Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1752 просмотра

Прыжки с парашютом, альпинизм и другие увлечения глав компаний

От которых акционеров бросает в холодный пот

Энди Вирт, генеральный директор Squaw Valley Ski Holdings, прыгает с парашютом со своим другом Крисом Бойлсом, Калифорния, 2013 год. Фото: JT HOLMES

В бизнесе топ-менеджерам компаний приходится ходить по лезвию ножа, где с одной стороны – просчитанный риск, а с другой – безрассудство. Неудивительно, что в свободное время многие из них предпочитают лично пилотировать самолеты.

Я был помешан на Эвересте с самого колледжа, и 11 погибших в этом сезоне альпинистов заставили меня задуматься о риске, смерти и, как ни странно, о фидуциарной ответственности руководителей корпораций за то, чтобы остаться в живых.

Когда я увидел фотографии альпинистов, выстроившихся в очередь на высоте свыше 28 тысяч футов ради того, чтобы через несколько часов ожидания немного постоять на вершине самого высокого в мире пика, я вспомнил председателя правления Walmart Грега Пеннера – о его успешном восхождении на Эверест я писал в прошлом году. И я теперь задался вопросом: возражали ли против этого восхождения директора компании или они просто протянули ему синий жилет Walmart и пожелали удачи?

im-83847.jpg

Грег Пеннер на Эвересте. Фото: NEAL BEIDLEMAN

В недавнем интервью Пеннер рассказал о том, что директора Walmart довольно открыто обсуждают друг с другом то, что происходит в их жизни, поэтому когда он объявил, что поднимается на Эверест, никто из них не удивился. «Они знали, что у меня многолетний опыт в подобных делах, и это их ни капли не смущало». Впрочем, Пеннер постарался минимизировать риски и предпринял необходимые меры предосторожности, например выбрал менее загруженный маршрут к вершине.

im-83330.jpg

Альпинисты выстраиваются в очередь, чтобы постоять на вершине горы Эверест, май 2019 года. Фото: AGENCE FRANCE-PRESSE / GETTY IMAGES

Примерно через 10 дней после своего возвращения в Бентонвилль в штате Арканзас Пеннер поспешил поделиться новым опытом с работниками и акцио­нерами компании, заявив на ежегодном собрании, что «идти вперед, рисковать, никогда не сдаваться и добиваться успеха» – это истинная природа Walmart.

Для компаний это всегда дилемма: стоит ли пытаться образу­мить топ-менеджеров, которых как раз и ценят за умение работать на тонкой грани между просчитанным риском и безрассудством. Скажите им, чтобы они прекратили летать на самолетах, управлять гоночными автомобилями, ездить верхом, прыгать с парашютом, курить, участвовать в забегах с быками или заниматься банджи-джампингом – и они могут уйти. Позвольте им идти этой опасной дорожкой – и вы можете потерять их совсем.

В 2012 году произошло крушение экспериментального самолета, в результате погиб глава Micron Technology Стив Эпплтон, который и был за штурвалом. И его трагическая смерть стала поводом для серьезных дискуссий в советах директоров о том, должны ли руководители компаний рисковать собой.

im-83334.jpg

Сотрудники национального совета США по безопасности на транспорте осматривают обломки экспериментального самолета, управляя которым в 2012 году, разбился генеральный директор Micron Technology Стив Эпплтон, г. Бойсе, штат Айдахо. Фото: JOE JASZEWSKI / IDAHO STATESMAN / ZUMA PRESS

«Советам директоров необходимо учитывать: те качества, которые позволили человеку стать, к примеру, успешным генеральным директором, также могут подтолкнуть его к крайне опасным увлечениям», – говорит Дэвид Ларкер, профессор и глава исследовательской группы Стэнфордской высшей школы по корпоративному управлению.

Эксперт отмечает: если ключевой для компании менеджер увлекается опасным хобби, необходимо разработать процедуру передачи полномочий и раскрытия информации.

По словам Ларкера, корпоративное давление со стороны инвесторов с целью совершенствования механизма преемственности и раскрытия информации о здоровье руководителей усилилось после того, как сооснователю Apple Стиву Джобсу был диагностирован рак, от которого он умер в 2011 году. Впрочем, в последние годы это давление ослабло. По мнению Ларкера, «в большинстве советов директоров предпочитают обсуждать стратегии и говорить о том, что у них хорошо получается».

Справедливости ради следует отметить, что топ-менеджеры компаний, как правило, подвергаются большому риску и без увлечения альпинизмом. Недавно компания Rippe Health провела исследование состояния здоровья 200 пациентов, главным образом руководителей Fortune- 500. Исследование показало: у них более высокий уровень сердечных заболеваний. Также выяснилось, что 75% из них ведут малоподвижный образ жизни, а 40% имеют избыточный вес.

Пристрастие к риску, возможно, все еще распространено меньше, чем вредные для здоровья привычки, но оно есть. Согласно исследованию, опуб­ликованному в 2016 году, генеральные директора примерно 6% компаний имеют лицензию частного пилота. Исследователи обнаружили, что полеты на небольших самолетах в 30 раз более опасны, чем вождение автомобиля, езда на мотоциклах или полеты на воздушных шарах. В итоге авторы исследования сделали вывод, что риск, на который главы компаний идут в своей работе – будь то сделки по новым приобретениям или увеличение долга, вероятно, связан и с личным отношением к риску.

Боб Лутц, ветеран автомобильной промышленности, прославился тем, что в свободное время любил полетать на реактивных истребителях. Недавно он рассказал о том, что, когда в 2001 году Generals Motors наняла его для проведения реструктуризации компании, «условия работы, на которых он настоял, подразумевали, что он может заниматься абсолютно любой законной деятельностью». По его словам, ограничения для руководителей компаний чрезвычайно редки и применяются в исключительных случаях.

По исследованию франкфуртской фирмы Exechange, руководители ведущих компаний редко умирают на работе. Исследователи обнаружили, что за последние 20 месяцев только шесть генеральных директоров в индексе Russell-3000 умерли, находясь в должности. Наиболее заметным из этих шести был глава CSXCorp. Хантер Харрисон. Хотя мистеру Хантеру было 73 года и у него были проблемы со здоровьем, его смерть наступила только через девять месяцев после его попытки провести реструктуризацию компании. С его смертью рыночная стоимость CSX упала на $4 млрд.

Подобное развитие событий вполне преодолимо, однако действительно может нанести серьезный ущерб. Смерть генерального директора Survey Monkey Дэвида Голдберга в 2015 году нанесла ощутимый удар по этой компании из Кремниевой долины. Сразу же после трагической гибели 47-летнего руководителя компанию охватили разногласия по поводу стратегии дальнейшего развития и ее стали покидать ключевые сотрудники.

Тем не менее лишь небольшая часть самых крупных американских компаний в ежегодных отчетах указывает состояние здоровья первых руководителей в качестве фактора риска. Berkshire Hathaway, чьи два основных руководителя находятся в возрасте 88 и 95 лет, в своем годовом отчете очень подробно описывает механизм преемственности.

Facebook утверждает, что успех компании напрямую зависит от работы исполнительного директора Марка Цукерберга и его заместителя Шерил Сэндберг, вдовы бывшего главы Survey Monkey Дэвида Голдберга. Amazon.com и Alphabet также говорят о том, что потеря основателей компаний Джеффа Безоса и Ларри Пейджа (увлеченный кайтбордист) может нанести серьезный урон их бизнесу.

Небольшие компании используют так называемую систему страхования ключевых лиц для покрытия любых финансовых потерь, которые могут быть связаны с преждевременной смертью руководителя и с последующими спорами о контроле над компанией или владении ценными бумагами. Более крупные фирмы вряд ли полагаются на подобные страховые полисы, однако оплачивают услуги охраны, личных водителей и частные самолеты, в том числе и в целях безопасности ключевых лиц компании. Почти все 30 компаний из Dow Jones Industrial Average обеспечивают своим руководителям такие льготы, в среднем выделяя на эти цели $425 тыс. в год.

Но, говорит профессор Ларкер из Стэнфордского университета, вне зависимости от того, как много мер было предпринято для защиты первых руководителей, компании не могут полностью их контролировать. «Насколько сильно вы готовы вмешаться в чью-то личную жизнь?» – задается он вопросом.

Пожалуй, самый убедительный ответ может дать Энди Вирт, с которым произошел несчастный случай во время прыжка с парашютом – на тот момент он уже три года как был генеральным директором курортного оператора Squaw Valley Ski Holdings. Вирт пришел на эту позицию как любитель экстрима, катаний по коварным склонам и опасных спусков со скал.

В телефонном интервью Вирт рассказал о том, что представители крупного акционера Squaw Valley – KSL Capital Partners знали о его хобби – прыжках с парашютом. Вирт специально тренировался, чтобы получить сертификат, и предпринял все меры предосторожности. Но ничто не могло подготовить компанию к инциденту, в котором Вирт потерял руку и в течение 50 часов перенес 25 операций, не говоря уже о существенном перерыве в работе.

KSL назначил временных руководителей компании, исполнявших обязанности, пока генеральный директор не выздоровел, поскольку его замена не обсуждалась. Сейчас, будучи на пенсии, Энди Вирт признается: разрушившие его карьеру экстремальные увлечения в то же время были и секретом его успеха.

«То, что, в конечном счете, привело меня к руководящей позиции в компании, – это то же, что помогает рассматривать прыжки с парашютом как интеллектуальный вид спорта. Занимаясь прыжками с парашютом, вы сами себе говорите: "У меня хорошая экипировка, я хорошо подготовлен, я могу это сделать, и, черт возьми, мы попробуем это сделать"», – отмечает он.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


3104 просмотра

Пять проблем строительного рынка Казахстана

Эксперты считают, что пришло время для отдельного министерства

Фото: Ирина Осипова

Казахстанским строителям мешают работать устаревшие ГОСТы. В числе проблемных вопросов также деятельность фирм-однодневок, жесткие условия для участия в тендерах, дефицит трудовых ресурсов и отсутствие собственного министерства.

От чего страдает качество

В Шымкенте на встрече с председателем Республиканского объединения юридических лиц (РОЮЛ) «Союз строителей Казахстана» Талгатом Ергалиевым строители южного региона озвучили несколько наиболее актуальных проблем. В первую очередь, по их словам, развитию отрасли мешают устаревшие ГОСТы.

Как рассказал «Курсиву» инженер-эксперт строительной фирмы ТОО «Батыр АлемСБ» Бахыт Данияров, у застройщиков очень много нареканий к СНиПам и ГОСТам.

«В основном строители вынуждены работать по старым ГОСТам, которые утверждались с 1967 по 1992 год. Поэтому казахстанские ГОСТы, мягко говоря, не очень убедительны, так как их исполнение осуществляется всего на 50%. А еще 50% мы вынуждены брать с российских ГОСТов», – отметил Бахыт Данияров.

По его словам, в старых ГОСТах рекомендованы к использованию строительные материалы еще советских времен. 

Например, строители могут использовать газоблоки. «Это легкий пористый материал, который хорошо сверлится, пилится или строгается. В него легко можно забить гвозди и скобы, так как пористость этого материала около 85%. Но я его не рекомендую, так как к этому материалу много нареканий. У нас строят девятиэтажные дома из монолита, а внутренние перегородки из газоблоков, и все они трескаются», – пояснил инженер-эксперт.

Он уверен, что казахстанские ГОСТы и СНиПы давно пора отрегулировать и довести до 95% исполнения.

Ради денег

Бахыт Данияров также отмечает, что для участников тендера необходимо установить предельную планку, ниже которой нельзя опускать ценовое предложение. «К примеру, объект стоит 200 млн тенге, а участники тендера указывают 150 млн тенге. Но ведь от этого объект не станет дешевле на четверть, и подрядчику придется брать где-то еще 50 млн тенге или экономить за счет стоимости, качества или количества строительных материалов. Ценовой промежуток надо урегулировать, чтобы не понижали так сильно, иначе страдает качество. Но этот вопрос надо решать на правительственном уровне», – отметил г-н Данияров. 

С ним согласен и Бекзат Ториев, курирующий сразу несколько строительных фирм, который в свою очередь подчеркивает, что как минимум одна из них сталкивается с тем, что, выиграв тендер на местном уровне, лишается заказа по решению республиканской комиссии. «Выигрываем на областном уровне, документы передают в республику – там проигрываем. И наоборот бывает. Зачем это делается?! Должен быть единый конкурс. Потом люди начинают подавать в суд, а судья не знает, в какую сторону двигаться. Затягиваются сроки», – возмущается Бекзат Ториев.

Потерянное время

Еще одна проблема, которую озвучили строители, – затягивание сроков строительства. Это, по их словам, происходит только из-за того, что сейчас любые спорные вопросы рассматриваются не только на местах, но и на республиканском уровне. Председатель Ассоциации строителей Султанбек Сугирбаев рассказал «Курсиву», что сейчас споры между конкурсантами рассматриваются очень долго.

«К примеру, прошел тендер. Спорят два подрядчика и подают документы в суд. Но теперь такой спор рассматривается на респуб­ликанском уровне, процессы затягиваются до пяти месяцев. А потом строители не успевают уложиться в сроки. Или работает подрядчик, но вдруг на него поступает жалоба. Всю работу при­останавливают, и опять все тянется месяцами. Графики нарушаются, компании терпят убытки», – говорит Султанбек Сугирбаев.

Боль строителей

Каждый из присутствовавших на мероприятии спешил поделиться с другими своей проблемой и, быть может, получить какой-нибудь дельный совет от коллег по рынку. 

Так, к примеру, представитель еще одной строительной компании Амирали Анапияев поднял вопрос о вводе поправочного коэффициента на стоимость строительных материалов в случае ЧС.

«Я житель Арыси и участвовал в ее восстановлении. Внес предложение, чтобы при чрезвычайных ситуациях ввели коэффициент, потому что строительные материалы на то время сильно подорожали. Были такие моменты, что и на 100% цены выросли», – рассказал спикер.

Эксперты строительного рынка уже не первый год говорят и о другой проблеме – необходимости очистить строительный рынок от фирм-однодневок. Но пока данная задача так и остается без решения.

«По данным Комитета по статистике МНЭ РК, в нашей стране зарегистрировано 64 тыс. строительных компаний. Мы провели мониторинг и оказалось, что реально действуют только 5 тыс. Сейчас готовим электронную базу, делаем паспорта, составляем реестр строительных компаний, чтобы допускать на строительный рынок только те организации, которые реально работают», – отмечает председатель Союза строителей Казахстана Талгат Ергалиев.

Нужен хозяин

По словам Султанбека Сугирбаева, у строительной отрасли, которая является локомотивом экономики, нет хозяина.

«Есть Комитет строительства и жилищно-коммунального хозяйства, который наряду с другими комитетами входит в состав Министерства индустрии и инфраструктурного развития. Наши предложения могут рассмотреть в министерстве, а могут и не рассмотреть. Если бы было собственное министерство, оно бы разрабатывало конкретные технические документы и законы», – резюмирует глава Ассоциации строителей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций