Перейти к основному содержанию

2572 просмотра

Зачем экологи Павлодара вызывают промышленных гигантов в онлайн

Токаев поручил взять охрану окружающей среды в индустриальных центрах под особый контроль

Фото: Shutterstock.com

Касым-Жомарт Токаев во время первого визита в Павлодарскую область в качестве президента страны среди важнейших обозначил вопрос состояния окружающей среды.

«Мы уделяем огромное внимание здоровью нации, пропаганде здорового образа жизни. Но наблюдаются бесконтрольные выбросы предприятий. В промышленных центрах складывается критическая экологическая ситуация. Поэтому, вовсе не драматизируя данную ситуацию, просил бы правительство и акимат взять эту тему под особый контроль», – сказал глава государства, выступая перед общественностью.

И подчеркнул, что рейтинг государства в значительной степени определяется уровнем экологической безопасности.

Он не первый, кто обратился к теме загрязнения воздуха. В Павлодарской области она не нова и входит в число самых обсуждаемых. Жители городов недовольны качеством воздуха, о чем пишут в социальных сетях и на сайтах акиматов. Столь же часто звучат обвинения в адрес сосредоточенных в регионе крупных энергетических, обрабатывающих, добывающих предприятий. Но цифры, озвучиваемые государственными органами в ответ на претензии населения, утверждают, что нормы содержания загрязняющих веществ соблюдены и системных превышений эмиссий в окружающую среду не происходит.

В департаменте экологии по Павлодарской области говорят, что в своих выводах апеллируют к закрепленным законодательством нормативам.

За основу берутся и данные инструментальных замеров, которые осуществляют сами предприятия, а также РГП «Казгидромет». В функции последнего входит государственный мониторинг качества атмосферного воздуха, в его же распоряжении более десяти экологических постов, установленных в Павлодаре, Экибастузе и Аксу. Если верить зафиксированным оборудованием показателям, критических превышений уровня загрязнения воздуха не возникает годами.

«Так, согласно показателям «стандартного индекса», применяемого для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха за месяц, по Павлодару в 2018 году по сравнению с 2017 годом ситуация даже улучшилась.То есть уровень загрязнения с категории «высокий» перешел к «повышенному». По городу Аксу он остался прежним. А по Экибастузу, наоборот, показатели стандартного индекса ухудшились», – рассказал «Курсиву» руководитель департамента Данияр Алиев.

Но годовой показатель, по словам представителя департамента, в трех населенных пунктах продемонстрировал ухудшение.

«Вместе с тем в течение последних лет сигналов о наступлении высокого уровня загрязнения с превышением концентрации вредных веществ в атмосфере более 10 ПДК не было, – говорит Данияр Алиев. – По всем показателям выходит, что экологическую обстановку нельзя считать из ряда вон выходящей».

Как посмотреть

Однако при этом в распоряжении экологов и другие официальные данные: в прошлом году предприятиями области отправлено в атомферу 716,2 тыс. тонн выбросов. За год объем увеличился почти на 100 тыс. тонн. И снова власти успокаивают: установленный лимит для области в 980 тыс. не достигнут.

Существующие очистные сооружения предприятий теплоэнергетики и металлургии способны улавливать только твердые – взвешенные – частицы выбросов в виде пыли, сажи, золы, а газовые составляющие поступают в воздух без какой-либо очистки. В них присутствуют химические соединения 1–2-го классов опасности. При этом специфичный для промышленных выбросов оксид азота системой годовой оценки состояния атмосферы не учитывается. Впрочем, как и ряд других веществ, говорят в департаменте.

«Противоречий много, и их надо устранять, чтобы дойти до истины. И делать это комплексно. Например, у нас в области все энергостанции нарастили выбросы. А экологические посты Казгидромета как не выявляли превышений, так и не выявляют. В данном случае надо провести углубленное исследование с привлечением независимых лабораторий», – говорит руководитель департамента экологии.

По мнению Алиева, необходимо призывать на помощь высокие технологии. Они помогут объединить в один поток данные, поступающие из разных источников. Без этого существующая в стране Единая государственная система мониторинга окружающей среды практически мертва.

«Представьте себе, мы – уполномоченные государственные органы – к ней не подключены, не способны данные мониторинга принимать. Нет программы, которая могла бы их считывать. В свою очередь, оборудование Казгидромета не может по техническим причинам получать информацию напрямую с измерительных постов самих предприятий. Хотя закон предписывает, что в единую систему должны поступать не только замеры Казгидромета, но и с промышленных объектов. Да и сами заводы не спешат автоматизировать этот процесс, приобретать IT-оборудование и посылать показатели в онлайн-режиме. Ни один субъект этого не сделал», – говорит спикер.

Предложение по оптимизации государственной системы мониторинга госорган адресовал в вышестоящий Комитет экологического регулирования. Что касается предприятий, они ведут подготовку к переходу на умные замеры. Как сообщил на запрос «Курсива» руководитель ТОО «Экибастузская ГРЭС-1 им. Б. Нуржанова» Мади Абишев, планом мероприятий по охране окружающей среды на станции предусмотрено внедрение системы автоматизированного экологического контроля на границе санитарно-защитной зоны. Но только в 2022 году.

«А в текущем на мероприятия по снижению нагрузки на окружающую среду выделено 185,8 млн тенге», – уточняют на станции.

На предприятии считают, что автоматизация выгодна и им, так как она снизит нагрузку проверок на предмет соблюдения экологических требований. В профильном госоргане уверены, что контроль необходим – по крайней мере, пока работа заводов не станет максимально прозрачной. А до этого далеко.

«В стране действует Предпринимательский кодекс, его положения не позволяют инспекционной службе оперативно проводить проверочные мероприятия. Каждый акт о назначении проверки требует регистрации в органах по правовой статистике и специальным учетам с предоставлением подтверждающих материалов нанесения вреда, на что затрачивается ценное время. И факт ненормативного выброса доказать крайне сложно», – отметил Данияр Алиев.

По его мнению, есть и другие законодательные рамки, которые не позволяют реально оценивать уровень загрязнения атмосферы городов. Нужна корректировка.

«Например, необходимо разработать национальную нормативную документацию по оценке уровня загрязнения населенных пунктов и их прогнозирования на перспективу развития предприятий. По каждому городу надо разработать программный комплекс, позволяющий рассчитывать оптимальные режимы работы предприятий с учетом метеопараметров. В любом случае государственная система мониторинга уровня загрязнения населенных пунктов подлежит кардинальному пересмотру. Необходимо внедрять IT-технологии, тем более что сейчас недостатка в них нет», – резюмирует собеседник издания.

Capture_0.PNG

3604 просмотра

Почему казахстанцам продолжают начислять налоги на давно проданные автомобили

Даже оплата транспортного налога за давно проданное авто еще не означает окончания проблем

Фото: Shutterstock

Извещения о больших долгах по налогам становятся неприятным сюрпризом для граждан страны уже несколько лет подряд. Невольными должникам оказываются в том числе те, кто продал свой автомобиль по доверенности в начале 2000-х годов.

На 1 января 2019 года задолженность по налогам имели 1,4 млн казахстанцев, общая сумма задолженности – 20,9 млрд тенге, из которых 6,6 млрд приходилось на начисленные пени. 70% задолженности приходилось на налог на транспортные средства. Такие данные озвучил летом вице-министр финансов РК Канат Баедилов, анонсируя проведение налоговой амнистии для физлиц (действует в республике до конца года; по ее условиям тем, кто оплатит основной долг до 31 декабря, начисленная пеня будет списана автоматически). Люди со значительными долгами по транспортному налогу – нередко вовсе не злостные налогоплательщики. Они просто продали свой автомобиль по генеральной доверенности – такая практика была широко распространена в Казахстане еще несколько лет назад.

Судя по архивным публикациям СМИ, в 2004-2005 годах до 70% казахстанцев управляли автомобилями на основании генеральной доверенности.

Почему была популярна доверенность

Популярность этого вида документов у населения объяснялась просто. В отличие от договора купли-продажи, на оформление которого вместе с учетными процедурами по передаче автомобиля от старого владельца новому хозяину уходило до трех рабочих дней, доверенность сроком на три года с правом продажи транспортного средства выписывалась в течение нескольких минут. Не так много времени занимала и регистрация нотариально заверенного документа в отделениях дорожной полиции – это было необходимо сделать в течение 10 рабочих дней. Даже несмотря на наличие внушительных очередей и обязательную сверку номеров кузова и двигателя автомобиля с данными техпаспорта, хватало трех-четырех часов.

Не менее важно, что услуги нотариуса даже вместе с ускоренной регистрацией доверенности в дорожной полиции в общей сложности стоили, например, в 2002 году максимум 4000 тенге. За полное оформление договора купли-продажи нужно было отдать 15 500 тенге ($100 на тот момент), при том что средняя заработная плата по стране в 2002 году составляла 20 305 тенге, а автомобиль Mazda 626 1989 года выпуска стоил $1800. Никто из казахстанцев, продававших тогда автомобили, и предположить не мог, что спустя много лет им придется заплатить за генеральную доверенность намного больше.

Проблема со стажем

Проблеме с долгами по транспортному налогу за проданные ранее по доверенности автомобили уже несколько лет, и она сохраняет актуальность – все больше казахстанцев узнают о своих задолженностях перед государством. Без погашения этих долгов нет возможности выехать за границу или взять кредит в банке. Чаще всего история начинается с квитанции за коммунальные услуги, где вдруг появляется графа с задолженностью по налогам на сумму, порой в разы превышающую ежемесячную зарплату даже высокооплачиваемого специалиста. И только после обращения в районные департаменты государственных доходов люди узнают, что им необходимо оплатить транспортный налог за автомобиль, проданный по доверенности более 10–15 лет назад. Получившие извещение бывшие автовладельцы обязаны погасить долги за последние пять лет, а также оплатить транспортный налог за текущий год вне зависимости – хоть и продали свой автомобиль по доверенности в 2001-м или, скажем, в 2004 году.

По словам одного из экс-владельцев внедорожника Nissan Patrol 1991 года выпуска, представившегося «Курсиву» Нуржаном Искаковым, ему предписано оплатить транспортный налог на общую сумму более 1,5 млн тенге. «Честно говоря, я уже и забыл, что у меня была эта машина. Только придя в налоговую, вспомнил о ней. Хороший внедорожник, только вот топлива ест много да и в обслуживании был дорогой. Налоги к тому же из-за объема двигателя были огромными. Потому и продал ее, как тогда было принято, по генеральной доверенности. В 2003 году это было. Покупатель, помню, обещал машину оформить на себя. Теперь оказывается, что до сих пор на мне висит. Неизвестно, где она находится. Может, за эти годы уже на запчасти разобрали», – рассказал «Курсиву» Нуржан Искаков.

Семья живущей в Алматы Татьяны Лысенко узнала о наличии долгов по транспортному налогу из полученной этим летом квитанции за коммунальные услуги. «У нас Mercedes был. Продали, кажется, в 2001 году. Людей, которым продавали, не помним. Где они и чем занимаются – не знаем. Налог мы оплатили еще в сентябре за несколько лет. Почти 300 тысяч тенге! Я была в ужасе и трансе! Но надо платить. Потому что если не сделать этого, то будут заблокированы все счета и водительские права», – заметила в беседе с «Курсивом» Татьяна Лысенко.

Справка на справке

Естественно, что следующим шагом всех людей, когда-то продавших свои автомобили по генеральной доверенности, становится попытка снять с учета машины, которые им уже давно фактически не принадлежат. Прежде всего для того, чтобы в будущем не платить налоги и штрафы «за того парня». Из бесед с бывшими владельцами автомобилей выясняется, что сделать это не так уж и просто – в первую очередь потому, что ни у кого из них нет на руках техпаспорта и каких-либо других правоустанавливающих документов. В итоге процедура по снятию машин с учета затягивается на несколько месяцев. Семья Татьяны Лысенко занимается этим с сентября, и процесс еще не завершен. «Справку об уплате долгов и отсутствии задолженностей в налоговом комитете выдают через пять рабочих дней. Ехать с нею в автоЦОН бесполезно. Там сразу же отправляют в районное отделение дорожной полиции. Если вдруг оказывается, что машина проходит по базе, как находящаяся где-то под арестом, то в дорожной полиции говорят, что сначала надо получить справку у судебных исполнителей о снятии с нее ареста. Надо подождать еще 15 дней. Со справкой от судебных исполнителей, выданной на основании справки от налоговой, едешь за справкой в дорожную полицию. Ждешь еще 10 рабочих дней. Наконец, со справкой от дорожной полиции едешь в автоЦОН, где обещают выдать документ о снятии автомобиля с учета в течение, опять же, 15 не календарных, а рабочих дней», – поделилась своим опытом с «Курсивом» Татьяна Лысенко. Она недоумевает, почему дорожная полиция и Комитет госдоходов не договорились организовать процесс по снятию проданных ранее по генеральным доверенностям автомобилей по принципу одного окна, ведь проблема носит массовый характер. «Людей с такими же проблемами, как у нашей семьи, – воз и маленькая тележка. И каждому по нескольку раз приходится отпрашиваться с работы. Разве это нормально? Неужели ничего нельзя сделать?» – возмущается жительница Алматы.

Алгоритм от госорганов

Госорганы РК в курсе проблем населения, связанных с распространенной почти до 2009 года практикой продажи автомобилей без заключения договоров купли-продажи и трудностями снятия с учета оформленных по доверенностям машин. Еще в декабре 2013 года на тот момент заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос Мураталиев признал усугубившееся положение бывших собственников автомобилей после ужесточения правил по сбору транспортного налога. «По сложившейся практике сведения о собственниках транспортных средств передавались в налоговые органы для налогообложения, о чем многие и не знали. Автомобили стареют, изнашиваются, могут получить повреждения в ДТП. В общем, выходят из строя по самым разным причинам. В этих случаях новые фактические владельцы и не собирались снимать их с учета, в лучшем случае перепродавая машины на запчасти. При этом судьба государственных номеров и свидетельств о регистрации транспортных средств никого не интересовала», – констатировал Жандос Мураталиев.

Тогда же, в 2013 году, был предложен и новый порядок снятия с учета автомобилей, проданных по доверенностям в конце 90-х – начале 2000-х годов, который действует до сих пор. Бывшим собственникам автомобилей следует, предварительно выплатив долги по транспортному налогу, явиться в автоЦОНы с письменным заявлением об обстоятельствах вывода транспортных средств из фактического владения, а также утраты государственных регистрационных номеров и документов на автомобиль. Кроме того, в заявлении необходимо по возможности указать имя, фамилию и место жительства лица, время продажи автомобиля и другие сведения, которые позволяют сделать вывод об отсутствии эксплуатации транспортного средства в течение трех последних лет. Соответственно, только при представлении всей этой информации, которая будет сверена с данными о прохождении техосмотров, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, камер видеонаблюдения и сотрудников дорожной полиции, у людей, продавших автомобиль по доверенности, появляется возможность снять его с учета в установленные законодательством сроки.

Предложение снизу

Бывший владелец внедорожника Nissan Patrol Нуржан Искаков скептически относится к возможности снять свою былую собственность с учета. Он не помнит ни места совершения сделки, ни даже имени того человека, которому он продал свою машину. «Все, что я помню, – это приблизительное место, где находился офис нотариуса. Их тогда там много было, а сейчас на этой улице стоят новые дома и нет ни одного нотариуса. Мне кажется, что на самом деле проблема таких, как я, попавших в передрягу людей решается достаточно просто. Нужно всего лишь объявить о замене выпущенных 15-17 лет назад государственных номерных знаков с обязательным запретом их эксплуатации», – предложил алматинец, который пока не знает, где найти 1,5 млн тенге на уплату транспортного налога, начисленного на автомобиль, которого у него давно нет.

инф1.png

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций