Из-за госпрограммы в Таразе дорожает вторичное жилье

Поэтому власти покупают льготникам квартиры на последних этажах

Фото: Shutterstock.com

По сведениям жилинс­пекции акимата Тараза, из-за взлета цен властям пришлось закупить для многодетных семей наиболее доступные по стоимости квартиры, в основном на пятых этажах. Однако мониторинг сайтов по продаже недвижимости показал, что есть немало предложений по квартирам и на других этажах.

Дело в торгах

Глава жилищной инспекции Газиз Ералиев рассказал «Курсиву», что в 2019 году по программе «Нурлы жер» на покупку трехкомнатных арендных квартир для многодетных семей (стоимость аренды 67 тенге в месяц за 1 кв. м – «Курсив»), стоящих в очереди на жилье, для Тараза из республиканского бюджета будет выделено 1,136 млрд тенге. По его словам, требования к квартирам по программе следующие: год постройки не ранее 1970-го, площадь – не менее 60 кв. м, стоимость – не более 8,4 млн тенге. 

«Каждая квартира – отдельный лот, и таких лотов 142. Общая сумма разбита на три транша, соответственно, закупать будем частями. Согласно плану финансирования на август запланировано 144 млн тенге, на сентябрь – 528 млн и 464 млн – на октябрь. Продавец квартиры должен сделать оценку за свои деньги – это около 15 тыс. тенге, внести гарантийный взнос за участие в госзакупках – 10 МРП. Так как торги электронные, он должен также иметь ЭЦП», – уточнил глава жилинспекции.

Жилье пошло в рост

Газиз Ералиев сообщил, что в начале мая по итогам мониторинга рынка вторичного жилья цена трехкомнатной квартиры колебалась от 5,8 до 7,2 млн тенге. Сейчас ее стоимость находится в диапазоне от 8 до 15 млн. 

Об этом же говорят и риелторы. По их данным, в мае этого года в Таразе поднялись в цене трех- и четырехкомнатные квартиры, затем начали дорожать одно- и двухкомнатные. Так, раньше двухкомнатную улучшенную квартиру можно было продать за 6,5 млн. А теперь продавцы просят за нее 7,2 – 7,3 млн тенге. А те квартиры, которые годами не проходили за 6,5 млн, сейчас покупают за 8 – 8,4 млн тенге.

По мнению Ералиева, на произошедший рост повлияла и запущенная 15 июля программа «Бакытты отбасы», квартиры по которой реализуются через Жилстройсбербанк. Ее условия очень привлекательны: 2% годовых, первоначальный взнос – 10%, срок кредита – до 19 лет.

«Естественно, если есть спрос, растет и цена предложения. В старых домах цена за квадратный метр поднялась до 140 – 160 тыс. тенге. В основном нам подали заявки хозяева квартир на пятых этажах. Что поделаешь, это закон рынка», – отметил Газиз Ералиев.

По его информации, на сегодняшний день квартиры еще не закуплены. Скоро должен закончиться прием объявлений, окончательный протокол еще не вышел. После того как продавцы получат деньги и жилинспекция заключит с ними договоры купли-продажи, начнут выдавать жилье согласно списку очередности. 

Но это произойдет, как подчеркнул Ералиев, только после того, как закупят квартиры на все 1,136 млрд тенге, осенью.

На вопрос, что делать, если все-таки цены на вторичном рынке не упадут, он ответил, что, возможно, будет выдаваться часть из не реализованных с прошлого года по программе «7-20-25» 210 квартир. Их стоимость обошлась тогда бюджету в 116 тыс. тенге за 1 кв. м.

На пятый этаж

Директор одного таразского агентства по недвижимости поделилась с «Курсивом», что не была рада скачку цен – продаж стало меньше. Вторая причина – намерение властей закупить квартиры на пятых этажах.

«Многодетным с маленькими детьми, колясками придется подниматься и спускаться с пятых этажей. Говорят, что на крышу, чтобы не протекла, дают один год гарантии, а если позже она потечет?! Многодетные останутся со своими проблемами сами?» – возмущается риелтор. 

По словам собеседницы, 7 июня риелторов Тараза собирал замакима Тараза по финансам Кайсар Сарытай. Он со своими помощниками рассказал о планах властей по закупкам квартир и просил агентов по недвижимости помочь с базой данных. По утверждению директора агентства, многие риелторы отнеслись к этой кампании с недоверием.

«Мне показалось, что для них самих эта тема была сырой, – пояснила она. – Помощники зам­акима нерешительно отвечали на наши вопросы. Говорили, что услуги оценки оплатит государство, а потом нам сказали, что это обязанность продавцов. Когда мы продаем жилье, стараемся, чтобы продавцам сразу давали задаток – это их уверенность в предстоящей сделке, после чего мы снимаем объявление с рекламы. А тут условия – на конкурсной основе, задаток не дают, и только через месяц станет известно, продалась квартира или нет». 

«Курсив» промониторил цены на трехкомнатные квартиры в Таразе на сайтах krysha.kz и olx.kz. Настроив в фильтрах параметры, по которым должны осуществить госзакупки (этажность дома, площадь, год постройки, материал стен, максимальная цена – 8,4 млн тенге) и исключив квартиры на пятом этаже, мы получили такие результаты. Krysha.kz предложила 72 квартиры, самая дешевая из них – за 7,6 млн тенге. Olx.kz – 13 вариантов, из них наиболее дешевый за 7,9 млн.

Получить комментарии Кайсара Сарытая «Курсиву» пока не удалось: ни на стационарный, ни на мобильный телефон он не отвечает.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg