Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2963 просмотра

Уральский аэропорт перестроят за 1,5 млрд тенге

Многолетняя история реконструкции международного аэропорта связана с рядом скандальных историй

Реконструкция терминала позволит увеличить пассажиропоток с 160 до 350 тысяч человек в год, а производственную мощность терминала – с 200 до 400 человек в час. Проект профинансирует КПО б.в. в рамках программы социальных проектов ЗКО.

Церемонию начала строительства, приуроченную ко Дню столицы Казахстана, провели вечером 5 июля в здании старого аэропорта. Построен он был 47 лет назад – в 1972 году – и расположен в 16 километрах от Уральска.  На время реставрации прием и отправка пассажиров переместятся в соседний терминал – в небольшое здание, построенное для иностранных граждан, работающих вахтовым методом на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении. Чтобы соблюсти нормы закона, собственник здания, ТОО «Международный аэропорт «Орал», передал его в государственную собственность социально-предпринимательской корпорации (СПК) «Орал».   

«Проект занял много времени. Решение было долгим, но оно поддерживается КПО. Местное содержание в этом проекте стопроцентное. Точную сумму сказать не могу. Это примерно 1,5 млрд тенге», – сообщил на церемонии генеральный директор КПО б.в.  Эдвин Блом.

Он заметил также, что консорциум является самым активным пользователем международного аэропорта «Орал», поэтому  проект вызывает у компании много радости.

60b0d979-db65-4ee6-9675-1eb31a54e521.jpg

фото: Виктор Предыбайло 

Тендер КПО выиграло ТОО «КazConstructionGroup» – оно стало генеральным подрядчиком реконструкции. Автор проекта  –  Алматинское ТОО «EDLI&CO». Журналистам сообщили: после завершения работ – а они продлятся полтора года,  пассажиропоток  аэропорта увеличится с 160 до 350 тысяч человек в год, а мощность терминала – с 200 до 400 человек в час. 

Согласно ПСД в обновленном аэропорту построят VIP-зону – прежде ее заменяли ворота с правого торца здания, закрытые от глаз рядовых пассажиров и ведущие прямо к посадке в самолет. Площадь VIP-зоны составит 51,6 кв. м. Сам терминал увеличится на 2,4 тыс. кв. м  –  с 4 197 до 6 615.

Помимо увеличения внутреннего объема здания предусматривается монтаж комплекта современного оборудования для обслуживания пассажиров и приема багажа, новейших систем безопасности для сокращения времени регистрации и для процедуры паспортного контроля. Проектом также предусмотрено полное преображение площади перед зданием аэропорта – там обустроят  парковку, посадят деревья и организуют клумбы.  

79dba4d6-b619-4f68-823e-5dc5e8916690.jpg

фото: Виктор Предыбайло 

«Здание очень старое, и, конечно, все хотят видеть современный аэропорт. В 2015 году был проведен ремонт взлетно-посадочной полосы, и аэропорт смог принимать самолеты всех категорий. Однако из-за старого терминала, который технически и морально устарел, была проблема с открытием новых авианаправлений. Уверен, через полтора года мы увидим новый международный аэропорт, соответствующий всем международным стандартам», – сказал на церемонии начала строительных работ аким ЗКО Гали Искалиев.

Предполагается, что после окончания реконструкции СПК «Орал» передаст здание аэропорта прежним собственникам. Хотя сегодня этот вопрос ставится под сомнение.

«Мы не можем это сказать определенно», – сообщали в СПК на запрос «Курсива» о деталях проекта реконструкции. 

Как бы там ни было, к концу 2020 года будет полностью завершена многолетняя реконструкция Уральского международного аэропорта «Орал», которая началась в 2014 году и была связана с рядом скандалов.

545d976b-487d-4db6-acca-6c3d401d1bf5.jpg

фото: Виктор Предыбайло 

Напомним: тогда, согласно постановлению правительства №13, по аналогичной схеме владелец аэропорта ТОО «Международный аэропорт «Орал» безвозмездно передал государству взлетно-посадочную полосу для реконструкции. Этот проект обошелся государству в 6,3 млрд тенге, а его реализация сопровождалась громким уголовным делом о хищении бюджетных средств. Как сообщили «Курсиву» в администрации аэропорта, после первых заявлений об аварийности ВПП с 20 сентября 2010 года, согласно решению Комитета гражданской авиации Казахстана, в уральский аэропорт были ограничены полеты воздушных судов с квалификационным числом (ACN) – больше 27 единиц по взлетной массе. Ограничения вводились до окончания  капитального ремонта ВПП. Авиакомпания «Эйр Астана» произвела замену самолетов на более легкие.

Заметим: уральский аэропорт  строился для принятия небольших авиасудов. Но после приватизации аэропорта в 90-е годы тут стали принимать большегрузные  Ил-76 с товаром, который грузился в аэропорту в фуры и прямиком  отправлялся  на Черкизовский рынок в Москву. По оценкам специалистов, именно самолеты Ил-76 привели взлетную полосу в непригодное состояние. 

87976c96-ae6c-4898-bb05-e72464919ede.jpg

фото: Виктор Предыбайло 

Как сообщали тогда казахстанские СМИ, позже состояние ВПП стало причиной затяжного бизнес-конфликта между собственниками аэропорта и авиакомпаниями «Эйр Астана» и SCAT. В результате спора для этих компаний были закрыты все авиамаршруты, была создана авиакомпания «Bek Air», которая в этой нише попыталась заработать деньги и даже отремонтировать ВПП. В  2012 году новая авиакомпания заработала более 2 млрд тенге, но вместо прибыли получила 63 млн тенге убытка.

В феврале 2014 года, согласно постановлению правительства № 13 от 21 января, ВПП безвозмездно передали государству. Взлетку построили в короткие сроки – в  2015 году ее уже приняла госкомиссия. А спустя год после сдачи ее в эксплуатацию обнаружились серьезные огрехи: бетонные плиты взлетно-посадочной полосы стали проседать, а перепад между ними составил почти 2 см. В акимат ЗКО и Комитет авиации полетели письма с просьбой срочно принять меры. 

2 см.jpg

фото: автора

После ряда публикаций в республиканских СМИ в 2016 году департамент госдоходов (ДГД) ЗКО начал уголовное расследование по фактам хищения бюджетных средств в особо крупном размере при транспортировке грунта, завышения сметной стоимости работ при реконструкции ВПП аэропорта Уральска, а также при поставке трансформаторных подстанций свето-сигнального оборудования для летного поля. Сумма предполагаемого ущерба, как заявляли в ДГД, составила 452 669 700 тенге. Дело было возбуждено в отношении подрядчика – АО «К-Дорстрой» – 30 марта по статье «Мошенничество». Чем закончилась эта история, СМИ больше не сообщали.

По данным «Курсива», это уголовное дело еще не закрыто. Более того, судебные разбирательства стали поводом для закрытия популярного в Казахстане сайта «Ратель», который публиковал серию расследований по фактам хищений при реконструкции ВПП.

Общая итоговая сумма реконструкции уральского аэропорта, с учетом ремонта ВПП, составит почти 8 млрд тенге.

4_26.jpg

фото: Виктор Предыбайло 


502 просмотра

Бережливые друзья и как их найти

Дружба может быть бесценной и не обязательно тратить много денег

Фото: The Wall street Journal

Дружба всегда требовала определенных затрат. Идет ли речь о совместном походе на концерт любимой группы или в недавно открывшийся винный бар, любая встреча с друзьями зачастую означает необходимость раскошелиться. Сотни долларов будет стоить и празднование юбилея, также в кругленькую сумму обойдется предсвадебная вечеринка, а потому все те, кто стремится к бережливости, могут оказаться в непростом положении. 

«Когда-то у меня были друзья, у которых были роскошные машины и которые могли позволить себе покупать различные вещи, постепенно и у меня выработалась такая же привычка», – говорит Аллан Ливанаг, бизнес-аналитик и блогер из Мэриленда, пишущий на тему личных финансов. 

После того, как Ливанагу и его жене удалось погасить долг на сумму в $40 тыс., они стали более серьезно относится к своим финансам. Теперь они не пытаются соответствовать чужим ожиданиям. Включив в свой семейный бюджет графу расходов под названием «Посиделки с друзьями», приоритетное значение они придают совместному времяпровождению с теми из друзей, кто ведет аналогичный образ жизни. 

«Я и моя семья, мы стремимся общаться с теми, кто разделяет наше мнение в отношении вопросов, связанных с бережливостью. Мои друзья обладают такой же ментальностью, как и у нас, поэтому нам легче быть с ними открытыми, веселиться вместе и не тратить при этом большое количество денег», – говорит он. 

Каждые два-три месяца Ливанаг и его жена выделяют $100 на вечеринки, выходы с друзьями и другие посиделки вне дома. Таким образом они оставили себе небольшое пространство для маневра в случае, если случайно выйдут за рамки бюджета. 

Для тех, кто предпочитает не тратить на дружбу много денег, Ливанаг рекомендует использовать проверенный временем совет по поиску «второй половинки», который применим и в этом случае: выбирайте друзей, которые разделяют те же финансовые ценности, что и вы. 

По словам Сони Люттер, профессора по персональному финансовому планированию Университета штата Канзас, подход, которого придерживается Ливанаг, весьма распространен. 

«Мы склонны искать друзей среди тех, кто имеет с нами что-то общее, в том числе в плане финансовых и других привычек», – говорит она. 

В ходе проведенного профессором Люттером исследования выяснилось, что частота споров по поводу денег может служить ярким маркером вероятности развода супружеской пары. Центральная идея ее исследования при этом заключается в том, что предопределяющий счастливую супружескую жизнь принцип – согласие по финансовым вопросам – также работает и применительно к дружбе. Поскольку финансовые ценности важны и для дружбы, и для супружества, профессор Люттер считает, что расхождение во взглядах по поводу денег может влиять на отношения. 

«В плане дружбы я наблюдала это в своей личной жизни: у людей пропадает желание проводить время вместе, если один из друзей вдруг захотел отправиться в экстравагантный отпуск, а у другого просто нет на это средств, то есть это определенно влияет на дружбу», – отмечает она. 

Иона Берг-Ганзариан, 22-летний публицист, рассказал, что столкнулся с подобной ситуацией после переезда из Бостона в Чикаго, где его коллеги могли потратить от $250 до 300 в неделю просто на встречи с друзьями. 

«Я ощущаю это давление по совершенно разным поводам: дни рождения, совместные посиделки и тусовки. Я знаю людей, у которых много друзей и каждую неделю они ходят на пять-шесть таких мероприятий», – говорит он. 

Согласно результатам опроса, проведенного агентством Gallop в 2004 году, большинство американцев утверждают, что имеют пять близких друзей. По данным организации American Time Use Survey, на встречи с друзьями и коллегами в среднем американцы тратят один час в неделю. 

Однако измерить более точно, как много времени американцы посвящают неформальному общению, не так-то просто. По данным Бюро трудовой статистики США о потребительских расходах, средняя американская молодая семья тратит в год почти $2500 на такую статью расходов, как развлечения, что подразумевает практически все – от покупок билетов в кино, выездов за город и до абонементов в тренажерный зал. 

Согласно исследованию, большинство американцев заводят наиболее крепкую дружбу в школе и на работе. Поиск друзей в новом городе для взрослого человека бывает непростым и требует расходов. 

Проживающая в Чикаго писательница Рэйчел Бертче описала свой годичный опыт по знакомству с новыми друзьями в книге MWF Seeking BFF, изданной в 2011 году. Бертче провела 52 таких встречи и потратила около $1300 для того, чтобы завязать новые знакомства в новом городе. 
Теперь она рекомендует людям, когда они впервые встречаются с новым другом, реагировать на любые сигналы с его стороны и подавать такие сигналы самому. 

«По мере того, как вы знакомитесь с людьми, вы постепенно улавливаете их отношение к разным вещам, и деньги – одна из таких вещей, – говорит Бертче. – К примеру, если кто-то предлагает вам провести вечер в дорогом ресторане, самое время озвучить свои собственные идеи по поводу альтернативных (то есть более бюджетных) вариантов», – отмечает она.

Ответы вроде того, что «это было бы отличным способом отметить какое-то особенное событие» или «мы могли бы приготовить одно из блюд дома» для другого человека могут быть неким сигналом. 

Иногда поиск бережливого друга означает необходимость просто быть в правильном месте. 

Ведущие подкаста «Бережливые друзья» Джен Смит и Джилли Сириани впервые встретились в пляжном баре в Сент-Питерсберге, штат Флорида. Имея много общего, они сдружились на почве бережливости. Например, бар, который они обе выбрали, предлагал посетителям бесплатную парковку и бесплатную порцию напитка на закате. 

Сейчас они вместе обсуждают, почему им нравится делать то, за что не нужно платить, как им удалось погасить все долги и начать жизнь на новых принципах, благодаря чему и зародилась их дружба. И Сириани, и Смит не всегда отказываются тратить деньги на неформальное общение. Просто они ищут баланс между бесплатной активностью и событиями, которые требуют расходов. 

По словам Смит, она часто находит друзей благодаря бесплатным развлечениям.

«Я знаю, что люди, которые хотят развлекаться и не платить за это, например, готовы сходить на бесплатное кино, прогуляться по фермерскому рынку или пойти на пляж – это близкие мне по духу люди». 

Аллан Ливанаг, автор блога под названием «Бережливый и практичный», говорит, что одним из важных аспектов поиска бережливых друзей является открытость и чувствительность в вопросах, касающихся денег. Бонусом дружбы с бережливыми людьми, по его словам, станет единомыслие по финансовым решениям. 

«Тема денег – это не табу. Мы всегда обсуждаем с друзьями то, что касается денег. Этого не нужно стесняться. К примеру, вы говорите: «Мы слишком много тратим на еду. Как это, ребята, у нас получается?». То есть таким способом вы делитесь своим знанием и опытом и можете способствовать тому, чтобы в итоге траты снизились», – говорит Ливанаг. 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций