Перейти к основному содержанию


8453 просмотра

Малообеспеченным семьям в ЗКО выделяют по 500 тысяч тенге

Безвозмездные гранты люди должны потратить на открытие бизнеса

фото: shutterstock.com

Департамент труда и социальной защиты населения по ЗКО совместно с РПП «Атамекен» реализовывают проект поддержки многодетных и малообеспеченных семей, живущих за чертой бедности. Но получить безвозмездные полмиллиона можно только при определенных условиях.

В рамках программы адресной социальной помощи (АСП) с 1 июля 2019 года в Западно-Казахстанской области малоимущим семьям выдали 49 грантов по 505 тыс. тенге каждый.

 «Деньги получили малообеспеченные, многодетные семья и трудоспособные инвалиды. Проект безвозмездных грантов, реализуется в области совместно с РПП «Атамекен». Сейчас одобрено еще 100 заявок на гранты. На следующей неделе пройдет очередное заседание комиссии, которая рассмотрит порядка 50 новых заявок», - сообщила на запрос «Курсив» заместитель начальника департамента труда и социальной защиты населения (ДТиСЗН) Дилдаш Искакова.

В департаменте говорят: получить безвозмездно грант в размере 200 МРП (505 тыс. тенге) никто не отказывается. Но полмиллиона  можно взять только на одну семью, а деньги должны быть потрачены на сферу услуг, развитие животноводства или производство. В селах нуждающиеся западноказахстанцы берут деньги на развитие домашнего подворья. Например, птицеводство на эти деньги активно развивают малоимущие семьи Таскалинского и Чингилауского районов ЗКО. В городе  гранты чаще используют на развитие сферы услуг: парикмахерские или швейные цеха. Но, чтобы получить его нужно выполнить определенные условия. Например, пройти бесплатное обучение основам бизнеса. Аналогов проекта в республике нет, заверили соцработники.

«В каждой области создают свои механизмы помощи малоимущим - в зависимости от возможностей местных бюджетов», - объяснили в департаменте.

Структура реализованного грантового портфеля выглядит следующим образом:

Наименование %
птицеводство 23%
сфера услуг 23%
животноводство 22%
легкая промышленность (пошив одежды, обработка шерсти) 16%
производство продуктов питания 12%
производство деревянных и металлических изделий 3%
растениеводство 1%

«В этом году гранты получили 23 малообеспеченные семья и 18 многодетных мам – те, кто получают АСП (адресную социальную помощь). Например, 43-летняя жительница поселка Достык Таскалинского района многодетная мама Нургайша Ахпанова навыки предпринимательства приобрела на курсах «Бастау-Бизнес», затем получила сертификат и зарегистрировала ИП «Аружан». Консультанты палаты помогли ей составить бизнес-план открытия шиномонтажной мастерской в родном поселке. Такой же путь к гранту прошла 35-летняя жительница села Таскала Таскалинского района – тоже многодетная мама Айгерим Кушекбаева. Ее бизнес-план касается развития животноводства», - рассказала «Курсив»  руководитель отдела занятости департамента труда и социальной защиты населения (ДТиСЗН) Анар Амантаева.

Социальный работник пояснила: с начала года гранты выдавали в размере 100 МРП. Затем сумму увеличили. Финансируется проект из местного и республиканского бюджетов.

В ДТиСЗН затруднились сказать, сколько всего людей в ЗКО живут за чертой бедности. По данным департамента в области проживают 6 919 многодетных семей, где воспитываются 28 253 детей. Из них АСП получают 2093 семьи. Другую социальную поддержку получают более 24 тыс. инвалидов, 2600 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, которые обучаются на дому - число этих детей растет. 

«А есть еще жилищная и материальная помощь разным категориям нуждающимся, людям больным туберкулезом, вернувшимся из мест лишения свободы, питание школьникам….  Если на АСП мы в 2019 году планируем потратить около 8 млрд тенге, то сумма других соцвыплат превысит еще 10 млрд тенге», - добавила зам. начальника департамента Дилдаш Искакова.

В свою очередь в РПП «Атамекен» уточнили: выдача грантов производится в рамках государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» и продлится до 2021 года.

«Сначала 2019 года всего выдано 211 грантов на сумму 74,2 млн тенге. В эту сумму входят и гранты по 100 МРП», - сообщили в пресс-службе палаты.

Как уже сообщал «Курсив», в 2019 году в ЗКО выплаты АСП увеличились в 4,7 раза.  Адресную помощь уже получили почти 48 тысяч западноказахстанцев, живущих за чертой бедности. До конца года выплаченная АСП достигнет беспрецедентной суммы – около 8 млрд тенге.  По данным департамента труда и социальной защиты населения до 1 апреля 2019 года АСП в ЗКО получали  всего 2 093 малообеспеченных и многодетных семей – это 9 968 человек. К 1 июля число получателей помощи значительно выросло - 9392 нуждающихся семей, в том числе 2702 многодетных. В этих семьях воспитываются 30 211 тысяч детей.


923 просмотра

Возможна ли в Казахстане политическая сатира

Кто и как шутил над отечественным политикумом

Иллюстрация: nuvolanevicata

На этой неделе в казахстанский кинопрокат вышел новый фильм известного комедийного актера и режиссера Нуртаса Адамбая «Аким». Фильм презентуется как сатирическая комедия, в которой авторы обещают в полной мере высмеять все особенности жизни провинциальных чиновников. Претензии на сатиру в отечественном кинематографе и вообще в юморе не так часты, поэтому мы решили вспомнить все попытки, когда-либо предпринимавшиеся казахстанскими режиссерами.

Едва только появилась новость о том, что Нуртас Адамбай снимает фильм о молодом акиме, направленном в небольшой городок, соцсети запестрили критикой. Мол, сравните масштабы высмеивания: если в Украине в ставшем уже легендарным сериале «Слуга народа» простой учитель становится президентом страны (а это и соответствующий уровень политической сатиры), то у нас это может быть максимум аким небольшого городка – отсюда и масштабы тем для высмеивания. Для сравнения: в той же России в сериалах «Домашний арест» и «Год культуры» фигуры для сатирического высмеивания и обличения – министры и губернаторы, что больше, чем у нас, но явно меньше, чем в Украине.

Тем не менее даже «Аким» может считаться тематическим прорывом, в особенности по сравнению в другими комедиями, где темами для осмеивания по-прежнему являются семейные отношения, бессрочная тойско-свадебная тематика, антагонизм деревенских и городских, простецких и гламурных. На эти темы сняты десятки фильмов, и многим они уже успели порядком поднадоесть. И если такого юмора на экране и сцене вполне достаточно, то сатира в наших краях всегда с трудом пробивала себе дорогу, и едва ли можно сказать, что пробила.

Кроме шуток

Если углубляться в историю, то, пожалуй, первые зачатки казахской сатиры появляются еще в знаменитых айтысах рубежа позапрошлого и прошлого столетий. Тогда акыны – и такие легендарные, как Биржан-сал Кожагулов и Сара Тастанбекова, и чуть менее известные – обличали и чиновничий произвол местных феодалов, и угнетение царскими колонизаторами. Трудно сказать, насколько полноценной являлась эта сатира с точки зрения законов данного жанра, ибо у каждого акына была своя направленность. Кто-то был более ироничен, кто-то – менее. Но большей частью на айтысах было принято сразу атаковать болевые точки общества.

Впрочем, если в первые послереволюционные годы это еще было возможно, то уже в конце 20-х годов айтыс как жанр независимого высказывания сошел на нет. Это связано с общей политической обстановкой в стране. Теперь то, над чем смеяться, как правило, заказывала сама власть. По большей части это были внутренние враги – вредители и диверсанты либо внешние – поджигатели холодной войны, фашисты и реваншисты. Дошло до того, что юмористическая поляна оказалась настолько выхолощенной, что даже сами советские вожди в начале 50-х говорили: «Нам нужны советские Гоголи и Щедрины». Литературная среда на это отозвалась частушкой: «Нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали!»

Разумеется, в рамках тоталитарной системы полноценной сатиры не могло существовать – могла быть лишь ее имитация ровно в тех масштабах, которые обозначала власть. Другое дело, что уже во времена оттепели эти границы расширились и, скажем, внутри страны уже гораздо больше и смелее разрешалось шутить над бюрократами, руководителями низового звена.

Такая сатира цвела пышным цветом на страницах сатирического журнала «Ара» («Шмель»), как раз и ставшего журналистско-литературным порождением эпохи оттепели. Создатели журнала на первых страницах заявляли, что будут беспощадно бить кнутом сатиры бюрократов и очковтирателей, бездельников и чинуш, плодящих резолюции, клеветников и носителей фео­дально-байских пережитков, подхалимов и хапуг. Фактически «Ара» для Казахстана стал тем же, чем был для всего СССР легендарный журнал «Крокодил».

Не боясь попасть в звезды

Кроме того, не стоит забывать, что с 60-х годов во всем Союзе начинается расцвет телевизионной эпохи. Именно с того времени телевидение начало проникать в каждую семью, и это стало настоящей революцией в доставке сатирического жанра населению. Теперь смешное чаще не читают, а смотрят: «КВН», «Вокруг смеха», «Кабачок «13 стульев».

На стезе профессиональной эстрады в казахскоязычном секторе долгое время монополистом была, конечно, «Тамаша» – своего рода аналог всесоюзной программы «Вокруг смеха». Кстати, появились эти передачи в один и тот же год – 1978-й. Но «Тамаша» проживет намного дольше, аж до 2005 года.

«Рамки свободы творчества там были, конечно, советские. Но уровень актеров и литературного материала был, несомненно, выше, чем сейчас. Это был полноценный театр эстрадных миниатюр», – считает телевизионный режиссер Арман Карабаев.

Уже в 90-е и далее традиции «Тамаши» пытались было продолжить «Бауыржан-шоу», «Шымкент-шоу», но там вся тематика строилась на бытовом юморе.

Три, четыре… закончили

Впрочем, сравнивать процессы в сатирическом жанре в Казахстане и в целом в СССР не всегда уместно, ибо здешняя ситуация довольно существенно отличалась от того, что происходило на всесоюзной юмористической «поляне». Одно из самых главных отличий – это то, что КВН, появившийся в СССР в 1961 году, в Казахстане полноценно зажил лишь 30 лет спустя. В 60-е соревнования проходили лишь внутри вузов, а потом КВН и вовсе закрыли.

По большому счету, КВН зажил в Казахстане уже в 90-е годы, спустя шесть-семь лет после открытия возрожденного КВН в 1986 году. А его настоящий бум придется уже на 90-е. Значение этого явления переоценить сложно – спустя более чем 20 лет кавээнщики как в России, так и в Казахстане составят новую ударную силу на телевидении и в кино. Прошедшие школу высшей лиги у Александра Маслякова Нуртас Адамбай, Аскар Бисембин и Нурлан Коянбаев сегодня составляют мейнстрим казахстанского кинематографа. Многие нашли себя и на ниве интернет-юмора, как, например, известный таксист Русик (Руслан Висингериев) или Меиржан Туребаев, ставший одним из самых известных вайнеров Казнета.

Пальцем в небо Кызыкстана

Впрочем, политическую сатиру пробовали осваивать и в Казахстане. В девяностые и первой половине нулевых и в КВН, и даже на отечественном телевидении шло несколько проектов, довольно смело высмеивавших чиновников и политиков. Это были тележурнал «Неделька» с Альбеком Тастайбековым и сатирическое шоу «77 кун».

«Началось все с обыкновенного капустника. Причем мы не ставили себе целью глумиться над политиками. Мы создавали новый виртуальный мир: изменяли их фамилии, даже переделали название страны на Кызыкстан, то есть смешной стан, – рассказывает один из создателей проекта «77 кун» телережиссер Арман Карабаев. – Позже вместо сатирического выпуска новостей появилась рубрика погоды. Только вместо погоды мы делали такой выпуск: сколько стоит место полицейского, учителя, какова их зарплата в разных регионах. Более того, мы тютелька в тютельку угадали, сколько стоит получить должность акима района в одной из южных областей, как раз в день его назначения. Там несколько кланов продвигали своих кандидатов. И когда мы в передаче назвали стоимость этой должности, то к нам приехала целая делегация из этого района и выпытывала, кто их нам сдал. А мы просто пальцем в небо ткнули».

Не отставали в те годы и кавээнщики. «Годах в 1996–2000-х мы довольно жестко шутили о политиках и чиновниках. Но у нас они обидчивые и даже на вполне безвинные шутки реагировали очень болезненно и советовали нам, что называется, фильтровать базар», – рассказывает Аскар Бисембин, в прошлом кавээнщик, а ныне кинорежиссер.

С тех пор эта тема заглохла, и вновь восторжествовал бытовой юмор, который и по сей день правит бал. Посему действительно сейчас только районный аким может быть фигурой для высмеивания. И пока остается лишь гадать, возьмут ли отечественные комедиографы новую высоту после премьеры «Акима» и высмеют ли руководителей более высокого уровня. А может быть, данную миссию выполнят на просторах интернета. Ведь сегодня веб-контент также набирает обороты. И в отличие от телевизионного он гораздо смелее и шире.

Правда, по сравнению даже с Россией в Казахстане веб-сериалы на зачаточном уровне. И пока они не спешат предъявлять политическую сатиру на суд зрителя, продолжая потчевать их тем же, чем и в полноформатном кино: комедиями, криминалом, в лучшем случае мистикой. Посему остается либо ждать, либо начать это делать самим.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций