Перейти к основному содержанию


1 просмотр

Прыжки с парашютом, альпинизм и другие увлечения глав компаний

От которых акционеров бросает в холодный пот

Энди Вирт, генеральный директор Squaw Valley Ski Holdings, прыгает с парашютом со своим другом Крисом Бойлсом, Калифорния, 2013 год. Фото: JT HOLMES

В бизнесе топ-менеджерам компаний приходится ходить по лезвию ножа, где с одной стороны – просчитанный риск, а с другой – безрассудство. Неудивительно, что в свободное время многие из них предпочитают лично пилотировать самолеты.

Я был помешан на Эвересте с самого колледжа, и 11 погибших в этом сезоне альпинистов заставили меня задуматься о риске, смерти и, как ни странно, о фидуциарной ответственности руководителей корпораций за то, чтобы остаться в живых.

Когда я увидел фотографии альпинистов, выстроившихся в очередь на высоте свыше 28 тысяч футов ради того, чтобы через несколько часов ожидания немного постоять на вершине самого высокого в мире пика, я вспомнил председателя правления Walmart Грега Пеннера – о его успешном восхождении на Эверест я писал в прошлом году. И я теперь задался вопросом: возражали ли против этого восхождения директора компании или они просто протянули ему синий жилет Walmart и пожелали удачи?

im-83847.jpg

Грег Пеннер на Эвересте. Фото: NEAL BEIDLEMAN

В недавнем интервью Пеннер рассказал о том, что директора Walmart довольно открыто обсуждают друг с другом то, что происходит в их жизни, поэтому когда он объявил, что поднимается на Эверест, никто из них не удивился. «Они знали, что у меня многолетний опыт в подобных делах, и это их ни капли не смущало». Впрочем, Пеннер постарался минимизировать риски и предпринял необходимые меры предосторожности, например выбрал менее загруженный маршрут к вершине.

im-83330.jpg

Альпинисты выстраиваются в очередь, чтобы постоять на вершине горы Эверест, май 2019 года. Фото: AGENCE FRANCE-PRESSE / GETTY IMAGES

Примерно через 10 дней после своего возвращения в Бентонвилль в штате Арканзас Пеннер поспешил поделиться новым опытом с работниками и акцио­нерами компании, заявив на ежегодном собрании, что «идти вперед, рисковать, никогда не сдаваться и добиваться успеха» – это истинная природа Walmart.

Для компаний это всегда дилемма: стоит ли пытаться образу­мить топ-менеджеров, которых как раз и ценят за умение работать на тонкой грани между просчитанным риском и безрассудством. Скажите им, чтобы они прекратили летать на самолетах, управлять гоночными автомобилями, ездить верхом, прыгать с парашютом, курить, участвовать в забегах с быками или заниматься банджи-джампингом – и они могут уйти. Позвольте им идти этой опасной дорожкой – и вы можете потерять их совсем.

В 2012 году произошло крушение экспериментального самолета, в результате погиб глава Micron Technology Стив Эпплтон, который и был за штурвалом. И его трагическая смерть стала поводом для серьезных дискуссий в советах директоров о том, должны ли руководители компаний рисковать собой.

im-83334.jpg

Сотрудники национального совета США по безопасности на транспорте осматривают обломки экспериментального самолета, управляя которым в 2012 году, разбился генеральный директор Micron Technology Стив Эпплтон, г. Бойсе, штат Айдахо. Фото: JOE JASZEWSKI / IDAHO STATESMAN / ZUMA PRESS

«Советам директоров необходимо учитывать: те качества, которые позволили человеку стать, к примеру, успешным генеральным директором, также могут подтолкнуть его к крайне опасным увлечениям», – говорит Дэвид Ларкер, профессор и глава исследовательской группы Стэнфордской высшей школы по корпоративному управлению.

Эксперт отмечает: если ключевой для компании менеджер увлекается опасным хобби, необходимо разработать процедуру передачи полномочий и раскрытия информации.

По словам Ларкера, корпоративное давление со стороны инвесторов с целью совершенствования механизма преемственности и раскрытия информации о здоровье руководителей усилилось после того, как сооснователю Apple Стиву Джобсу был диагностирован рак, от которого он умер в 2011 году. Впрочем, в последние годы это давление ослабло. По мнению Ларкера, «в большинстве советов директоров предпочитают обсуждать стратегии и говорить о том, что у них хорошо получается».

Справедливости ради следует отметить, что топ-менеджеры компаний, как правило, подвергаются большому риску и без увлечения альпинизмом. Недавно компания Rippe Health провела исследование состояния здоровья 200 пациентов, главным образом руководителей Fortune- 500. Исследование показало: у них более высокий уровень сердечных заболеваний. Также выяснилось, что 75% из них ведут малоподвижный образ жизни, а 40% имеют избыточный вес.

Пристрастие к риску, возможно, все еще распространено меньше, чем вредные для здоровья привычки, но оно есть. Согласно исследованию, опуб­ликованному в 2016 году, генеральные директора примерно 6% компаний имеют лицензию частного пилота. Исследователи обнаружили, что полеты на небольших самолетах в 30 раз более опасны, чем вождение автомобиля, езда на мотоциклах или полеты на воздушных шарах. В итоге авторы исследования сделали вывод, что риск, на который главы компаний идут в своей работе – будь то сделки по новым приобретениям или увеличение долга, вероятно, связан и с личным отношением к риску.

Боб Лутц, ветеран автомобильной промышленности, прославился тем, что в свободное время любил полетать на реактивных истребителях. Недавно он рассказал о том, что, когда в 2001 году Generals Motors наняла его для проведения реструктуризации компании, «условия работы, на которых он настоял, подразумевали, что он может заниматься абсолютно любой законной деятельностью». По его словам, ограничения для руководителей компаний чрезвычайно редки и применяются в исключительных случаях.

По исследованию франкфуртской фирмы Exechange, руководители ведущих компаний редко умирают на работе. Исследователи обнаружили, что за последние 20 месяцев только шесть генеральных директоров в индексе Russell-3000 умерли, находясь в должности. Наиболее заметным из этих шести был глава CSXCorp. Хантер Харрисон. Хотя мистеру Хантеру было 73 года и у него были проблемы со здоровьем, его смерть наступила только через девять месяцев после его попытки провести реструктуризацию компании. С его смертью рыночная стоимость CSX упала на $4 млрд.

Подобное развитие событий вполне преодолимо, однако действительно может нанести серьезный ущерб. Смерть генерального директора Survey Monkey Дэвида Голдберга в 2015 году нанесла ощутимый удар по этой компании из Кремниевой долины. Сразу же после трагической гибели 47-летнего руководителя компанию охватили разногласия по поводу стратегии дальнейшего развития и ее стали покидать ключевые сотрудники.

Тем не менее лишь небольшая часть самых крупных американских компаний в ежегодных отчетах указывает состояние здоровья первых руководителей в качестве фактора риска. Berkshire Hathaway, чьи два основных руководителя находятся в возрасте 88 и 95 лет, в своем годовом отчете очень подробно описывает механизм преемственности.

Facebook утверждает, что успех компании напрямую зависит от работы исполнительного директора Марка Цукерберга и его заместителя Шерил Сэндберг, вдовы бывшего главы Survey Monkey Дэвида Голдберга. Amazon.com и Alphabet также говорят о том, что потеря основателей компаний Джеффа Безоса и Ларри Пейджа (увлеченный кайтбордист) может нанести серьезный урон их бизнесу.

Небольшие компании используют так называемую систему страхования ключевых лиц для покрытия любых финансовых потерь, которые могут быть связаны с преждевременной смертью руководителя и с последующими спорами о контроле над компанией или владении ценными бумагами. Более крупные фирмы вряд ли полагаются на подобные страховые полисы, однако оплачивают услуги охраны, личных водителей и частные самолеты, в том числе и в целях безопасности ключевых лиц компании. Почти все 30 компаний из Dow Jones Industrial Average обеспечивают своим руководителям такие льготы, в среднем выделяя на эти цели $425 тыс. в год.

Но, говорит профессор Ларкер из Стэнфордского университета, вне зависимости от того, как много мер было предпринято для защиты первых руководителей, компании не могут полностью их контролировать. «Насколько сильно вы готовы вмешаться в чью-то личную жизнь?» – задается он вопросом.

Пожалуй, самый убедительный ответ может дать Энди Вирт, с которым произошел несчастный случай во время прыжка с парашютом – на тот момент он уже три года как был генеральным директором курортного оператора Squaw Valley Ski Holdings. Вирт пришел на эту позицию как любитель экстрима, катаний по коварным склонам и опасных спусков со скал.

В телефонном интервью Вирт рассказал о том, что представители крупного акционера Squaw Valley – KSL Capital Partners знали о его хобби – прыжках с парашютом. Вирт специально тренировался, чтобы получить сертификат, и предпринял все меры предосторожности. Но ничто не могло подготовить компанию к инциденту, в котором Вирт потерял руку и в течение 50 часов перенес 25 операций, не говоря уже о существенном перерыве в работе.

KSL назначил временных руководителей компании, исполнявших обязанности, пока генеральный директор не выздоровел, поскольку его замена не обсуждалась. Сейчас, будучи на пенсии, Энди Вирт признается: разрушившие его карьеру экстремальные увлечения в то же время были и секретом его успеха.

«То, что, в конечном счете, привело меня к руководящей позиции в компании, – это то же, что помогает рассматривать прыжки с парашютом как интеллектуальный вид спорта. Занимаясь прыжками с парашютом, вы сами себе говорите: "У меня хорошая экипировка, я хорошо подготовлен, я могу это сделать, и, черт возьми, мы попробуем это сделать"», – отмечает он.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1428 просмотров

Как в Шымкенте дорожные знаки лишают бизнес доходов

Борьба с преступностью обернулась против бизнеса

Изображение: Shutterstock.com

Предприниматели все чаще выступают против установки знаков «остановка запрещена». По их словам, невозможность припарковаться возле кафе или магазина приносит бизнесу большие убытки.

Прибыль страдает

Предпринимательница Наталья Григор обратилась за помощью в Палату предпринимателей Шымкента. По утверждению бизнес-леди, после того как возле ее торговых рядов был установлен дорожный знак, запрещающий остановку, бизнес терпит убытки.

«Стоит знак «стоянка запрещена» возле торгового ряда «Альянс». Припарковать машины негде, люди проезжают мимо, соответственно, у меня торговли нет, страдают арендаторы. Эта проблема существует почти год. За это время мы потеряли около 15% прибыли», – рассказала «Курсиву» Наталья Григор.

Председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП Шымкента Мелес Сейтжанов отметил, что в Шымкенте действительно существует проблема с парковками.

«Людям машины ставить некуда. А для предпринимателей это плохо: рабочие места сокращаются, налоги не платятся. Точно такая же ситуация в Шымкенте наблюдается по улице Айбергенова», – подчеркнул Мелес Сейтжанов.

Протяженность этой улицы 450 метров, и там действуют салоны красоты, кафе, продуктовые магазины, нотариусы. В 2015 году здесь было установлено временное ограничение по запрету парковок с 20:00 до 6:00. Однако в 2019 году оно было снято, и бизнес сразу почувствовал снижение прибыли.

Другая точка зрения

Как пояснили в правоохранительных органах, это было сделано для того, чтобы обеспечить безопасность населения и сократить рост преступности в связи с увеличением количества суточных квартир на данном участке, а также во избежание пробок. Капитан полиции Аскар Молдашев уверен, что знаки, установленные на Айбергенова, оправданны.

«По улице Айбергенова на первых этажах расположено пять кафе. И палата предпринимателей рассматривает только обращения предпринимателей. А там есть еще 10 тысяч жителей. И они нам сказали спасибо, когда были установлены запрещающие знаки. Конечно, правильно говорят, что за счет предпринимателей город получает налоги. Но кто учтет интересы 10 тысяч жителей?!» – считает Аскар Молдашев.

Одни вопросы

Однако члены совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП, на заседании которого рассматривалась эта проблема, уверены, что имеются и другие способы борьбы за безопасность. А что касается пробок, то членами совета были сделаны замеры, которые показали, что по улице Айбергенова нет интенсивного движения.

Член совета Владимир Накисбаев отметил, что раньше вопросы о необходимости установки дорожных знаков и светофоров изучали на уровне научно-исследовательских институтов.

«С одной стороны, хорошее дело: квас продают или что-то другое. Но там паркуются десятки машин, проехать невозможно. Ситуация сложная. Создадим мы комиссию, но насколько компетентно сможем определить, нужно или не нужно устанавливать знак?» – задался вопросом Накисбаев.

Дело в том, что в Шымкенте, по данным членов совета, нет ответственного органа по определению потребности дорожного знака или его демонтажу.

«Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента ссылается на необходимость направлять обращения в адрес управления административной полиции ДВД города Шымкента. Те в свою очередь кивают на управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города. ЖКХ отвечает, что у него нет соответствующей компетенции в отношении автомобильных дорожных знаков. В итоге для разрешения ситуации нам пришлось обратиться в акимат Шымкента. На сегодня бизнес в ожидании реакции со стороны акима города», – подчеркнул Мелес Сейтжанов.

По словам заместителя городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абая Турханова, к решению каждого вопроса будет индивидуальный подход.

«Создадим комиссию, в которую войдут представители бизнеса, местного исполнительного органа, полиции. Исследуем все возможности, чтобы не нарушить ничьи интересы», – ответил спикер.

А чтобы бизнес не страдал, пока вдоль названных дорог будет разрешена парковка для ограниченного количества автомобилей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций