Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3646 просмотров

Как миграционные ограничения мешают развитию туризма в Казахстане

Иностранные граждане регулярно сталкиваются с проблемой регистрации

Фото: Shutterstock

Рекламная кампания по продвижению Казахстана как туристического направления в разгаре – профессионально сделанные видеоролики, демонстрирующие бескрайние степи Сарыарки, величественные горы Заилийского Алатау, а также ультрасовременную архитектуру Нур-Султана и Алматы крутят в эфире таких телеканалов, как Euronews или BBC.

Время от времени эти ролики всплывают на популярных сервисах в интернете. Наконец, свою роль по привлечению гостей из дальнего и ближнего зарубежья играет и возрастающая мировая популярность казахстанских звезд спорта и шоу-бизнеса. 

Особого роста не наблюдается

Несмотря на пропагандирующую привлекательность Казахстана масштабную рекламную кампанию и введенный на 2016–2017 годы безвизовый въезд для граждан 60 стран мира, говорить о резком увеличении потока туристов не приходится. По данным нацкомпании Kazakh Tourism, в 2018 году Республику Казахстан в общей сложности посетили 8,5 млн человек, что на 10% больше по сравнению с «эталонным» 2017 годом, когда в столице страны проводилась специализированная международная выставка EXPO-2017. В то же время, заполняя миграционную карту при въезде в Казахстан, цель визита «туризм» указали лишь 81 635 зарубежных граждан. 

Одна из причин, которая препятствует увеличению турпотока из-за рубежа, – существующая в Казахстане практика обязательной регистрации иностранцев непосредственно в миграционной полиции в течение пяти дней после въезда в страну.

Подобные нормы есть и в ряде других стран мира, например, в России, Беларуси, Узбекистане и даже в Австрии. Но это скорее исключение из правил. В большинстве государств приезжающие туристы если и заполняют миграционные карты, то только непосредственно при пересечении границы. Дополнительного посещения представительств ведущих учет иностранных граждан органов внутренних дел от них не требуется. 

История Мариты

Справедливости ради надо заметить, что и в Казахстане преду­смотрена регистрация только на пограничных пропускных пунктах. Для этого на бортах авиакомпаний, которые выполняют рейсы в нашу страну, за несколько минут до посадки раздаются бланки миграционных карт. Но, судя по публикациям как в зарубежных изданиях, так и в социальных сетях, в Казахстане иностранные граждане регулярно сталкиваются с проблемой регистрации: с последующими штрафами, запретами на въезд и невозможностью вернуться домой в течение нескольких дней. 

В подобную историю попала гражданка Боливии Марита Патиньо, которая поведала о своих злоключениях в Казахстане на Alanexmundo – популярной в испаноязычных странах блог-платформе о путешествиях. Она пишет, что, решив в 2018 году съездить на Рождество в Казахстан, не могла и предположить, с чем столкнется в своем путешествии. «К сожалению, моя поездка была омрачена проблемой с миграцией. Никто не сказал мне, что я должна зарегистрироваться в миграционной службе в течение четырех дней после прилета. Когда я об этом узнала, шел уже 10-й день. Я сразу пошла в миграционную службу в Алматы, но там никого не было. Потом оказалось, что там могут говорить только на английском языке. Я стала искать переводчика, чтобы провести процедуру регистрации. Никто мне не стал помогать. Меня привели в суд, который принял решение о моей депортации. Теперь я не смогу поехать туда в течение пяти лет», – поделилась Марита Патиньо. Другие ее замечания касались того, что в Казахстане плохо устроен сервис по осмотру достопримечательностей, а работающие в государственных органах люди совершенно не дружелюбны. 

Можно, конечно, сказать, что путешественница из фешенебельных кварталов Сукре сама виновата в возникших у нее проблемах – информация о том, что при въезде в Казахстан необходимо заполнить миграционную карту, есть на всех интернет-ресурсах, посвященных путешествиям не только в нашу страну, но и в Узбекистан и Кыргызстан. Не заметить эту информацию невозможно, поскольку обычно она соседствует с инструкциями о соблюдении правил личной безопасности для туристов, то есть советами, как избежать в Казахстане кражи, грабежа, мошенничества или незаконных полицейских проверок. Но есть нюансы. К примеру, на странице «Казахстан: информация о путешествиях и безопасности» официального сайта МИДа ФРГ в разделе «миграционная карта» ничего не говорится о необходимости проходить регистрацию в отделениях миграционной полиции.

«При пересечении границы иностранные граждане должны предоставить так называемую миграционную карту. Миграционная карта обычно выдается авиакомпанией или находится на пограничном посту. Она должна быть заполнена путешественником и находиться при нем до выезда из страны. Пограничный орган подтверждает регистрацию иностранца в Казахстане печатью на миграционной карте. При отъезде карта снова предоставляется пограничной службе», – подчеркивается в памятке МИДа Германии.

Аналогичные строки можно увидеть в рекомендациях от внешнеполитических ведомств Великобритании, Франции, Испании и других стран. 

Путешествие бразильцев

На практике туристы сталкиваются с требованием не только заполнить миграционную карту, но и посетить миграционную полицию. Совсем свежая история: в конце мая с особенностями миграционного законодательства Казахстана столкнулись путешественники из Бразилии. Увидев рекламный ролик с предложением посетить нашу страну, они решили своими глазами посмот­реть на те самые величественные горы, бескрайные степи и современные города с уникальной архитектурой. Посмотрели, все это действительно понравилось. Но вот при выезде из республики выяснилось, что поставленные при въезде печати в миграционной карте недействительны, поскольку надо было пройти процедуру регистрации еще и непосредственно в миграционной полиции.

Бразильцев, которые до этого в течение десяти месяцев без проблем путешествовали по всему миру, снимают с авиарейса на Омск, а их дело передается в суд, который назначает штраф за отсутствие регистрации. В итоге путешественниками потеряны нервы, время и приличная сумма денег – на проживание и новые, более дорогие авиабилеты. Более того, после разлетевшегося по соц­сетям рассказа о злоключениях бразильцев выяснилось, что в подобные истории в нашей стране регулярно попадают граждане разных стран, и зачастую это именно туристы, которые не ожидали, что в миграционном законодательстве РК есть нюансы. 

В ожидании «лучших времен»

По мнению бывшего ведущего сотрудника казахстанского МИДа РК Казбека Бейсебаева, главной причиной возникновения конфликтных ситуаций с иностранными туристами является несогласованность действий между МИДом и МВД.

«Внешнеполитическое ведомство делает все возможное, чтобы привлечь в страну туристов из-за рубежа. Ради этого установлен безвизовый режим для граждан некоторых государств Европы, Америки и Азии. Перед МВД стоит задача обеспечить контроль над пребыванием иностранных граждан в Казахстане. На мой взгляд, проблемы, которые возникают в нашей стране у иностранцев, связаны с фактическим отсутствием четкой согласованности между этими двумя министерствами. Возможно, между ними не на достаточном уровне поставлена информационная работа. Как решить проблему? Во-первых, ту же регистрацию, из-за которой на границе периодически возникают конфликтные ситуации, можно перевести в режим online. Во-вторых, если мы действительно хотим развивать в своей стране туризм и ставим это в число своих приоритетов для граждан тех стран, которым мы уже дали безвизовый режим, вообще отменить регистрацию как таковую», – поделился своим мнением с «Курсивом» Казбек Бейсебаев. 

Со стороны МИД РК и МВД РК журналисту «Курсива» получить комментарии не удалось. Даже понять отношение ведомств к конфликтным ситуациям, возникающим при выезде иностранных граждан из Казахстана из-за отсутствия правильной регистрации, невозможно – ведомства хранят молчание, предпочитая не разбирать публично эти случаи. На неприятную тему представители МВД и МИД не захотели беседовать даже на условиях анонимности.

Между тем офтальмолог из чилийского города Саламанка Диамели Фабиола, которая, услышав голос Димаша Кудайбергена, заочно влюбилась в Казахстан, после прочтения публикации о проблемах с регистрацией решила отложить свою поездку в нашу страну «до лучших времен».
 


45437 просмотров

Почему произошел конфликт на Тенгизе

Собрали все самое важное

Фото: Shutterstock

По прошествии месяца после инцидента на Тенгизе работа по строительству завода третьего поколения (ЗТП) еще не возобновлена. Компания, занимавшаяся строительством, терпит убытки. А причиной конфликта могло стать отсутствие связи между руководством иностранной компании и казахстанскими работниками.

Cherchez la femme

Вкратце напомним, 29 июня работники компании Consolidated Contracting Engineering&Procurement S.A.L. Offshore (CCEP), ведущей строительно-монтажные работы на проекте будущего расширения (ПБР), устроили драку из-за фотографии казахстанской девушки, которую разместил у себя в социальной сети иностранный работник.

В компании «Курсиву» сообщили, что в результате беспорядков были повреждены офисные здания и другие служебные помещения CCEP.

«Также были зафиксированы факты пропажи имущества (рации) со склада компании. Однако наибольший ущерб компания понесла вследствие задержек строительных работ, что привело к дополнительным расходам, связанным с простоем персонала, и других факторов, которые повлияли на производительность и динамику проекта», – рассказали изданию на предприятии.

Здесь также отметили, что работа по строительству ЗТП на Тенгизе, которая была приостановлена в связи с беспорядками, еще не возобновлена.

«На остальных участках проекта будущего расширения беспорядков не было, но была проведена демобилизация персонала. К 1 июля все строительные объекты ПБР за исключением ЗТП работали в штатном режиме. Производственные объекты ТШО не прекращали работу», – сообщили «Курсиву» в отделе по связям с правительством и общественностью ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО).

Освобождены, но не сокращены

Между тем недавно 176 работников ТОО «Реформ строй», субподрядной организации ССЕР, оставшиеся без работы, обратились с жалобой в управление государственной инспекции труда Атырауской области. Как пояснил в комментариях «Курсиву» руководитель данного ведомства Игилик Аубакиров, у субподрядчика просто закончился объем работ, поэтому он вынужден был уволить рабочих.

«Контракт был заключен с марта 2018 года. В течение года работы были полностью выполнены. После завершения определенного вида работ действие заключенных трудовых договоров прекращается», – сказал он.

По его словам, у трудящихся компании «Реформ строй» контр­акт закончился в июне, но, несмотря на то, что в июле работы не производились, месячная заработная плата работникам будет выплачена полностью.

Госинспектор отметил, что сейчас межведомственная комиссия, созданная для исследования причин инцидента и организации труда на Тенгизе, продолжает свою работу.

Работодатель недоступен?

Стоит отметить, что после беспорядков на Тенгизе было много разных предположений о причинах, приведших к конфликту. Но главной остается версия о взаимоотношениях между работниками компании. Как отметил Игилик Аубакиров, рабочие хотели, чтобы руководство компании «услышало их».

«Обратной связи не было, не доносили информацию соответственно. То есть это упущение руководителей предприятия», – говорит г-н Аубакиров.

Ранее в социальных сетях сообщали, что у иностранных и казахстанских работников CCEP раздельное питание, местные трудящиеся жаловались на качество обслуживания в столовой. Однако в самой компании ответили, что все работники предприятия «обслуживаются на одинаковой основе независимо от расы, этнической принадлежности, возраста и религии».

«Любые обнаруженные нарушения подлежат рассмотрению в соответствии с политикой нулевой терпимости к дискриминации, принятой на проекте», – заверили в ССЕР.

Между тем председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazService) Рашид Жаксылыков на брифинге, прошедшем несколько дней спустя после инцидента на Тенгизе, отметил, что часто конфликты на крупных проектах возникают из-за того, что иностранные компании в качестве супервайзеров, контролирующих работу персонала, наз­начают иностранцев, не имеющих опыта работы в Казахстане.

Напомним, что в одном из сообщений, распространенных в социальных сетях, говорилось, что Эли Дауд, из-за фотографии которого начался конфликт, работал в ССЕР главным администратором по логистике. В компании не подтвердили, но и не опровергли данную информацию, отметив лишь что «в соответствии с политикой компании по подбору персонала все работники, независимо от возраста, пола, религии и национальности, оцениваются по одним и тем же стандартам на основе их опыта и квалификации», соответственно, те кандидаты, которые успешно проходят техническую и квалификационную оценку, принимаются на работу.

Вместе с тем, как рассказал «Курсиву» заместитель председателя территориального объединения профсоюзов «Профсоюзный центр Атырауской области» Едил Узакбай, нередки случаи, когда работодатели привлекают экспатов по одной категории, а работают они уже в Казахстане по другой.

«Бывает, что при привлечении иностранных специалистов компании указывают специальность инженера, но при этом не раскрывают подвид данной специальности. Например, инженер-геофизик ли им нужен или еще какой-нибудь другой специализации», – отмечает он.

Но, по данным ССЕР, сегодня на строительных объектах предприятия на Тенгизе заняты около 10 тыс. сотрудников, из которых 96%  казахстанцы и 4%  – иностранные работники. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций