Перейти к основному содержанию

28640 просмотров

Казахстанцев обманом завлекают на работу в Европу и Южную Корею

Появилось много компаний по трудоустройству, которые не несут никаких гарантий

Фото: Shutterstock.com

Официальный представитель МИД Айбек Смадияров на брифинге в ведомстве призвал казахстанцев быть внимательными при выезде за рубеж на работу.

По его словам, в последнее время участились случаи трудовой миграции казахстанцев в Норвегию на сезонную работу. Однако прибыв на место, очень скоро они оказываются «нелегалами».

«Норвежские правила по оформлению разрешений на сезонную работу достаточно жесткие. Не разрешается прилетать в Норвегию по шенгенской визе, оформленной через посольства других стран ЕС в Казахстане, а затем подавать документы в качестве сезонного рабочего в Норвегии. Такие разрешения и визы для граждан Казахстана выдаются только посольством Норвегии в Москве… Сезонный контракт позволяет работать в Норвегии не более шести месяцев – по истечении срока требуется покинуть страну», – пояснил Смадияров.

В этой связи он призвал граждан быть внимательными при обращении в фирмы, которые предлагают трудоустройство за рубежом, а также заранее изучить правила и законы страны пребывания и ехать на легальной основе.

«Наши люди доверяют той рекламе в интернете… Очень много компаний появилось, которые предлагают услуги по трудоустройству за рубежом, при этом не несут никакой гарантии и обманывают граждан, завлекая их в различные страны, которые потом, не найдя контакта обратной связи с этой компанией, вынуждены обращаться за помощью к посольству. Тогда ситуация уже обостренная – он находится уже с проблемой там. Точной цифры полулегально работающих граждан Казахстана в Норвегии неизвестно, но выявляются факты – норвежские власти поставили в известность наша посольство», – добавил он.

Аналогичные факты, по его данным, зафиксированы в Южной Корее, Чехии и Англии, куда граждане Казахстана «заезжают с туристическими визами и там уже работают нелегально».

«А те компании, которые их туда завезли, обещают, что все будет хорошо и им оформляют документы, так проходят месяцы, тем временем его туристическая виза истекает и он становится нелегальным. Власти той страны при первой возможности, как только зафиксируют факт, депортируют – часто без права въезда в эту страну на определенный срок», – предупредил официальный представитель МИД.

3720 просмотров

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif