Как казахстанцы создают карты своей страны

Около восьми тысяч граждан Казахстана по собственной инициативе работают над улучшением навигационных сервисов «Яндекса»

Фото:shutterstock

«Яндекс» смог привлечь добровольных помощников, в том числе в Казахстане, готовых рисовать карты населенных пунктов, природных ландшафтов, которыми потом пользуются все желающие, а компания с их помощью улучшает картографические сервисы. Как «Яндексу» удается мотивировать людей рисовать иногда целые населенные пункты?

Шестнадцатилетний Руслан Самодуров живет в Уральске. Это обычный парень, но у него есть необычное хобби – в свободное время он дополняет карты, которыми потом пользуются его земляки и гости города. Руслан – народный картограф «Яндекса». 

Все началось два года назад, когда в его родной город только пришло «Яндекс.Такси». Руслан попытался вызвать такси – и не смог. Нужного адреса не было на карте.

Руслан понимал, что сам сервис необходим, но из-за того что на нем сложно было найти нужный адрес, многие отказывались им пользоваться. Молодой человек стал искать возможность самостоятельно улучшать карты города, тогда он и натолкнулся на «Народную карту». 

«Редактор понятен и удобен для новичка, и никакой специальной подготовки не нужно», — поделился картограф.

«Однако в первое время могут возникнуть некоторые сложности, например, с отрисовкой дорог. На сервисе нужно рисовать по правилам, о которых знают не все новички. Но это не беда — есть специальные видеоуроки для того, чтобы пользователь лучше смог понять правила и научиться пользоваться редактором без постоянных писем в службу поддержки и дополнительного поиска нужной информации», — продолжил он.

Уже сейчас Руслан сделал около 100 тысяч дополнений на «Народной карте». Юноша проводит работу по переводу названий улиц и населенных пунктов на казахскую латиницу и английский язык. «Яндекс.Карты» в Казахстане — это единственная карта на казахском языке, подчеркнул собеседник.

Легкость использования сервиса отметил еще один народный картограф из РК – Азамат Айтуганов. Он рассказал, что, когда у него появились проблемы с навигацией по неизвестным районам, он перепробовал разные карты, в том числе Google Maps, Open Street Map и «Яндекс.Карты». Самым удобным оказался последний вариант – там можно было вносить дополнения через специальный редактор «Народная карта». 

Сервис содержит в себе много инструментов, позволяющих, например, указывать высоту зданий, вносить новые дороги, общественные здания, природные объекты и другие. В качестве основы для карты используются данные разных компаний.

Обычно пользователи сервиса начинают с того, что вносят небольшие дополнения: где-то построили новый дом, проложили дорогу, установили шлагбаум. Пока эти изменения появятся на официальных картах или их заметят специалисты, профессионально работающие над геоинформационными онлайн-сервисами, могут пройти месяцы и годы.

Народные картографы вносят изменения незамедлительно, делая жизнь своих соседей по району немного комфортнее.
Так, после внесения дополнения на «Народную карту» понадобится около 5-7 дней, чтобы данные обновились уже на «Яндекс.Картах» и в «Яндекс.Навигаторе», отметил Азат Рамазанов.

Внесенные энтузиастами данные проверяются модераторами сервиса. Все эти данные после модерации отражаются в сервисах «Яндекса»: «Навигаторе», «Такси», «Транспорте» и «Яндекс.Картах». 

Народные картографы активно сотрудничают друг с другом: создают общие чаты, группы в социальных сетях. Они делятся друг с другом данными, помогают новичкам, консультируются с коллегами. Существует «Клуб »Народной Карты» на портале «Яндекса». В минувшем апреле была запущена «Школа народных картографов», позволяющая дистанционно обучать начинающих.

По словам участника проекта, главная проблема, с которой они сталкиваются, – нехватка единомышленников в регионах. Из-за этого некоторые участки остаются недостаточно детализированными. Модераторы и сами картографы через социальные сети постоянно призывают добровольцев и местных жителей подключаться к совместной работе.   

«Маленький населенный городок, абсолютно пустой на карте, через пару дней превращается в информативный массив данных. Командная работа, где каждый берет свою часть, — отличный способ улучшить скудные карты», – говорит Азат Рамазанов.

Азамат Айтуганов рассказывает, что, внося корректировки и уточняя карту, он помогает не только обычным пользователям или водителям, но и таксистам, владельцам бизнеса, чьи магазины или компании он указывает на карте, велосипедистам и так далее. 

«Для любой работы нужна мотивация. Я не получаю вознаграждения за улучшение карт, но мне очень важно понимать, что я делаю очень полезные и нужные вещи для людей, которые могут добраться до необходимой точки», – резюмирует Азат.   
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Нур-Султан, Алматы и Шымкент – города для пешеходов

Как развивается это направление урбанистики в трех миллионниках РК

Фото: Мадияр Таншолпан

В эру COVID-19 политика «город для пешеходов» получила новый всплеск по всему миру. Как развивается это направление в трех миллионниках РК – читайте в обзоре «Курсива».

Из-за пандемии улицы городов от Парижа до Боготы стали частично или полностью пешеходными и велосипедными, чтобы обеспечить социальное дистанцирование среди населения. Эти меры планировались как временные, но сейчас преобразования становятся постоянными и даже получили свое название – Slow street (Медленная улица). Новое веяние не обошло стороной и Алматы – аким города Бакытжан Сагинтаев еще месяц назад сообщил о пилотном проекте по созданию в Алматы временных пешеходных зон в период пандемии. Но только после стабилизации эпидемиологической обстановки. 

Журналисты «Курсива» прогулялись по улицам Нур-Султана, Алматы и Шымкента и посмотрели, какие планы прошлых лет по организации пешеходных улиц удалось реализовать градоначальникам.

Нур-Султан

Столицу от других казахстанских мегаполисов отличает суровый климат, возможно, именно по этой причине в Нур-Султане пока лишь одна пешеходная улица – бульвар Нурлы жол от Дома министерств до Парка влюбленных, расположенного напротив торгового центра «Хан Шатыр». Но год назад в Нур-Султане разработали программу благоустройства на пять лет, включающую развитие пяти полицентров: в районе старой площади (1,6 га); в районе улицы Бейбитшилик (2 км) и проспекта Богенбай батыра (2,1 км); в районе ТЦ «Евразия» (15 км); улицы Косшыгулулы (1,65 км); в районе улиц Азербаева, Кошкарбаева и Жургенова (4,1 км). Общая протяженность пешеходных улиц на первом этапе благоустройства составит 27 км. Во сколько обойдутся преобразования столичному бюджету, в акимате сказать затруднились, сославшись на отсутствие проектно-сметной документации (ПСД).

Что касается ближайших преобразований, то они затронут улицу Ж. Омарова от проспекта Республики до Казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. В этом году благоустроят участок от дворца «Жастар» до улицы Ауэзова и реконструируют существующий фонтан – улица уже перегорожена для ремонтных работ.

IMG_8424.JPGФото: Аскар Ахметуллин

В следующем году займутся отрезком от улицы Ауэзова до улицы Бейбитшилик. Если все пойдет по плану, в 2021 году около дворца «Жастар» появится городское пространство для пешеходов без доступа автотранспорта. Вокруг монумента «Дружба народов» сделают фонтанный комплекс, от которого будет течь ручей, замыкающийся сухим фонтаном. Вдоль ручья расположат водные аттракционы. Еще один сухой фонтан сделают возле Казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. Кроме фонтанов пространство обустроят малыми архитектурными формами и инсталляциями. Здесь появится велодорожка, теневые навесы, игровые зоны, детские площадки и общественный туалет. На реконструкцию улицы Омарова выделено 3,8 млрд тенге. 

Алматы

Самым пешеходным городом в стране остается Алматы, хотя целостной концепции пока не получилось – пешеходные зоны фрагментарно раскиданы по историческому центру города. 

Масштабная реконструкция улиц по проекту Яна Гейла началась в южной столице в 2017 году. За 2017–2018 годы из местного бюджета, согласно отчету управления строительства города Алматы, было потрачено 16,3 млрд тенге. 

Преобразование в прогулочный бульвар улицы Панфилова от Жибек жолы до Кабанбай батыра обошлось бюджету в 2,1 млрд тенге. Здесь сделали освещение, установили сухие фонтаны, скамейки, скульптуры и детские площадки. Еще 1,9 млрд тенге потратили на модернизацию пешеходного отрезка улицы Жибек жолы. Около 1,3 млрд тенге ушло на фонтаны, скамейки и зеленые насаждения в районе площади Астана. А на преобразование в «полупешеходные» Кабанбай батыра и Гоголя – еще по 1,1 млрд тенге. На освещение, тротуарную плитку, арыки, новые указатели и озеленение проспекта Назарбаева в 2018 году потратили 4,9 млрд тенге, но пешеходным он не стал. Остальные деньги ушли на реконструкцию променадной части проспекта Абая: здесь улучшили прогулочные зоны, расширили арыки и установили фонтаны разных типов.

Жибек жолы между Сейфуллина и Желтоксан_2.jpgФото: Офелия Жакаева

В 2019 году городская администрация задумала соединить существующие и планируемые пешеходные зоны вокруг исторического центра города малым пешеходным кольцом длиной 18 км. Маршрут должен был пройти по Абая, набережной реки Есентай, Толе би и Достык. Кроме этого планировали сделать прогулочной набережную реки Есентай выше Аль-Фараби, набережную Малой Алматинки, продлить пешеходную Жибек жолы до Сейфуллина, преобразовать улицу К. Байсеитовой в районе Главпочтамта и переоборудовать площадь перед Центральным парком культуры и отдыха.

Прогулявшись в минувшие выходные по центру города, мы убедились, что пешеходное кольцо пока так и осталось в планах, как и променад вдоль Малой Алматинки. 

Набережную реки Есентай реконструировали лишь выше Аль-Фараби – здесь на отрезке 2 км установили габионы, мосты и спуски к реке, сделали прогулочную дорожку с лавочками, урнами, беседками и детскими площадками. 

Жибек жолы, действительно, удлинили до Сейфуллина. Но часть улицы от Абылай хана до проспекта Желтоксан пешеходной так и не стала, там по-прежнему автопарковка.
 
Улицу Байсеитовой между Богенбай батыра и Кабанбай батыра реконструировали – сейчас там уютное тенистое место для прогулок с детской и спортивной площадками.

На площади перед Центральным парком культуры и отдыха появился сухой фонтан – им заменили фонтан-чашу, установленный 15 лет назад и уже начавший крошиться. 

О дальнейших планах в акимате и управлении городского планирования и урбанистики не рассказали, сообщив лишь, что «все вопросы отложены до конца карантина».

Шымкент

Шымкент стал пешеходным в 2018 году. За год в городе реконструировали для пешеходов три улицы – Бекет батыра, Бейбитшилик и набережную реки Кошкар-ата. 

Самую первую пешеходную зону протяженностью в один километр открыли в мае 2018 года на улице Бекет батыра. На местном «Арбате» установили скамейки, освещение, высадили 700 саженцев и 1 тыс. роз. Деньги в размере 800 млн тенге выделили из бюджета города на содержание парков, и какая доля из них ушла на реконструкцию улицы – выяснить не удалось.

В том же году, спустя пару месяцев, открыли второй променад – вдоль набережной реки Кошкар-ата. Правда, набережная никогда и не была автомобильной – сюда выходят задние дворы частного сектора, и раньше местные жители просто сваливали здесь мусор. 

Следующие четыре месяца ушли на реконструкцию улицы Бейбитшилик – к 1 декабря 2018 года она стала полностью пешеходной, проезд для автомобилей закрыли. На ее преобразование из бюджета ушло почти 600 млн тенге. За эти деньги на улице длиной 430 метров и шириной 35 метров установили семь фонтанов, 90 скамеек, 12 архитектурных форм и около 100 крупных и малых светильников, да еще разместили над головами пешеходов 12 светящихся по вечерам ангелов. Улица быстро стала популярной среди горожан – сюда приезжают погулять местные жители со всех районов города и привозят гостей. Недовольны остались только некоторые владельцы квартир на шымкентском «Арбате» – по их мнению, по вечерам там стало слишком светло и шумно.

В том же 2018 году были озвучены планы о преобразовании в пешеходную улицы Аскарова, параллельной променаду по Бейбитшилик. Но проект четвертого «Арбата» в Шымкенте пока так и не реализован. В новых планах акимата – организовать этнотуристический центр по улице Айтеке би от площади Ордабасы до старого автовокзала. Преобразования подразумевают снос жилых и коммерческих объектов, но проектно-сметная документация пока не разработана и, соответственно, о стоимости задумки говорить рано.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg