Перейти к основному содержанию

31765 просмотров

Сколько стоит перейти казахстанскую границу

В Шымкенте судят таможенников-коррупционеров

Пункт пропуска Кордай. Фото: Elena Odareeva / Shutterstock.com

В межрайонном специализированном суде по уголовным делам Шымкента в настоящее время рассматривают материалы по обвинению сотрудников таможенных постов бывшей ЮКО и нескольких гражданских лиц. Они обвиняются в неоднократном получении взяток в особо крупном размере, в сговоре, а также в пособничестве при получении взятки.

А подсудимые кто?

16 подсудимых проходят по так называемому «делу таможенников». Общая сумма взяток, которую инкриминирует им следствие, – 400 млн тенге. Как сообщил адвокат одного из обвиняемых Сапар Амиртаев, деньги передавались за беспрепятственное прохождение товаров через границу.

«Все взяткодатели – участники внешнеэкономической деятельности. То есть это предприниматели, которые работают с зарубежьем, отправляя и получая товар. Участники ВЭД отдавали за каждую машину, проходящую через границу, определенную сумму. Там нет такого, чтобы таможенники не проверяли машины и грузы. Обвинение построено на утверждении, что деньги отдавались за беспрепятственное прохождение», – пояснил адвокат.

Среди обвиняемых сотрудники таможенных постов станций Сарыагаш, Капланбек, Казыгурт. Среди подсудимых есть также и гражданские, иначе их называют «помогайками». Впрочем, на скамье подсудимых находятся лишь восемь человек. Остальные участвуют в процессе, сидя в зале заседаний. Половина из подсудимых находятся под домашним арестом, а часть – под залогом. По словам адвоката, к тем из обвиняемых, которые, находясь под стражей, частично признали свою вину, оказывали содействие следствию, не стали применять арест. Некоторым в ходе следствия, после года нахождения в СИЗО, по причине заболеваний изменили меру пресечения на домашний арест.

Семнадцатый фигурант был признан страдающим психическим расстройством и поэтому не может быть привлечен к уголовной ответственности. Его болезненное состояние подтвердили две экспертизы. Тем не менее всем подсудимым предъявлено одинаковое обвинение – получение взяток в особо крупном размере, неоднократно, в сговоре, а также пособничество при получении взятки.

Допрос свидетеля

Суд под председательством Абинура Карабаева, начавшийся 1 июля, на данном этапе приступил к допросу свидетеля А., бывшего сотрудника финансовой полиции, а ныне директора ТОО, участника ВЭД. На просьбу прокурора пояснить, как проходило вымогательство денег на таможенном посту, свидетель рассказал, что у него контракт с бизнесменами из Узбекистана на поставку мяса в соседнюю страну. Обратно машины идут по договору импортозамещения, груженные овощами и фруктами.

«У меня все документы на мясную продукцию в порядке. Но мне сказали, что «таможню не пройдешь». Встретился с начальником поста, который перенаправил меня к своему заму со словами, что он все решит. Заместитель начальника таможенного поста предложил отдавать по 50 тыс. тенге за каждую машину, идущую в Узбекистан, и по $500 и 43 тыс. тенге за машину с овощами и фруктами из Узбекистана. Деньги передавались начальнику смены», – поведал допрошенный.

На вопрос представителя гос­обвинения о том, как таможенники могли препятствовать прохождению товара и на что шли отдельно уплачиваемые 43 тыс. тенге, он пояснил: «Таможенники могли досконально проверить машину, включая «запаску». Могут заставить разбортовать колеса, а могут и разгрузить весь товар. На это могут уйти сутки. Контрактное мясо не портилось, так как перевозилось в холодильнике, но затраты увеличивались. Пограничники проверяли машину, но денег не брали. По словам сотрудников таможни, в 43 тыс. входила оплата всех служб, плата пограничникам и за «ворота».

На вопрос прокурора о том, чем руководствовался свидетель, когда обратился в антикоррупционную службу с заявлением о нарушениях на таможенном посту, допрашиваемый заявил о нежелании идти на поводу у вымогателей, чинивших препятствия перевозчикам, и о стремлении наказать коррупционеров, бороться с которыми – его гражданский долг.

Другая сторона

Ответы свидетеля на вопросы адвокатов о том, как он отнесся к требованию платить деньги за прохождение грузов, представили свидетеля в несколько другом ракурсе.

«Когда вы услышали про 50 тыс. тенге, как вы к этому отнеслись?» – задал вопрос адвокат Амиртаев. «Нормально отнесся. Меня это устроило, так как сумма мне показалась незначительной», – ответил свидетель.

На уточнение защитников о том, не возмутило ли свидетеля, как бывшего оперативного работника финпола, что с него требовали деньги, последовал отрицательный ответ. А вот вопрос защиты, почему, будучи участником ВЭД еще с 2016 года и неоднократно сталкиваясь с порядками на таможне, свидетель лишь в 2017 году обратился в антикоррупционное ведомство, так и остался без ответа. По подсчетам следствия, свидетелем А. только на одном посту были переданы таможенникам денежные средства в размере $2,5 тыс. и 225 тыс. тенге.

У адвокатов возникли вопросы не только к свидетелю, но и к представителям государственного обвинения как к надзорному органу. Адвокат Бекенбай Аширов заявил, что в досудебном расследовании на стадии следствия были допущены нарушения некоторых процессуальных норм.

«Материалы, которые есть в деле и которые нам дали, – разные. Мы сверили. Получается, что следствие нам дало одни тома, а в тех, что были суду представлены, кое-что изменено. Некоторые материалы были вшиты. Имеются признаки воспрепятствования деятельности правосудия, подлога, фальсификации доказательств», – озвучил адвокат Бекенбай Аширов результаты сверки документов.

Председательствующий на процессе судья Абинур Карабаев поручил прокуратуре проверить обоснованность заявления представителей защиты. Предполагается, что процесс продлится не менее двух-трех месяцев.

977 просмотров

Как обезопасить себя в самолете в разгар эпидемии коронавируса

Специальные рекомендации

Фото: Kim Hong-Ji

Опасаетесь летать самолетом во время глобальной вспышки коронавируса? Просто мойте руки.

Эксперты в области здравоохранения говорят, что лучшая защита от коронавируса та же, что и против гриппа, обычной простуды и других видов вирусов: часто мойте руки и пользуйтесь антисептиком для рук. На борту самолета включите кондиционер и направьте его в свое лицо, чтобы дышать профильтрованным воздухом.

Хотя за пределами Китая новый коронавирус грозит в первую очередь путешественникам, полет на самолете представляет для вас не большую опасность, чем пребывание в других местах, где вы взаимодействуете с возможно больными людьми: метро, кинотеатр или очередь в магазине.

Но на борту самолета вы действительно тесно контактируете с другими пассажирами вне зависимости от того, хотите вы этого или нет. 

Существуют исследования, доказывающие, что путешественники подвергаются более высокому риску заболеть – например, одна из подобных работ показывает, что риск ОРВИ для путешествующих самолетом повышается на 20%.

В 2009 году было проведено исследование, отслеживающее передачу вируса H1N1 на борту самолета. Оно выявило, что если во время полета были заражены 2% пассажиров, то в течение недели после приземления зараженными оказывались еще 5% пассажиров. Риск заражения вирусом для пассажиров класса эконом был на 3,6% выше, если они сидели в двух рядах от пассажиров с симптомами болезни. Для пассажиров, сидевших ближе, чем в двух рядах в любом направлении, риск заражения увеличивался вдвое – до 7,7%.

Другое исследование моделировало риск заболевания в сравнении между классом эконом и бизнес-классом. Выводы исследования были очевидны: шанс заболеть ниже, если вас окружает меньше людей. Если все места на борту заняты, то риск заразиться в бизнес-классе ниже по сравнению с классом эконом. Но может быть и наоборот, если бизнес-класс заполнен, а класс эконом – нет.

Организации здравоохранения не предостерегают против собственно путешествий на самолете, если вы направляетесь не в Китай. Авиалинии не отмечают значительного скачка в отмене внутренних рейсов. Компании по-прежнему отправляют сотрудников в командировки – хоть и не в Китай.
Опасения по поводу воздушного транспорта связаны с тем, что самолеты действительно перевозят зараженных людей по всему миру. Отсюда и приостановка рейсов в Китай, и скрининг лиц, прибывающих в США и при этом побывавших в Китае.

Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) сообщают, что не нужно предпринимать особенных мер предосторожности в связи с коронавирусом.

«В данный момент мы не рекомендуем широкой американской общественности использовать медицинские маски, – заявила руководитель Национального центра иммунизации и респираторных заболеваний органов дыхания доктор Нэнси Мессонье в прошлую пятницу во время телефонной пресс-конференции. – Вирус не распространяется в ваших городах».

Коронавирус – это респираторный вирус, считается, что он передается через крошечные капельки, выделяемые при кашле и чихании. Исследование других вирусов показало, что во время полета вы находитесь в зоне риска, если сидите не дальше двух или трех рядов от зараженного человека, то есть на том расстоянии, куда могут долететь капельки.

Воздух в самолете обычно разграничен по отдельным зонам. Воздух вокруг вашего места всасывается и рециркулируется только в этой же зоне. Кроме того, большинство современных самолетов прогоняют рециркулируемый воздух через ряд фильтров 20–30 раз в час. Эти фильтры высокоэффективного удержания частиц, или HEPA, подходят для использования в операционных и способны удалить 99,9% частиц, таких как бактерии, грибки, более крупные вирусы и вирусные скопления, по заявлению CDC.

«Воздушная среда в салоне самолета не способствует распространению большинства инфекционных заболеваний», – сообщили CDC на брифинге по авиаперевозкам.

Всемирная организация здравоохранения отмечает, что общие рекомендации для путешественников применимы и в отношении коронавируса:

  • часто мойте руки антисептиком на спиртовой основе или с мылом и водой;
  • при кашле и чихании прикрывайте рот и нос сгибом локтя или салфеткой, потом сразу выкиньте салфетку и помойте руки;
  • избегайте тесного контакта с лицами, у которых наблюдаются высокая температура и кашель;
  • если у вас жар, кашель и затрудненное дыхание, немедленно обратитесь за медицинской помощью и расскажите вашему лечащему врачу о прежних поездках.

Если вы возвращаетесь в США из-за границы, то вы наверняка захотите прибыть в аэропорт даже раньше, чем следует. С 1 февраля администрация Трампа требует, чтобы авиалинии проверяли, посещали ли пассажиры материковый Китай за последние две недели. Какая-то часть проверок, вероятно, будет автоматизирована. Авиакомпания United заявила, например, что встроит соответствующие вопросы в процесс регистрации, чтобы снять нагрузку со своих агентов в аэропорту.

Лица, побывавшие в материковом Китае за последние две недели, должны будут прибыть в один из 11 крупных аэропортов США, оборудованных для осмотра пассажиров и, при необходимости, помещения их в карантин. Если это не их пункт назначения, их перенаправят в нужный аэропорт бесплатно. Но эти 11 аэропортов – аэропорты Кеннеди в Нью-Йорке, О’Хара в Чикаго, Ньюарк в Нью-Джерси, Даллес в Вашингтоне, Даллас/Форт-Уэрт и аэропорты Сиэтла, Гонолулу, Лос-Анджелеса, Атланты и Детройта – принимают больше всего международных рейсов из Азии, так что перенаправление пассажиров ожидается по минимуму.

Министерство внутренней безопасности США заявляет, что американские граждане, посещавшие провинцию Хубэй в течение 14 дней перед возвращением, будут помещаться в обязательный карантин до двух недель. Граждане США, посещавшие за тот же период другие регионы материкового Китая, будут проходить медосмотр в аэропорту. Кроме того, им будет рекомендовано подвергнуть себя самокарантину на две недели. Иностранцам, посещавшим за последние две недели Китай, въезд в США будет закрыт, если только они не являются близкими родственниками граждан США, обладателей грин-карты или членов экипажа.

Еще несколько советов от редактора колонки The Wall Street Journal про авиапутешествия:

  • авиакомпании не слишком тщательно проводят уборку в самолетах, так что захватите свои дезинфицирующие салфетки, чтобы протирать такие поверхности, как откидные столики и подлокотники;
  • если вы все-таки собираетесь лететь в маске, то вам понадобится нечто посерьезнее обычной хирургической маски из бумаги. По заявлениям врачей, эти маски предназначены для того, чтобы не дать вашим микробам заразить других, и они не станут преградой для коронавируса извне. Вам будет нужна маска-респиратор №95, которая толще обычной маски. Правда, такие маски трудно надевать и носить долгое время;
  • если ваш сосед чихает и кашляет, попросите его прикрывать рот. Попросите бортпровод­ника пересадить вас на пустое место. Сгодится даже среднее кресло!

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif