Как казахстанцы создают карты своей страны

Опубликовано
Около восьми тысяч граждан Казахстана по собственной инициативе работают над улучшением навигационных сервисов «Яндекса»

«Яндекс» смог привлечь добровольных помощников, в том числе в Казахстане, готовых рисовать карты населенных пунктов, природных ландшафтов, которыми потом пользуются все желающие, а компания с их помощью улучшает картографические сервисы. Как «Яндексу» удается мотивировать людей рисовать иногда целые населенные пункты?

Шестнадцатилетний Руслан Самодуров живет в Уральске. Это обычный парень, но у него есть необычное хобби – в свободное время он дополняет карты, которыми потом пользуются его земляки и гости города. Руслан – народный картограф «Яндекса». 

Все началось два года назад, когда в его родной город только пришло «Яндекс.Такси». Руслан попытался вызвать такси – и не смог. Нужного адреса не было на карте.

Руслан понимал, что сам сервис необходим, но из-за того что на нем сложно было найти нужный адрес, многие отказывались им пользоваться. Молодой человек стал искать возможность самостоятельно улучшать карты города, тогда он и натолкнулся на «Народную карту». 

«Редактор понятен и удобен для новичка, и никакой специальной подготовки не нужно», — поделился картограф.

«Однако в первое время могут возникнуть некоторые сложности, например, с отрисовкой дорог. На сервисе нужно рисовать по правилам, о которых знают не все новички. Но это не беда — есть специальные видеоуроки для того, чтобы пользователь лучше смог понять правила и научиться пользоваться редактором без постоянных писем в службу поддержки и дополнительного поиска нужной информации», — продолжил он.

Уже сейчас Руслан сделал около 100 тысяч дополнений на «Народной карте». Юноша проводит работу по переводу названий улиц и населенных пунктов на казахскую латиницу и английский язык. «Яндекс.Карты» в Казахстане — это единственная карта на казахском языке, подчеркнул собеседник.

Легкость использования сервиса отметил еще один народный картограф из РК – Азамат Айтуганов. Он рассказал, что, когда у него появились проблемы с навигацией по неизвестным районам, он перепробовал разные карты, в том числе Google Maps, Open Street Map и «Яндекс.Карты». Самым удобным оказался последний вариант – там можно было вносить дополнения через специальный редактор «Народная карта». 

Сервис содержит в себе много инструментов, позволяющих, например, указывать высоту зданий, вносить новые дороги, общественные здания, природные объекты и другие. В качестве основы для карты используются данные разных компаний.

Обычно пользователи сервиса начинают с того, что вносят небольшие дополнения: где-то построили новый дом, проложили дорогу, установили шлагбаум. Пока эти изменения появятся на официальных картах или их заметят специалисты, профессионально работающие над геоинформационными онлайн-сервисами, могут пройти месяцы и годы.

Народные картографы вносят изменения незамедлительно, делая жизнь своих соседей по району немного комфортнее.
Так, после внесения дополнения на «Народную карту» понадобится около 5-7 дней, чтобы данные обновились уже на «Яндекс.Картах» и в «Яндекс.Навигаторе», отметил Азат Рамазанов.

Внесенные энтузиастами данные проверяются модераторами сервиса. Все эти данные после модерации отражаются в сервисах «Яндекса»: «Навигаторе», «Такси», «Транспорте» и «Яндекс.Картах». 

Народные картографы активно сотрудничают друг с другом: создают общие чаты, группы в социальных сетях. Они делятся друг с другом данными, помогают новичкам, консультируются с коллегами. Существует «Клуб »Народной Карты» на портале «Яндекса». В минувшем апреле была запущена «Школа народных картографов», позволяющая дистанционно обучать начинающих.

По словам участника проекта, главная проблема, с которой они сталкиваются, – нехватка единомышленников в регионах. Из-за этого некоторые участки остаются недостаточно детализированными. Модераторы и сами картографы через социальные сети постоянно призывают добровольцев и местных жителей подключаться к совместной работе.   

«Маленький населенный городок, абсолютно пустой на карте, через пару дней превращается в информативный массив данных. Командная работа, где каждый берет свою часть, — отличный способ улучшить скудные карты», – говорит Азат Рамазанов.

Азамат Айтуганов рассказывает, что, внося корректировки и уточняя карту, он помогает не только обычным пользователям или водителям, но и таксистам, владельцам бизнеса, чьи магазины или компании он указывает на карте, велосипедистам и так далее. 

«Для любой работы нужна мотивация. Я не получаю вознаграждения за улучшение карт, но мне очень важно понимать, что я делаю очень полезные и нужные вещи для людей, которые могут добраться до необходимой точки», – резюмирует Азат.   
 

Читайте также