Перейти к основному содержанию

10997 просмотров

Сколько стоит земля Восточного Казахстана

И с какими сложностями можно столкнуться при ее покупке

Фото автора

С начала года в Восточном Казахстане прошли два земельных аукциона и шесть конкурсов. «Курсив» выяснил, сколько стоит сотка и с какими проблемами могут столкнуться предприниматели при покупке и аренде земли.

Земли нет, приходите завтра

В управлении земельных отношений ВКО отмечают, что сегодня у предпринимателя есть несколько возможностей решения земельного вопроса. В сельской местности бизнесмены, приняв участие в конкурсе, могут получить участок в аренду для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства.

С начала 2019 года конкурсы проведены в шести районах – Катон-Карагайском, Курчумском, Уланском, Абайском, Бескарагайском и Шемонаихинском. В общей сложности арендовать на срок от 10 до 49 лет можно было 187 участков площадью от 3 до 3,5 тыс. га. Бал бонитета предложенной земли – от 9 до 73.

Еще один вариант получения участка – аукционы. Сама схема их проведения, как отмечает руководитель управления земельных отношений ВКО Виктория Барсукова, понятна и прозрачна, но, по ее словам, главная проблема в том, что свободных и подготовленных для бизнеса земель сегодня нет ни в Усть-Каменогорске, ни в Семее.

С начала года земельные торги проводились дважды. В Шемонаихинском районе, по информации управления, были проданы девять участков общей площадью 0,7 га. В среднем, каждая сотка обошлась покупателям в 61,5 тыс. тенге при стартовой цене в 51,3 тыс.

В областном центре на аукционе реализованы три участка (0,2 га). Средняя стоимость сотки – 161,6 тыс. тенге, что на 21 тыс. больше начальной отметки. Кроме того, было продано право аренды на девять участков. В сумме арендаторы заплатили за 1,9 га чуть более 5 млн тенге (стартовая цена – 3,8 млн).

Пан или пропал

По данным Палаты предпринимателей ВКО, жалоб от бизнесменов на нарушение их прав в рамках проведения аукционов не поступало, зато были обращения по конкурсам.

«В Усть-Каменогорске земельные аукционы начинали проводить одними из первых в РК. Схема отработана, но в районах еще пока есть вопросы. Были, к примеру, жалобы на работу Кокпектинского отдела земельных отношений», – поясняет «Курсиву» заместитель директора по правовым вопросам ПП ВКО Динара Мухамеджанова.

В Кокпектинской ПП рассказывают, что земельный вопрос – один из самых больных для бизнесменов. По словам директора филиала Алии Мукашевой, предприниматели неоднократно жаловались на лоббирование в рамках конкурсов интересов определенных участников. Высказывались подозрения в коррупции должностных лиц.

«Мы обращались в районный акимат, прокуратуру. В результате была проведена проверка, с должности сняты руководитель отдела и главный специалист, который являлся секретарем земельной комиссии. Насколько знаю, имели место и уголовные дела», – делится Алия Мукашева.

Впрочем, она отмечает, что вопросы по организации конкурсных процедур до сих пор остаются. Не понимают в филиале, почему на согласование, которое оговорено законом, им предоставляются одни участки, а на конкурс в итоге выставляются другие. В один лот объединяют и пастбища, и пашни, что неудобно для тех, кто занимается только растениеводством.

«Складывается ощущение, что некоторые предложения заранее «заточены» под определенных участников. Конкурсы проводятся редко, накапливается большое количество участков, возникает путаница», – говорит директор филиала.

В июле в Кокпектинском районе, по словам Алии Мукашевой, пройдет очередной конкурс по предоставлению 64 участков. В палате отмечают, что утвержденные законодательно обязательное присутствие в конкурсной комиссии представителей бизнеса и аудиофиксация процесса позволяют выявить многие нарушения. В случае новых жалоб от предпринимателей руководство филиала намерено вновь обращаться в контролирующие органы.

Бизнес вместо дома

Можно приобрести землю для бизнеса и на вторичном рынке. На одном из сайтов объявлений удалось найти 47 предложений из Усть-Каменогорска и Семея, на другом более 70, но часто в качестве коммерческой земли продавцы предлагали участки, выделенные для индивидуального жилищного строительства.

В рамках анализа 24 объявлений по продаже земли в Усть-Каменогорске, размещенных на сайте krisha.kz, «Курсив» посчитал среднюю стоимость одной сотки – 664 тыс. тенге. Минимальная цена – 103 тыс. тенге, максимальная – 1,9 млн тенге. На olx.kz есть более дорогие предложения – до 4,7 млн тенге за сотку.

На цифры влияет делимость участка, его расположение, близость к центру города, наличие инженерных коммуникаций. За 175 млн тенге можно приобрести 37 соток в районе проспекта Победы, за 110 млн тенге – 0,4 га неподалеку от городского акимата.

Есть объявления по продаже земли на левом берегу Иртыша, который активно развивается согласно генплану. За 59 млн тенге можно купить 70 соток в районе проспекта Сатпаева, предназначенные для проектирования, строительства и размещения комплекса предприятий общественного питания. Продавец заверяет, что через год после того, как власти достроят дорогу, его собственность будет стоить вдвое дороже.

На этом же проспекте есть участок площадью в 81 сотку для строительства многоквартирного жилого дома. Напомним, ранее «Курсив» рассказывал, что аким области Даниал Ахметов поручил выяснить, кто из градоначальников Усть-Каменогорска распродал частникам земли, изначально предназначенные для строительства государственного жилья.

В Семее на момент исследования продавали 13 участков, пригодных для бизнеса. В среднем, цена сотки составила 1,5 млн тенге. Самое дорогое предложение – 10 соток за 49, 9 млн тенге. Земля расположена в центре города, ее целевое назначение – ИЖС. Владелец заверяет, что участок идеально подходит для коммерческого строительства, но в управлении земельных отношений советуют перед такой покупкой проконсультироваться в профильном местном отделе, так как изменить целевое назначение не всегда бывает легко.

Советы для покупателей

При покупке земли на вторичном рынке в Палате предпринимателей советуют внимательно изучать документы на участок, обратить внимание на ограничения и обременения.

«Нужно уточнить, установлены ли на участке водоохранные полосы и зоны. Если их нет, по закону использовать такой участок и что-то на нем строить, нельзя. Для нашего региона, в котором находится около 40% всех водных запасов РК, этот вопрос актуален. Начинающий предприниматель по этому и другим вопросам может получить бесплатную консультацию наших юристов», – говорит Динара Мухамеджанова.

Рекомендуют обратить внимание и на расположение инженерных коммуникаций на участке и рядом с ним. Увидеть все сети Усть-Каменогорска и Семея можно на геопортале openmap.kz. Здесь же, по данным Виктории Барсуковой, будет размешаться информация обо всех подготовленных для продажи участках и предстоящих аукционах.

1164 просмотра

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif