Как живут в эвакуационных пунктах жители Арыси

Сотни людей оказывают помощь пострадавшим арысцам

Фото: Сергей Павленко

Около 130 жителей Арыси прибыли и были в размещены в школе–интернате «Дарын» Казыгуртского района Туркестанской области только в течение вечера 24 июня и последующей ночи. Учебное заведение стало временным домом для эвакуированных из железнодорожного городка, пока в нем устраняют последствия ЧС. 

Эвакопункт в «Дарыне»

В Казыгуртском сельском округе для пострадавших из Арыси организованы два эвакопункта. Первый – в школе–интернате «Дарын», еще один – в профессионально-техническом колледже. Как рассказал kursiv.kz аким Казыгуртского сельского округа Кайрат Садыков, с момента трагедии в  Арыси в районе был создан оперативный штаб, куда стекалась вся информация по эвакуированным людям из Арыси, куда же впоследствии стала поступать помощь пострадавшим от жителей Казыгурта. 

комната в эвакопункте.jpg

«До 10 часов вечера 24 июня в «Дарыне» было размещено около 50 человек, после 24.00 и до 3-4 часов ночи прибыло еще 57 человек. Вчера утром привезли 10 человек. 24 июня в эвакопункт в колледже привезли и разместили около 200 человек», – сообщил Кайрат Садыков. 

Уже при входе в «Дарын» видно, что местные власти контролируют ситуацию, стремятся четко организовать жизнедеятельность эвакопункта. В фойе школы регистрируют прибывших и вносят данные в компьютер. По соседству медсестра сортирует поступившие от неравнодушных людей упаковки с гигиеническими принадлежностями – памперсами, мылом, туалетной бумагой. Здесь же, у столов, – блоки с минеральной водой. Любой может брать воду без ограничения.

сбор одежды.jpg

Одно из классных помещений выполняет роль склада поступающей одежды и обуви, которую также собирали местные жители для нуждающихся. В классах школы, которые отданы под эвакопункт, установлены двухъярусные кровати. Где-то по три, где-то – по четыре. 

пострадавшие в эвакопункте.jpg

«В школе «Дарын» находятся около 120 беженцев. Вчера утром в семь часов утра 20 человек выехало, но 23 и прибыло. Все выбывшие были размещены у родственников. Среди пострадавших – около 60 человек подростки до 15 лет, шесть малышей до года. Их было десять, но четверых забрали родственники. В эвакопункте размещены одна женщина с инвалидностью и три пожилых человека. Организовано круглосуточное дежурство. Постоянно на пункте находятся один врач и три медицинских сестры. Необходимые лекарства есть, средств гигиены достаточно», – рассказал дежурный врач из центральной районной больницы Казыгуртского района Куралбек Бердикулов

Врач Куралбек Бердикулов.jpg

Всем нуждающимся, по словам медиков, была оказана необходимая медицинская помощь. В эвакопункт поступили две беременные женщины. Врачи их осмотрели и констатировали, что здоровье стабильно, состояние в норме. 

В беде не бросили 

Всех прибывших из Арыси сразу накормили ужином. С утра была рисовая каша, чай, кофе, хлеб, сыр, колбаса. На обед у пострадавших был плов, а на ужин – бешбармак, организацию которого взял на себя местный предприниматель. 

столовая.jpg

«Этот эвакопункт рассчитан на 150–200 человек. У нас всего пока хватает. В достатке продуктов. Надо сказать спасибо спонсорам, которые оказывают большую помощь, берут на себя расходы по приготовлению пищи, снабжению медпринадлежностями и средствами гигиены», – присоединился к медикам аким Казыгуртского сельского округа Кайрат Садыков, с которым корреспондент kursiv.kz прошел к школьной столовой. 

учет.jpg

Здесь вовсю кипела работа. Были накрыты столы к приему пищи. «Обслуживают приезжих и сотрудники районного акимата, и местные жители. Также для оказания помощи пострадавшим вызвали персонал школы, учителей, старшеклассники пришли помогать сами. У нас столовая рассчитана на 126 человек. Поэтому всем места хватит. Хватит и продуктов, чтобы накормить всех людей», – заверила директор школы-интерната «Дарын» Клара Курбанбаева

директор школы Клара Курбанбаева.jpg

Но и это еще не все. У подъезда школы дежурит микроавтобус, который отвезет пострадавших от ЧС в баню. А местные жители разложили на столах яблоки, сливы. Принесли айран, молоко, свежие лепешки: «Кушайте, на здоровье».   

в баню.jpg

Как это было 

В классных комнатах на кроватях – эвакуированные из Арыси. Они еще не могут отойти от пережитого. Многие в Казыгурт прибыли без документов и родственников, не зная ничего об их судьбе и не имея с ними связи. В первые минуты трагедии, если судить по рассказам горожан, в Арыси царила паника и неразбериха. 

ВАлентина Горбова.jpg

Восьмидесятилетняя Валентина Яковлевна Горбова находилась в квартире, когда произошел первый взрыв. Потом увидела, что все соседи бегут, но сама бежать не могла – здоровье не то: пожилая женщина едва ходит. «Раздался второй взрыв, такой силы, что стекла с рамами вынесло. А я взяла иконку, села около буфета на кухне, сижу и думаю: убьет, значит, так тому и быть, а не убьет, значит, Бог миловал. Три часа шла стрельба и взрывы, а меня даже осколок стекла не тронул. А в зале – три окна и в спальне одно окно, там стекла повылетали. А на кухне все стекла целые», – рассказала Валентина Горбова.

Позже пришел сосед и вызволил старушку. «Я в окошко стала стучаться – была закрыта, боялась, что меня забудут. Но Саша с полицией вот в чем была – так и усадили в машину. Только на дорогу выехали, как взрывная волна как даст! Думала, все, конец. Но успели уехать с Арыси», – продолжает, не в состоянии сдержать слезы, Валентина Яковлевна.

Рассказы о дне трагедии у многих жителей Арыси начинаются схоже. Были заняты домашними делами или шли по своим надобностям, когда начались взрывы. Так произошло с Галиной Федоровной Лосевой

«Я пошла утром рано на рынок, хотела зайти в аптеку. Но тут взрыв – и стекла в аптеке повыбивало. Сразу сын позвонил, говорит: давай скорее домой. А машины едут, но никто не останавливается. Вместе с сыном вышли на трассу, пытались остановить машину, чтобы из дома забрать родную сестру и больную мать. Долго останавливали, а когда приехали во двор, тут как взорвется – и машину закачало. Водитель едва удержал  руль. Меня сын отправил из Арыси, а сам вернулся домой, чтобы бабушку с сестрой забрать», – поделилась Галина Лосева. 

Спасибо вам, люди 

Галину Федоровну увидела в мечети у Бекжан-базара Роза Орманова. Просто жительница Шымкента, которая днем, находясь в такси, прочитала сообщения из соцсетей о трагедии в Арыси. «Все, что было в ватсапе, смотрела. За людей были страх и волнение, что с ними будет. А когда приехала в Шымкент, то пришло сообщение, что всех людей везут в мечети. Поехала в «Ак мечеть», думала: возьму к себе домой 10–20 детей. Говорили, что людям идти некуда», – рассказала Роза Орманова. 

Роза Орманова.jpg

На вопрос kursiv.kz о материальных возможностях женщины, которые позволяют разместить дома два десятка детей, собеседница ответила: «Я обеспеченная, но не богатая. Не могу сказать, что все дети были бы обеспечены кроватями. Но накормить – я бы всех накормила и искупала. В мечети народу много. Дети, взрослые – зрелище тяжелое. Я хотела взять семью с младенцами. Но предложила остановиться у меня двум бабушкам, потому что другие не могли поехать со мной, так как искали родственников. Привезла к себе Галину Федоровну. Искупали, накормили, затем нашли ее родственников, которые уже находились в эвакопункте Казыгуртского района. Галина Федоровна захотела остаться с родными». 

Семья воссоединилась. Теперь осталось дождаться возвращения домой. Арысцы говорят: «Спасибо вам, бескорыстные люди!».

Напомним, утром 24 июня в городе Арысь Туркестанской области начался пожар на военных складах, после чего последовали взрывы хранящихся там боеприпасов.

Властями было принято решение эвакуировать город. В связи с ситуацией Туркестанскую область посетил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он поручил принять первоочередные меры по обеспечению оперативного размещения граждан, потерявших жилье, и оказанию всесторонней помощи пострадавшим, в том числе медицинской.

Глава государства также поручил правительству и акимату области выполнить расчёт стоимости восстановительных работ и обеспечить выделение необходимых средств из резерва правительства для восстановления жилья, инженерных сетей, социальной и другой инфраструктуры.

Кроме того, министр обороны Казахстана Нурлан Ермекбаев заявил, что на военном складе, который утром взорвался в Арыси, не хранились наиболее мощные и опасные авиационные боеприпасы и бомбы. «Никаких радиоактивных боеприпасов или снарядов, ничего там не хранилось. Никакой опасности радиации не существует», – сказал министр.

В Казахстане во многих крупных городах начался сбор гуманитарной помощи для жителей Арыси. Гуманитарную помощь собирают и граждане, и власти, и различные общественные организации.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg