Перейти к основному содержанию

1086 просмотров

Қазақстан шекарасынан өту қанша тұрады?

Шымкентте жемқор кеден қызметкерлерінің соты өтіп жатыр

Shutterstock.com

Шымкенттің қылмыстық істер жөніндегі мамандандырылған ауданаралық сотында бұрынғы ОҚО кеден бекетінің қызметкерлері мен бірнеше азаматтың үстінен қозғалған қылмыстық іс қаралып жатыр. Оларға аса ірі көлемде пара алды, пара алуға ықпал етті, қылмыстық топ құрды деген айып тағылған. 

Ал сотталушылар кім?

Шартты түрде «Кеденшілер ісі» деп аталған іс бойынша, сотталушы орындығында 16 адам отыр. Тергеу оларға 400 миллион теңге пара алды деп айып таққан. Айыпталушылардың бірінің адвокаты Сапар Әміртаевтың айтуынша, бұл ақша тауарды шекарадан кедергісіз өткізу үшін беріліп отырған.

«Пара берушілердің барлығы – сыртқы экономикалық қызметке қатысушылар. Яғни, шетелге тауар жіберу және әкелумен айналысатын кәсіпкерлер. Олар шекарадан өтетін әрбір көлік үшін белгілі бір соманы беріп отырған. Алайда кеденшілердің көлік пен жүкті тексермеуі туралы сөз болған жоқ. Пара көліктердің кеден бекетінен кедергісіз өтуі үшін берілген», – деп нақтылады адвокат.  

Айыпталушылардың басым бөлігі Сарыағаш, Қапланбек, Қазығұрт стансалары кеден бекеттерінің қызметкерлері. Сондай-ақ, олардың ішінде «помогайка» деп аталып кеткен тұрғындар да бар.  Жалпы сотталушылар орындығында әзірге 8 адам отыр. Адвокаттың айтуынша, тергеуге көмек беріп, өз кінәларын жартылай мойындаған айыпталушылар қамауға алынбаған. Бірқатарының уақытша тергеу изоляторында өткізген 1 жыл ішінде денсаулығы сыр берген соң, үйқамаққа ауыстырылған. 
Ал бұл істің 17-қатысушысының психикалық ауытқушылығы бар деп танылған, сондықтан ол қылмыстық жауапкершілікке тартылмайды. Оның денсаулық жағдайын 2 мәрте өткізілген сараптама дәлелдеген. Десе де, айыпталушылардың барлығына бірдей айып тағылған – бірнеше рет ірі көлемде пара алу, қылмыстық топ құру, пара алуға көмектесу.

Куәгерден жауап алу

Әбинұр Қарабаевтың төрағалығымен 1 шілдеде басталған сот қазіргі кезде қаржы полициясының бұрынғы қызметкері, бүгінде ЖШС директоры, СЭҚ қатысушысы – А. деген азаматтан жауап алынып жатыр. Прокурордың кеден бекетіндегі ақша бопсалау қалай іске асқанын нақтылап айтыңызшы деген сауалына, кәугер Өзбекстан бизнесмендерімен көрші елге ет жекізу бойынша келісім-шарты бар екенін, жүк көліктері қайтарда импорт алмастыру келісімі бойынша, жеміс-жидек пен көкөніс тиеп қайтатынын айтады. 

«Көрші елге жіберетін еттің құжаттары дұрыс. Бірақ маған «кеденнен өтпейсің» деді. Кеден бастығына кіріп едім,  «бәрін сол шешіп береді» деп орынбасарына жіберді. Кеден бекеті бастығының орынбасары Өзбекстанға кетіп бара жатқан әр көлік үшін 50 мың теңгеден, ал Өзбекстаннан көкөніс пен жеміс-жидек тиеп келе жатқан машиналар үшін 500$ және 43 мың теңгеден бересің деді. Бұл ақшаны ауысым басшысына тапсырып отырдық», – дейді жауап беруші. 

Мемлекеттік айыптаушының «кеденшілер тауардың өтуіне қалай кедергі келтіруі мүмкін және бөлек төленетін 43 мың теңге қайда кетіп жатты» деген сауалына ол: «Кеденшілер көлікті бастан-ақ, «запаскасына» дейін тексереді, тіпті көліктің дөңгелегін алдыртып, бүкіл жүкті түсіртуі мүмкін. Ал оған бірнеше күн кетеді. Апара жатқан етіміз мұздатқышта тұрғандықтан, бұзылған жоқ, бірақ шығынымыз көбейіп кетті. Кеденшілер көлікті тексергенімен, ақша алмады. Кеден қызметкерлері осы 43 мыңның ішіне бәрі кіреді деп айтты» деп жауап берді. 

Прокурордың сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрес агенттігіне кедендік бекеттегі заң бұзушылықтар туралы не үшін арыз жазғанын сұрағанда, куәгер жүк тасымалына кедергі келтірген жемқорлардың лайықты жазасын алғанын қалайтынын, олармен күресу – азаматтық парызы екенін айтып өтті. 

Мәселенің өзге қыры  

Адвокат қойған «кенденшілердің жүкті өткізу үшін пара беру  талабына қалай қарадыңыз» деген сауалына куәгердің берген жауабы, оны басқа қырынан танытқандай. 

«50 мың теңге туралы естігенде, оған қалай қарадыңыз?» деп сауал тастады адвокат Әміртаев. «Дұрыс қарадым. Бұл аса үлкен ақша болмағандықтан, маған осы ыңғайлы еді», – деп жауап берді кәугер. 

Қорғаушылардың «Сізден ақша бопсалап тұрғаны қаржы полициясының бұрынғы қызметкері ретінде, ашуыңызды келтірмеді ме?» деген сауалына куәгер «жоқ» деп жауап берді. 2016 жылдан бері сыртқы экономикалық қызмет қатысушысы бола тұра, содан бері көптеген заң бұзушылықпен бетпе-бет келіп жүріп, куәгер неге тек 2017 жылы сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрес агенттігіне шағым түгіргені басы ашық күйінде қалды. Тергеудің есебі бойынша, куәгер А. бір кеден бекетінде 2,5 мың доллар және 225 мың теңге қалдырып отырған.
 
Қорғаушы тараптың куәгер ғана емес, мемлекеттік айыптаушыларға, бақылаушы органға да бірнеше сұрағы туындады.

Авкокат Бекенбай Әшіровтың айтуынша, тергеудің сотқа дейінгі тексерісінде бірқатар заң бұзушылық орын алған. 

«Іске тігілген материалдар мен бізге берілгені – екі түрлі, Біз бәрін салыстырып шықтық. Яғни, тергеу бізге бір томды берсе, ал сотқа берілген материалдар біраз өзгерген. Кейбір материалдар қосымша тігілген. Сот төрелігіне кедергі келтіру, жалған айғақ жасау, істі бұрмалау белгілері бар», – деді адвокат Бекенбай Әшіров.

Осы орайды істі жүргізіп отырған сот төрағасы Әбинұр Қарабаев прокуратураға қорғаушылардың мәлімдемесін тексеруді тапсырды. Бұл іс тағы 2-3 айға созылуы мүмкін.

1004 просмотра

Как обезопасить себя в самолете в разгар эпидемии коронавируса

Специальные рекомендации

Фото: Kim Hong-Ji

Опасаетесь летать самолетом во время глобальной вспышки коронавируса? Просто мойте руки.

Эксперты в области здравоохранения говорят, что лучшая защита от коронавируса та же, что и против гриппа, обычной простуды и других видов вирусов: часто мойте руки и пользуйтесь антисептиком для рук. На борту самолета включите кондиционер и направьте его в свое лицо, чтобы дышать профильтрованным воздухом.

Хотя за пределами Китая новый коронавирус грозит в первую очередь путешественникам, полет на самолете представляет для вас не большую опасность, чем пребывание в других местах, где вы взаимодействуете с возможно больными людьми: метро, кинотеатр или очередь в магазине.

Но на борту самолета вы действительно тесно контактируете с другими пассажирами вне зависимости от того, хотите вы этого или нет. 

Существуют исследования, доказывающие, что путешественники подвергаются более высокому риску заболеть – например, одна из подобных работ показывает, что риск ОРВИ для путешествующих самолетом повышается на 20%.

В 2009 году было проведено исследование, отслеживающее передачу вируса H1N1 на борту самолета. Оно выявило, что если во время полета были заражены 2% пассажиров, то в течение недели после приземления зараженными оказывались еще 5% пассажиров. Риск заражения вирусом для пассажиров класса эконом был на 3,6% выше, если они сидели в двух рядах от пассажиров с симптомами болезни. Для пассажиров, сидевших ближе, чем в двух рядах в любом направлении, риск заражения увеличивался вдвое – до 7,7%.

Другое исследование моделировало риск заболевания в сравнении между классом эконом и бизнес-классом. Выводы исследования были очевидны: шанс заболеть ниже, если вас окружает меньше людей. Если все места на борту заняты, то риск заразиться в бизнес-классе ниже по сравнению с классом эконом. Но может быть и наоборот, если бизнес-класс заполнен, а класс эконом – нет.

Организации здравоохранения не предостерегают против собственно путешествий на самолете, если вы направляетесь не в Китай. Авиалинии не отмечают значительного скачка в отмене внутренних рейсов. Компании по-прежнему отправляют сотрудников в командировки – хоть и не в Китай.
Опасения по поводу воздушного транспорта связаны с тем, что самолеты действительно перевозят зараженных людей по всему миру. Отсюда и приостановка рейсов в Китай, и скрининг лиц, прибывающих в США и при этом побывавших в Китае.

Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) сообщают, что не нужно предпринимать особенных мер предосторожности в связи с коронавирусом.

«В данный момент мы не рекомендуем широкой американской общественности использовать медицинские маски, – заявила руководитель Национального центра иммунизации и респираторных заболеваний органов дыхания доктор Нэнси Мессонье в прошлую пятницу во время телефонной пресс-конференции. – Вирус не распространяется в ваших городах».

Коронавирус – это респираторный вирус, считается, что он передается через крошечные капельки, выделяемые при кашле и чихании. Исследование других вирусов показало, что во время полета вы находитесь в зоне риска, если сидите не дальше двух или трех рядов от зараженного человека, то есть на том расстоянии, куда могут долететь капельки.

Воздух в самолете обычно разграничен по отдельным зонам. Воздух вокруг вашего места всасывается и рециркулируется только в этой же зоне. Кроме того, большинство современных самолетов прогоняют рециркулируемый воздух через ряд фильтров 20–30 раз в час. Эти фильтры высокоэффективного удержания частиц, или HEPA, подходят для использования в операционных и способны удалить 99,9% частиц, таких как бактерии, грибки, более крупные вирусы и вирусные скопления, по заявлению CDC.

«Воздушная среда в салоне самолета не способствует распространению большинства инфекционных заболеваний», – сообщили CDC на брифинге по авиаперевозкам.

Всемирная организация здравоохранения отмечает, что общие рекомендации для путешественников применимы и в отношении коронавируса:

  • часто мойте руки антисептиком на спиртовой основе или с мылом и водой;
  • при кашле и чихании прикрывайте рот и нос сгибом локтя или салфеткой, потом сразу выкиньте салфетку и помойте руки;
  • избегайте тесного контакта с лицами, у которых наблюдаются высокая температура и кашель;
  • если у вас жар, кашель и затрудненное дыхание, немедленно обратитесь за медицинской помощью и расскажите вашему лечащему врачу о прежних поездках.

Если вы возвращаетесь в США из-за границы, то вы наверняка захотите прибыть в аэропорт даже раньше, чем следует. С 1 февраля администрация Трампа требует, чтобы авиалинии проверяли, посещали ли пассажиры материковый Китай за последние две недели. Какая-то часть проверок, вероятно, будет автоматизирована. Авиакомпания United заявила, например, что встроит соответствующие вопросы в процесс регистрации, чтобы снять нагрузку со своих агентов в аэропорту.

Лица, побывавшие в материковом Китае за последние две недели, должны будут прибыть в один из 11 крупных аэропортов США, оборудованных для осмотра пассажиров и, при необходимости, помещения их в карантин. Если это не их пункт назначения, их перенаправят в нужный аэропорт бесплатно. Но эти 11 аэропортов – аэропорты Кеннеди в Нью-Йорке, О’Хара в Чикаго, Ньюарк в Нью-Джерси, Даллес в Вашингтоне, Даллас/Форт-Уэрт и аэропорты Сиэтла, Гонолулу, Лос-Анджелеса, Атланты и Детройта – принимают больше всего международных рейсов из Азии, так что перенаправление пассажиров ожидается по минимуму.

Министерство внутренней безопасности США заявляет, что американские граждане, посещавшие провинцию Хубэй в течение 14 дней перед возвращением, будут помещаться в обязательный карантин до двух недель. Граждане США, посещавшие за тот же период другие регионы материкового Китая, будут проходить медосмотр в аэропорту. Кроме того, им будет рекомендовано подвергнуть себя самокарантину на две недели. Иностранцам, посещавшим за последние две недели Китай, въезд в США будет закрыт, если только они не являются близкими родственниками граждан США, обладателей грин-карты или членов экипажа.

Еще несколько советов от редактора колонки The Wall Street Journal про авиапутешествия:

  • авиакомпании не слишком тщательно проводят уборку в самолетах, так что захватите свои дезинфицирующие салфетки, чтобы протирать такие поверхности, как откидные столики и подлокотники;
  • если вы все-таки собираетесь лететь в маске, то вам понадобится нечто посерьезнее обычной хирургической маски из бумаги. По заявлениям врачей, эти маски предназначены для того, чтобы не дать вашим микробам заразить других, и они не станут преградой для коронавируса извне. Вам будет нужна маска-респиратор №95, которая толще обычной маски. Правда, такие маски трудно надевать и носить долгое время;
  • если ваш сосед чихает и кашляет, попросите его прикрывать рот. Попросите бортпровод­ника пересадить вас на пустое место. Сгодится даже среднее кресло!

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif