Перейти к основному содержанию

10568 просмотров

Казахстанские чиновники выходят в соцсети и оказываются в центре скандалов

Почему так происходит

Фото: Архив пресс-службы акимата Шымкента

Скандал вокруг с виду безобидного поста в Instagram теперь уже бывшего акима Шымкента Габидуллы Абдрахимова, который записал видео с приветом из Лондона, наглядно продемонстрировал недостаточную готовность чиновников налаживать связь с общественностью через социальные сети. Складывается впечатление, что, несмотря на специальные тренинги, ответственные представители госструктур по-прежнему не совсем понимают, как устроены соцсети и в каких случаях даже дежурные публикации в них могут иметь серьезные последствия. К тому же в стране до сих пор отсутствуют правила, регламентирующие поведение госслужащих в пуб­личном интернет-пространстве.

Поправки и «герои»

Начиная с 2013 года, когда влияние социальных сетей стало очевидным, государственные структуры большинства стран мира, транснациональные корпорации и редакции влиятельных СМИ внесли в свои кодексы корпоративной этики специальные дополнения. Все они жестко определяют поведение сотрудников при работе с интернетом.

Несоблюдение этих правил в лучшем случае предусматривает штрафные санкции с понижением в должности, в худшем – увольнение.

Поводом для внесения поправок стала череда скандальных публикаций в 2010–2014 годах. О Джофи Джозефе, Жюстин Сакко, Кристиане фон Беттихере и Екатерине Соловьевой до сих пор рассказывают на тренингах для правительственных чиновников и сотрудников транснацио­нальных корпораций.

Джофи Джозеф прославился тем, что будучи сотрудником Совета по национальной безо­пасности в администрации президента США Барака Обамы негативно отзывался о внешней политике Соединенных Штатов, одновременно высмеивая в Twitter своих коллег.

Теперь уже экс-директор по коммуникациям американской корпорации Empire Interactive Жюстин Сакко стала известна на весь мир после публикации все в том же Twitter своей фотографии с подписью расистского характера в адрес стран Африки.

Соратник немецкого канцлера Ангелы Меркель Кристиан фон Беттихер погорел на своей любви к 16-летней школьнице, разместив в Facebook их совместные фотографии.

Бывшая старшая бортпроводница «Аэрофлота» Екатерина Соловьева стала всемирным символом глупости и безрассудства из-за того, что поделилась в Twitter своей радостью в связи с крушением пассажирского авиа­лайнера Sukhoi SuperJet-100 в небе над Индонезией.

Четыре пункта

Существуют универсальные рекомендации поведения пуб­личных лиц в социальных сетях. В их основе лежит четыре пункта:

1.  Категорически не допускаются высказывания, которые могут быть истолкованы как мнение организации, с которой прямо или косвенно связан разместивший свое личное мнение пользователь социальными сетями.

2.  Запрещается публичное оскорбление в социальных сетях своих коллег и руководителей, а также крайне негативные высказывания в адрес других лиц и организаций.

3.  Недопустимо размещение в социальных сетях фото- и видеоматериалов сомнительного характера, которые могут быть неправильно восприняты общественностью и тем самым нанести ущерб репутации организации, с которой связан опуб­ликовавший их пользователь.

4.  Каждый сотрудник крупной компании и госструктуры несет ответственность за все свои ретвиты, лайки и репосты, поскольку это также может быть воспринято рядовыми гражданами в качестве официальной точки зрения по тому или иному вопросу.

Знания и практика

В Казахстане о существовании подобных правил в целом известно. С 2001 года немецкий фонд имени Фридриха Эберта периодически проводит тренинги для пресс-служб акиматов различного уровня, министерств, ведомств, а также системообразующих корпораций, привлекая к участию ведущих специалистов в области PR.

Но, как показывает практика, работа публичных лиц с социальными сетями еще далека от идеала. Рассказ о Лондоне Габидуллы Абдрахимова на фоне событий в Арыси или рассуждения о вреде открытой женской одежды для мужского здоровья от занимающего пост генерального директора открытого при поддержке правительства РК и Духовного управления мусульман Казахстана телеканала «Асыл арна» Мухамеджана Тазабека являются наиболее видимой частью существующей проблемы. В Facebook, Instagram, «В Контакте» и в «Одноклассниках» до сих пор можно встретить публикации сомнительного характера, где должностные лица не только делятся со всем миром своими впечатлениями по поводу удачной охоты или рыбалки где-нибудь за рубежом, но и демонстрируют далеко не дешевое снаряжение. Рассказы же о замечательном отдыхе в экзотических странах и вовсе дело обычное. Наконец, удивление вызывает и незащищенность личных профилей государственных чиновников для размещения в их хронике публикаций от сторонних пользователей, которые входят в число так называемых виртуальных друзей. И хорошо, если эти публикации носят доброжелательный характер – исключать провокаций все же нельзя.

С точки зрения эксперта

Ерлан Аскарбеков, один из ведущих в стране специалистов в области PR-технологий, часто выступает в роли тренера для государственных служащих Казахстана. По его наблюдениям, понимание сотрудниками акиматов, министерств и ведомств особенностей работы в соцсетях пока находится на плачевном уровне. «На проводимых тренингах в основном присутствуют руководители пресс-служб и департаментов по связям с общественностью. И в целом они понимают тонкости работы социальных сетей, знают, как происходит взаимодействие с общественностью. Первые лица государственных структур различного уровня появляются редко, ссылаясь на свою занятость. Это неправильно, поскольку сейчас большинство из них имеют аккаунты в социальных сетях, и может сложиться ситуация, что даже подготовленные пресс-секретари не успеют вовремя отреагировать на появившуюся в них нежелательную публикацию», – заметил в беседе с «Курсивом» Ерлан Аскарбеков.

Заодно он напомнил о требовании президента Токаева к министрам и акимам всех уровней активизировать работу с населением через социальные сети и непосредственное общение.

«Умение четко и доступно донести суть проводимых реформ и реализуемой госполитики становится неотъемлемым требованием к каждому руководителю», – заявил президент Казахстана, выступая 26 марта. И буквально тремя днями позже в Академии госслужбы состоялся трехдневный тренинг пресс-служб министерств и других центральных госорганов, где Аскарбеков принимал участие в качестве тренера. «На тренинге обнаружилось, что государственные пиарщики за 20 минут в условиях «учений» давали вполне профессиональные алгоритмы решений тех самых страшных репутационных кризисов, которые сотрясали различные ведомства в последние 10 лет.

К сожалению (и это отметили все участники), сами первые руководители в большинстве своем продолжают крайне легкомысленно и поверхностно относиться к повышению своей квалификации в этой сфере. До сих пор так и не начались массовые тренинги всех руководителей, начиная с уровня заместителя акима районного уровня и выше, хотя «Клуб PR-шы», неформальное объединение ведущих пиарщиков страны, давал такие рекомендации еще в 2013 году», – подчеркнул Ерлан Аскарбеков.

Он уверен, что небрежный подход к вопросу наносит ущерб на государственном уровне. «В итоге проигрывает государство в целом. Если сравнивать социальную политику Казахстана с другими странами бывшего СССР, то по целому ряду параметров мы находимся впереди. Условно нам можно поставить четверку с минусом ну или тройку с плюсом по самой строгой шкале. Однако из-за отсутствия правильного подхода к PR-политике, в том числе и с помощью социальных сетей, своими гражданами Казахстан воспринимается чуть ли на уровне нуля. А это очень плохо», – поделился своим мнением с «Курсивом» Ерлан Аскарбеков.

1 просмотр

Почему Ташкент стал новой столицей недвижимости

Разбираем исследование PWC

Фото: Shutterstock.com

От Алматы до столицы Узбекистана Ташкента 1,5 часа пути на самолете, но об этой средне­азиатской стране многие знают меньше, чем о далеких Таиланде и Вьетнаме, хотя Ташкент с населением 2,5 миллиона человек является одним из крупнейших городов бывшего СССР, уступая по численности лишь Москве, Санкт-Петербургу и Киеву.

После смены власти в Узбекистане во многих сферах была объявлена либерализация: отменено регулирование курса доллара, а развитие туризма власти отнесли к приоритетным направлениям. С 2017 года Узбекистан начал проводить политику открытых дверей по отношению к зарубежным инвесторам, и международные эксперты уже отмечают рост инвестиций в Узбекистан. По прогнозам МВФ на конец 2023 года доля инвестиций в структуре ВВП страны превысит 39%, что станет максимальным показателем для всех стран бывшего СССР. 

Проведенные реформы позволили Узбекистану войти в топ-20 стран, достигших наибольшего прогресса в улучшении делового климата, согласно отчету Всемирного банка Doing Business-2020. Развитию экономики страны способствует наличие крупнейшего внутреннего рынка в регионе, низкие операционные издержки и дешевая рабочая сила – средняя заработная плата здесь составляет около $300 в месяц, что почти вдвое меньше, чем в Казахстане.  

На фоне новой экономической политики в стране начала динамично развиваться торговая недвижимость. Хотя после 2010 года в Ташкенте и так активно строились торговые объекты нового формата, именно за прошедшие два года объем предложений качественных торговых площадей вырос более чем в два раза. И тем не менее столица Узбекистана все еще значительно – примерно в 10 раз – уступает мегаполисам соседнего Казахстана по обеспеченности торговыми площадями.
 
Развитие качественного ретейла в стране, как и в Казахстане, сдерживает низкий уровень жизни населения и приверженность традиционному формату – базарам. Но спрос постепенно смещается в сторону торговых центров. Средняя заполняемость лидеров рынка составляет 95%.  Росту спроса способствует омоложение и урбанизация населения: за последние несколько лет количество горожан превысило количество сельчан. А с отменой прописки, запланированной на апрель 2020 года, темпы урбанизации возрастут еще больше.

Кроме того, в Узбекистане активно развивается индустрия гостеприимства. Пока большинство мест проживания относится к мини-отелям и гостиницам низких ценовых категорий. Тем не менее в столице около трети предложений представлено качественным номерным фондом, включая отели класса люкс – Hyatt Regency и Hilton Tashkent City, международные отели Radisson Blu, Lotte City, Wyndham, Ramada, а также отели местных операторов и гостиницы советского периода, прошедшие через реновацию. К 2021 году номерной фонд качественных отелей должен увеличиться более чем в два раза.

Росту рынка гостеприимства способствует ежегодное увеличение турпотока и длительности пребывания в городе (в среднем 2,6 дня). Основные виды туризма в Узбекистане – бизнес-туризм, а также религиозный туризм.

По наблюдениям PWC при развитии гостиничного рынка в странах Восточной Европы в первую очередь на рынок выходят отели наиболее дорогих ценовых категорий, а затем постепенно в объеме нового строительства начинают превалировать объекты средней ценовой категории. Поэтому эксперты PWC считают, что наибольший потенциал развития в Узбекистане в среднесрочной перспективе имеют отели категории 3–4.

В целом в стране активно реализуются масштабные проекты многофункциональной застройки, причем не только в столице, но и в других городах. Наиболее известным является проект строительства делового центра «Ташкент Сити». На площади 80 га в центре города будут возведены бизнес-центры, выставочные центры, торговые площади, технопарк, жилой квартал и сопутствующая инфраструктура.

Многие эксперты сходятся во мнении, что Узбекистан обладает потенциалом «спящего тигра», «нового экономического гиганта» или «нового азиатского дракона».

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif