Перейти к основному содержанию

33278 просмотров

Изнасилованная в «Тальго» обратилась к казахстанцам и чиновникам

Она поблагодарила общественность, что преступление получило всеобщий резонанс

Фото: Shutterstock

Изнасилованная в «Тальго» женщина обратилась к казахстанцам, руководству страны и депутатам парламента. Ее обращение опубликовано в Facebook.

«Обращаюсь с просьбой ужесточить наказание насильникам. Выработать единый алгоритм действий для сотрудников правоохранительных органов, чтобы пережившие насилие точно знали каждый шаг, который должно сделать следствие», – написала она.

По ее словам, она хотела бы, чтобы в стране ни одна женщина или ребенок никогда не столкнулись с насилием, чтобы они чувствовали себя защищенными и знали, что в таких ситуациях помощь и защита будут профессиональными.

«Я пережила и переживаю до сих пор большое личное горе, я много лет строила свой личный безопасный мир, много училась, много работала, побывала в разных странах, видела разные культуры и с большой любовью всегда возвращалась на родину. Я верила, что нахожусь под защитой в своей стране, у себя дома. Но оказалось, что любой из нас в любой момент, в любом месте может стать жертвой подобных обстоятельств. Я думала, что страшнее той ночи ничего уже не может быть, в те минуты весь мой мир рухнул», – рассказала она.

Также она столкнулась со страшными испытаниями, которые нужно проходить во время следствия и суда. 

«То моральное насилие и унижение, с которым мне пришлось столкнуться, можно сравнить с повторным изнасилованием. Оказывается, жертвы насилия не защищены и даже еще более уязвимы в процессе следствия. Мне пришлось пережить давление, как со стороны «группы поддержки» подозреваемых, так и со стороны следствия и суда. Я рада, что самое страшное позади и очень хотела бы, чтобы никому из вас никогда не довелось пережить подобное!», – считает она.

Как ранее сообщалось, первый заместитель председателя правления АО «Казахстан Темир Жолы» Канат Альмагамбетов принес извинения от себя лично и от нацкомпании в связи с изнасилованием двумя проводниками пассажирки поезда.

Напомним, изнасилование произошло осенью 2018 года. Пассажирка ехала в поезде «Тальго» из Нур-Султана в Актобе. Когда женщина уснула, один из проводников открыл дверь своим ключом и изнасиловал ее, а затем следом вошел второй и повторил преступление. 

Проводники Жетес Умбеталиев и Колканат Курманиязов признаны виновными по пункту 1 части 1 статьи 120 Уголовного кодекса (изнасилование) и приговорены к двум годам и шести месяцам лишения свободы.

3693 просмотра

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif