқтап қалған Теңіздегі үшінші буын зауыт құрылысы қайта жанданбағанын да айтып өтті. 

«Болашақ кеңейту жобасының басқа бөліктерінде тәртіпсіздік болмады, бірақ бірқатар қызметкерлер жұмыстан босатылды. 1 шілдеден бері болашақ кеңейту жобасының үшінші буын зауыттан басқа құрылыс нысандары қалыпты жұмыс істеп тұр. ТШО-ның өзге өндірістік нысандары өз жұмысын тоқтатқан емес», – дейді «Теңізшевройл» (ТШО) ЖШС-нің қоғаммен байланыс бөлімі.

Босатылған, бірақ қысқармаған 

Сол арада  ССЕР-дің  қосалқы мердігері «Реформ Строй» ЖШС-нің жұмыссыз қалған 176 қызметкері Атырау облысы бойынша мемлекеттік еңбек инспекциясына шағым түсіреді. Аталмыш мекеме басшысы Игілік Әубәкіровтің Курсивке берген түсіндірмесіне сүйенсек, қосалқы мердігердің жұмыс көлемін біткендіктен, ол жұмысшыларын жұмыстан шығаруға мәжбүр болған.

«Келісімшарт 2018 жылдың наурызынан жасалған. Бір жыл ішінде тапсырылған жұмыс толығымен аяқталған. Міндеттелген жұмыс көлемі жүзеге асырылған соң, жасалған еңбек шарттарының күші жойылады», – дейді ол.

Оның айтуынша, «Реформ Строй» компаниясы жұмысшыларымен келісімшарт мерзімі маусым айында бітіп, шілде айында жұмыс істелмесе де, жұмысшылардың жалақысы осы айға толық көлемде төленбек.

Сонымен қатар, мемлекеттік инспектордың айтуынша, Теңіздегі төбелестің себебі мен ондағы еңбек қатынастарын тексеріп жатқан комиссия өз жұмысын жалғастыруда. 

Жұмыс беруші байланысқа шықпай ма?

Айта кету керек, Теңіздегі тәртіпсіздіктен кейін, бұл жанжалдың себептері туралы түрлі болжам жасалды. Бірақ ең басты нұсқа – компания қызметкерлері арасындағы қарым-қатынас болып тұр. Игілік Әубәкіровтың айтуынша, жұмысшылар компания басшылығы олардың пікіріне құлақ асқанын қалаған. 

«Жұмысшылармен тығыз байланыс болмаған, сәйкесінше ақпарат басшылыққа жетпеген. Яғни бұл кәсіпорын жетекшілерінің қателігі»,– дейді Әубәкіров мырза. 

Бұған дейін әлеуметтік желілерде CCEP-дің шетелдік және қазақстандық жұмысшылары екі бөлек тамақтанатыны жайлы жазылып, жергілікті жұмысшылар асханадағы қызмет сапасына наразылық білдірген-тұғын. Алайда компания өкілдері кәсіпорынның барлық қызметкерлеріне «нәсіліне, ұлтына, жасына және дініне қарамастан бірдей қызмет көрсетіледі» деп жауап берді.

«Жобада қабылданған кемсітуге жол бермеу  саясатына сәйкес, кез-келген құқық бұзушылық жан-жақты қарастырылады», – деп сендірді ССЕР өкілдері.

Дегенмен, Теңіздегі оқиғадан бірнеше күннен кейін ұйымдастырылған брифингте Қазақстан мұнай сервистік компаниялары одағы (KazService)  президиумының төрағасы Рашид Жақсылықов, шетелдік компанияларда қызметкерлердің жұмысын қадағалайтын жетекші маман ретінде Қазақстанда жұмыс тәжірибесі жоқ шетелдіктерді тағайындауы салдарынан, үлкен жобаларда қайшылықтар мен қақтығыстар жиі туындайтынын атап өтті. 

Әлеуметтік желілерде таратылған хабарламалардың бірінде жанжалға себеп болған суреттің авторы Ели Даудтың ССЕР-де логистика жөніндегі бас әкімші болып жұмыс істейтіні айтылған еді. Алайда компания бұл ақпаратты растамады, бірақ жоққа да шығармады, тек «компанияның қызметкерлерді іріктеу саясатына сәйкес, барлық қызметкерлер жасына, жынысына, дініне және ұлтына қарамастан, олардың тәжірибелері мен біліктіліктеріне сай, бірдей стандарт бойынша бағаланады» деп атап өтті. Яғни, техникалық және біліктілік конкурсынан өтіп, қойылған талаптарға сай болған үміткерлер жұмысқа қабылданады.

Алайда «Атырау облыстық кәсіподақтар орталығы» төрағасының орынбасары Еділ Ұзақбайдың айтуынша, жұмыс берушілер экспаттарды жұмысқа белгілі бір санат бойынша тартқанымен, олар Қазақстанға келген соң, басқа қызмет ұсынуы – жиі кездесетін жайт. 

«Айталық, компаниялар шетелдік мамандарды жұмысқа шақырғанда тек «инженер мамандығы» деп белгілейді де, ал нақты қандай маман қажеттігін ашып жазбайды. Мәселен, инженердің түрі көп қой, оларға инженер-геофизик пе, әлде басқа инженер керек шығар?»– деп пайымдайды кәсіподақ өкілі. 

Ал ССЕР компаниясы берген мәліметке сүйенсек, қазіргі кезде Теңіздегі құрылыс алаңдарында шамамен 10 мың қызметкер жұмыс істесе, олардың 96% -ы – қазақстандық, ал 4% -ы шетелдік жұмысшылар екен.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Нур-Султан, Алматы и Шымкент – города для пешеходов

Как развивается это направление урбанистики в трех миллионниках РК

Фото: Мадияр Таншолпан

В эру COVID-19 политика «город для пешеходов» получила новый всплеск по всему миру. Как развивается это направление в трех миллионниках РК – читайте в обзоре «Курсива».

Из-за пандемии улицы городов от Парижа до Боготы стали частично или полностью пешеходными и велосипедными, чтобы обеспечить социальное дистанцирование среди населения. Эти меры планировались как временные, но сейчас преобразования становятся постоянными и даже получили свое название – Slow street (Медленная улица). Новое веяние не обошло стороной и Алматы – аким города Бакытжан Сагинтаев еще месяц назад сообщил о пилотном проекте по созданию в Алматы временных пешеходных зон в период пандемии. Но только после стабилизации эпидемиологической обстановки. 

Журналисты «Курсива» прогулялись по улицам Нур-Султана, Алматы и Шымкента и посмотрели, какие планы прошлых лет по организации пешеходных улиц удалось реализовать градоначальникам.

Нур-Султан

Столицу от других казахстанских мегаполисов отличает суровый климат, возможно, именно по этой причине в Нур-Султане пока лишь одна пешеходная улица – бульвар Нурлы жол от Дома министерств до Парка влюбленных, расположенного напротив торгового центра «Хан Шатыр». Но год назад в Нур-Султане разработали программу благоустройства на пять лет, включающую развитие пяти полицентров: в районе старой площади (1,6 га); в районе улицы Бейбитшилик (2 км) и проспекта Богенбай батыра (2,1 км); в районе ТЦ «Евразия» (15 км); улицы Косшыгулулы (1,65 км); в районе улиц Азербаева, Кошкарбаева и Жургенова (4,1 км). Общая протяженность пешеходных улиц на первом этапе благоустройства составит 27 км. Во сколько обойдутся преобразования столичному бюджету, в акимате сказать затруднились, сославшись на отсутствие проектно-сметной документации (ПСД).

Что касается ближайших преобразований, то они затронут улицу Ж. Омарова от проспекта Республики до Казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. В этом году благоустроят участок от дворца «Жастар» до улицы Ауэзова и реконструируют существующий фонтан – улица уже перегорожена для ремонтных работ.

IMG_8424.JPGФото: Аскар Ахметуллин

В следующем году займутся отрезком от улицы Ауэзова до улицы Бейбитшилик. Если все пойдет по плану, в 2021 году около дворца «Жастар» появится городское пространство для пешеходов без доступа автотранспорта. Вокруг монумента «Дружба народов» сделают фонтанный комплекс, от которого будет течь ручей, замыкающийся сухим фонтаном. Вдоль ручья расположат водные аттракционы. Еще один сухой фонтан сделают возле Казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. Кроме фонтанов пространство обустроят малыми архитектурными формами и инсталляциями. Здесь появится велодорожка, теневые навесы, игровые зоны, детские площадки и общественный туалет. На реконструкцию улицы Омарова выделено 3,8 млрд тенге. 

Алматы

Самым пешеходным городом в стране остается Алматы, хотя целостной концепции пока не получилось – пешеходные зоны фрагментарно раскиданы по историческому центру города. 

Масштабная реконструкция улиц по проекту Яна Гейла началась в южной столице в 2017 году. За 2017–2018 годы из местного бюджета, согласно отчету управления строительства города Алматы, было потрачено 16,3 млрд тенге. 

Преобразование в прогулочный бульвар улицы Панфилова от Жибек жолы до Кабанбай батыра обошлось бюджету в 2,1 млрд тенге. Здесь сделали освещение, установили сухие фонтаны, скамейки, скульптуры и детские площадки. Еще 1,9 млрд тенге потратили на модернизацию пешеходного отрезка улицы Жибек жолы. Около 1,3 млрд тенге ушло на фонтаны, скамейки и зеленые насаждения в районе площади Астана. А на преобразование в «полупешеходные» Кабанбай батыра и Гоголя – еще по 1,1 млрд тенге. На освещение, тротуарную плитку, арыки, новые указатели и озеленение проспекта Назарбаева в 2018 году потратили 4,9 млрд тенге, но пешеходным он не стал. Остальные деньги ушли на реконструкцию променадной части проспекта Абая: здесь улучшили прогулочные зоны, расширили арыки и установили фонтаны разных типов.

Жибек жолы между Сейфуллина и Желтоксан_2.jpgФото: Офелия Жакаева

В 2019 году городская администрация задумала соединить существующие и планируемые пешеходные зоны вокруг исторического центра города малым пешеходным кольцом длиной 18 км. Маршрут должен был пройти по Абая, набережной реки Есентай, Толе би и Достык. Кроме этого планировали сделать прогулочной набережную реки Есентай выше Аль-Фараби, набережную Малой Алматинки, продлить пешеходную Жибек жолы до Сейфуллина, преобразовать улицу К. Байсеитовой в районе Главпочтамта и переоборудовать площадь перед Центральным парком культуры и отдыха.

Прогулявшись в минувшие выходные по центру города, мы убедились, что пешеходное кольцо пока так и осталось в планах, как и променад вдоль Малой Алматинки. 

Набережную реки Есентай реконструировали лишь выше Аль-Фараби – здесь на отрезке 2 км установили габионы, мосты и спуски к реке, сделали прогулочную дорожку с лавочками, урнами, беседками и детскими площадками. 

Жибек жолы, действительно, удлинили до Сейфуллина. Но часть улицы от Абылай хана до проспекта Желтоксан пешеходной так и не стала, там по-прежнему автопарковка.
 
Улицу Байсеитовой между Богенбай батыра и Кабанбай батыра реконструировали – сейчас там уютное тенистое место для прогулок с детской и спортивной площадками.

На площади перед Центральным парком культуры и отдыха появился сухой фонтан – им заменили фонтан-чашу, установленный 15 лет назад и уже начавший крошиться. 

О дальнейших планах в акимате и управлении городского планирования и урбанистики не рассказали, сообщив лишь, что «все вопросы отложены до конца карантина».

Шымкент

Шымкент стал пешеходным в 2018 году. За год в городе реконструировали для пешеходов три улицы – Бекет батыра, Бейбитшилик и набережную реки Кошкар-ата. 

Самую первую пешеходную зону протяженностью в один километр открыли в мае 2018 года на улице Бекет батыра. На местном «Арбате» установили скамейки, освещение, высадили 700 саженцев и 1 тыс. роз. Деньги в размере 800 млн тенге выделили из бюджета города на содержание парков, и какая доля из них ушла на реконструкцию улицы – выяснить не удалось.

В том же году, спустя пару месяцев, открыли второй променад – вдоль набережной реки Кошкар-ата. Правда, набережная никогда и не была автомобильной – сюда выходят задние дворы частного сектора, и раньше местные жители просто сваливали здесь мусор. 

Следующие четыре месяца ушли на реконструкцию улицы Бейбитшилик – к 1 декабря 2018 года она стала полностью пешеходной, проезд для автомобилей закрыли. На ее преобразование из бюджета ушло почти 600 млн тенге. За эти деньги на улице длиной 430 метров и шириной 35 метров установили семь фонтанов, 90 скамеек, 12 архитектурных форм и около 100 крупных и малых светильников, да еще разместили над головами пешеходов 12 светящихся по вечерам ангелов. Улица быстро стала популярной среди горожан – сюда приезжают погулять местные жители со всех районов города и привозят гостей. Недовольны остались только некоторые владельцы квартир на шымкентском «Арбате» – по их мнению, по вечерам там стало слишком светло и шумно.

В том же 2018 году были озвучены планы о преобразовании в пешеходную улицы Аскарова, параллельной променаду по Бейбитшилик. Но проект четвертого «Арбата» в Шымкенте пока так и не реализован. В новых планах акимата – организовать этнотуристический центр по улице Айтеке би от площади Ордабасы до старого автовокзала. Преобразования подразумевают снос жилых и коммерческих объектов, но проектно-сметная документация пока не разработана и, соответственно, о стоимости задумки говорить рано.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg