Зачем акимам в Восточном Казахстане планшеты Samsung

«Курсив» провел анализ объявлений о госзакупках

Фото: Shutterstock.com

Объявления о закупке планшетов Samsung Galaxy Tab Active 2 опубликовали в этом году сразу несколько акиматов ВКО. В их числе администрации города Курчатова, сельских округов и поселков Абайского и Жарминского районов.

Акимат Курчатова разместил лот о приобретении пяти самсунгов плановой стоимостью 1,6 млн тенге (333 тыс. – шт.). Но выигравший конкурс поставщик (ИП «Balausa and K») снизил эту сумму до 725 тыс. тенге, предложив планшеты по 145 тыс. тенге (все суммы указаны без учета НДС).

«Курсив» обратился к властям моногорода с просьбой объяснить, зачем чиновники приобрели гаджеты и как их планируют использовать. Заместитель акима Курчатова Нурбек Кошкарбаев рассказал, что планшеты были закуплены для полицейских по просьбе руководства областного департамента полиции в рамках программы цифровизации Казахстана и антикоррупционых мероприятий. По его словам, гаджеты нужны стражам правопорядка для составления электронных протоколов.

Аналогичный ответ дал и аким Караульского сельского округа Абайского района Мейржан Смагулов. В Карауле тоже купили пять самсунгов для полицейских за 750 тыс. тенге (150 тыс. – шт.). Плановая стоимость лота – 850 тыс. тенге.

Но новое оборудование для стражей правопорядка закупают не только акиматы, но и непосредственно департамент полиции ВКО и его местные структурные подразделения. В Риддере взяли четыре Samsung Galaxy Tab Active 2 по 152 тыс. тенге каждый. Пять планшетов этой же модели приобрели в Аягозе, но уже по 255 тыс. тенге за штуку. А вот областное ведомство закупило у ТОО «NSC» 55 планшетов за 7,6 млн тенге, то есть каждый обошелся в 138 тыс.

Все акиматы и отделы указывали в конкурсной документации, что хотят приобрести именно Samsung Galaxy Tab Active 2. Только в технической спецификации, заявленной департаментом, не была прописана определенная торговая марка. Впрочем, по заявленным параметрам в интернет-магазинах удалось подобрать самсунг только одной модели.

Главное, выгодно продать

Разбег цен на планшеты более чем в 100 тыс. тенге можно было бы объяснить характеристиками приобретаемых моделей, но в большинстве случаев документы технической спецификации словно написаны под копирку.

Сравнив требования, которые выдвигали в акимате Караула, с запросом отдела полиции Аягозского района, можно увидеть, что они совпадают на 99,9%. Единственное отличие – срок гарантии. В первом случае заказчик просит год, во втором – три года.

Судя по данным портала госзакупок, планшеты за 255 тыс. тенге в Аягоз поставляла компания Constant. Форма собственности фирмы не указана даже в заключенном договоре, размещенном на сайте, в отличие от контактного номера телефона. «Курсив» позвонил в данную организацию с просьбой прокомментировать стоимость оборудования.

Представитель поставщика пояснил, что в случае с Аягозом Constant просто выставил выгодную для себя цену и выиграл конкурс, заявив из всех четырех участников самую низкую стоимость. В фирме также заметили, что после того, как для полицейских стали закупать Samsung Galaxy Tab Active 2, вслед за спросом повысилась и цена на данную модель до 210–220 тыс. Но на «Яндекс маркете» 14 июня стоимость планшета начиналась со 176 тыс. тенге.

О том, что полицейским области будут приобретать планшеты, еще в конце 2018 года на одной из отчетных встреч с населением заявил начальник департамента полиции ВКО, генерал-майор Жанарбек Бактыбаев. По его словам, составление электронного протокола заметно экономит время: вся процедура вместе с распечаткой квитанции на оплату штрафа занимает 3–5 минут, тогда как при работе по старинке полицейские тратят до четверти часа.

Тогда же генерал-майор рассказал, что «подключить» разом всех полицейских к цифровым технологиям не удастся, так как для приобретения оборудования необходимо около 3 млрд тенге. Поэтому переход в электронный формат работы растянется на 2–3 года.

Судя по лотам на сайте госзакупок, процесс цифровизации полицейской службы пока наиболее активно идет на западе и юге Казахстана. Департамент полиции Шымкента приобрел 1 402 планшета за 321,5 млн тенге (стоимость единицы – 165,1 тыс. тенге). Аналогичное ведомство Туркестанской области закупает 425 гаджетов по 154 тыс. тенге каждый. Еще один крупный лот о покупке 248 электронных устройств по 159,9 тыс. тенге объявили в ЗКО. Во всех случаях запрашивается товар с характеристиками, по которым в онлайн-магазинах предлагают Samsung Galaxy Tab Аctive 2.

Дареному гаджету…

На портале goszakup.gov.kz можно найти и объявления о закупке госучреждениями смартфонов. 13 лотов на приобретение более 20 умных сотовых телефонов с начала 2019 года разместило управление по развитию языков ВКО. Стоимость мобильных устройств – от 13 до 80 тыс. тенге. В конкурсной документации указаны конкретные модели определенных производителей – Samsung, BQ.

Судя по заявленным характеристикам, самые дорогие смартфоны будут иметь сканер отпечатков пальцев, всевозможные датчики и камеру с 24 Мп. В управлении «Курсив» заверили, что приобретают гаджеты не для работы госслужащих, а в качестве подарков для победителей различных конкурсов на знание языков. При этом разбег цен и разный функционал выбранных моделей объясняют тем, что есть градация призов по занятым участниками местам.

То же целевое назначение указали и в Восточно-Казахстанском региональном научно-практическом центре «Дарын», разместившем на сайте объявления о закупке 25 ноутбуков, 151 планшета и 30 сотовых телефонов. На их приобретение было выделено около 10 млн тенге. Анализ итогов по разыгранным лотам показал, что закупаются бюджетные модели. Так, стоимость одного планшета составила 16,4 тыс. тенге. В других регионах Казахстана так же стараются взять на призы недорогие мобильные устройства. Цена сотовых телефонов, к примеру, стартует от 3,4 тыс. тенге.

Крупные лоты о приобретении более 750 мобильных и ноутбуков на общую сумму, превышающую 173 млн тенге, разместило управление координации занятости и социальных программ ВКО. Как проинформировали «Курсив» в данном ведомстве, все электронные устройства предназначены для людей с ограниченными возможностями. В ВКО их зарегистрировано 56 тыс. человек.

В управлении отмечают, что компенсаторные средства, к которым относятся и электронные устройства, ежегодно приобретаются за счет бюджета. Общий объем финансирования этого года – 629 млн тенге.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg