Перейти к основному содержанию

9820 просмотров

Названы возможные причины выхода из строя колеса обозрения в Рудном

Дело рассматривается в специализированном межрайонном экономическом суде Костанайской области

Фото: shutterstock

В городе Рудном Костанайской области на покупку аттракциона «Колесо обозрения» и его строительство из бюджета было выделено 334 миллиона тенге. Но проработал он всего 20 дней, сообщает корреспондент Курсив.

После шокирующего видео в соцсетях 13 мая этого года, на котором отдельные кабинки нового аттракциона перекручиваются на высоте около 35 метров, а двери хаотически открывались, ОО «Центр защиты прав потребителей» направило иск в специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области.

Представители горожан требовали запретить эксплуатацию нового аттракциона «как не отвечающего требованиям безопасности». По данным общественного объединения, государственная экспертиза объекта третьей категории опасности не проводилась.

20 мая суд вынес решение – приостановить эксплуатацию аттракциона и провести экспертизу Центром судебных экспертиз Министерства юстиции Казахстана, причем за счет акимата Рудного.

19 июля в суде дело вновь возобновили. Сейчас ОО «Центр защиты прав потребителей города Рудного» просит суд признать незаконным бездействие ответчиков и понуждении демонтировать «Колесо обозрения».

К числу участников судебных заседаний, по заявлению истца, помимо отдела строительства и аппарата акима города Рудного, присоединились не только госорганы, но и частные фирмы, которые так или иначе были связаны со строительством аттракциона.

Одна из таких фирм - ТОО «АлатауГорСтрой». Ее юрист Александр Гаврильчик, подчеркивал в суде, что «Колесо обозрения» было произведено в Китае, имеется паспорт происхождения, сертификат соответствия требованиям безопасности и акт ввода в эксплуатацию.

«На момент инцидента, показанного в соцсетях, «Колесо обозрения» работало в тестовом режиме. По вине персонала не все кабинки оказались закрытыми. Стоимость самого аттракциона назвать не могу, потому что это коммерческая тайна», – заявил он.

Аттракцион в Рудном обсуждался горожанами с самой идеи строительства. Сначала из-за стоимости, а власти первоначально озвучили сумму в 400 млн тенге, потом снизили до 334 млн тенге. Затем говорили, что колесо будет куплено в Волгограде, потом из Санкт-Петербурга. Кроме того, на строительстве сменилась компания. ТОО «Надежда-С» первоначально осуществляла технадзор.

«В мае 2018 года мы участвовали в госзакупках, где в условиях были заявлены параметры аттракциона российского, из Волгограда. Фундамент начали заливать по  его параметрам. Такие важные изменения внесли, должны были провести новый тендер. Проект прошел госэкспертизу в ином варианте. Это «Колесо» нельзя эксплуатировать», – пояснил суду директор ТОО «Надежда-С» Владимир Семенов.

Были озвучены и результаты независимой экспертизы. Как оказалось, эксперты не нашли нарушений в проектно-сметной документации, дефектов на объекте.

Причина заклинивания кабинки на высоте 35 метров — нарушение обслуживающим персоналом правил эксплуатации, в результате чего двери не были закрыты и зацепились за опору растяжки колеса, это и привело к заклиниванию.

Независимый судебный эксперт Владимир Сорокин пояснил, что  ранее сооружение не эксплуатировалось. Рассмотрение дела в суде продолжится на следующей недели.

924 просмотра

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций