Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Что делать туристу в узбекском кишлаке

В стране хотят развивать агротуризм

Фото: Shutterstock

Сельский туризм в Узбекистане делает первые шаги – они могут привести к созданию еще одного сегмента в туристической отрасли, если турфирмы научатся продвигать новый продукт совместными усилиями.

Узбекистан давно стал туристическим брендом. Количество въехавших в страну туристов в прошлом году достигло 5,4 млн человек, то есть выросло в два раза с 2,7 млн человек в 2017 году. Нужно больше: власти рассчитывают увеличить долю туризма в ВВП с 2,3% по итогам 2017 года до 5% к 2025 году. Поэтому страна пытается предложить рынку новые турпродукты, в числе которых экотуризм, кинотуризм и агротуризм. 

Если первые два направления действительно в новинку для Узбекистана, то работа по привлечению туристов в сельскую местность ведется давно – мировой тренд учтен. Согласно статистике ВТО, в среднем объем услуг в сфере агротуризма в мировой экономике растет ежегодно на 6%. Из 700 млн туристов на планете от 12 до 30% (в зависимости от страны) предпочитают сельский туризм.

Развитие агротуризма стало одной из задач, утвержденных президентом страны в Концепции развития отрасли на 2019–2025 годы. Год назад Гос­комтуризм РУз создал Telegram-группу @Agroturizmuzbekistan.

«В группе будут передаваться новости в сфере агротуризма, перечень объектов агротуризма, статистические данные, информация об инновационных идеях и инициативах», – отметили на сайте ведомства.

На момент подготовки данной статьи в группе было за год опубликовано восемь сообщений (последнее – в июне 2018 года) и набрался 41 подписчик (один из них – журналист «Курсива»).

«Узбекистан обладает огромным потенциалом в сфере агротуризма из-за наличия туристического потока, больших крестьянских хозяйств», – считает директор компании Promotank из Бишкека (Кыргызстан) Азамат Акелеев. Как реализуется этот потенциал? 

Кто ищет – тот найдет

Мы опросили представителей Джизакской, Ферганской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей – и везде нашли предложение, но не везде нашли спрос.

По словам главного специалиста областного отделения Госкомтуризма в Ферганской области Умида Мамаджанова, в Кувинском районе агрофирма «Фарғона анорлари» предлагает туристам поучаствовать в уборке урожая, а в махалле «Узумчи» Олтиарыкского района – в сборе и сортировке винограда. Частная компания «Мехригиёх» Учкуприкского района с недавних пор начала организовать для туристов участие в сборе лекарственных трав.

Есть подобные предложения и в других регионах. Как рассказал «Курсиву» ведущий специалист по развитию внутреннего туризма Наманганского отделения Госкомтуризма Элмурад Рузибаев, «в Намангане есть большая агроферма по цветоводству, а в Туракурганском районе – интенсивные сады, где можно участвовать в полевых работах». Но, по его словам, «пока туристов очень мало, так как это новое направление». Похожую ситуацию описала Лола Санаева, ведущий специалист отделения Госкомтуризма по Джизакской области. По ее словам, сельский туризм здесь пока только начинает развиваться. Гостевые дома есть в Фаришском и Зааминском районах – места в них продаются через туркомпании. 

Во всех регионах картина одинакова – туристский агропродукт есть, но предложения единичны.

«У нас нет каких-то достижений в этой области!», – категоричен Алексей Волков, национальный координатор программы малых грантов Глобального экологического фонда (GEF) в Узбекистане. Упомянутый выше Фаришский район Джизака он называет «самым раскрученным в этом плане», но, по его словам, «туда вложено много труда международными организациями и различными проектами. Они помогли региону создать хоть какой-то туристический продукт». У остальных регионов своего турпродукта, по мнению эксперта, нет. Никто не объясняет туристам, почему им стоит поехать в сельскую местность. Как результат – участники рынка осторожно говорят примерно о тысяче иностранцев, приезжающих отдохнуть и поработать на селе, плюс неучтенное количество узбекистанцев из крупных городов, соскучившихся по глубинке.

Каждый туроператор сам за себя

Почему предложения в сфере агротуризма есть, а туристов почти нет? Эксперты перечисляют несколько причин. 

По оценке независимого эксперта в области туризма Саидахмада Раубаева, многие фермеры просто не знают, как привлечь туристов. Азамат Акелеев из Бишкека считает, что фермеры должны быть готовы инвестировать хотя бы небольшие средства в создание базовых условий – туалета, душа, соблюдать санитарные нормы и следить за чистотой дома.

«Только после этого можно организовать доходоприносящие услуги – туры, национальные игры, мастер-классы по ремеслу, участие туриста в сельхозработе и т. д.». Г-н Акелеев упоминает и о необходимости проведения информационных кампаний среди фермеров, а также их кооперации с турагентствами. «В идеале турфирмы должны быть локомотивом и основными клиентами фермеров, работающих в агротуризме», – резюмирует кыргызский эксперт. 

Развитие агротуризма в РУз тормозит политика зарубежных агрегаторов по аренде жилья, а также неразвитость собственного финансового сектора. «Как только у нас откроют Airbnb для наших людей, то все станет намного лучше», – прогнозирует Алексей Волков. Сейчас турист не может заплатить за жилье через PayPal, оплата карточками слабо развита. 

Шерзод Норбеков, директор туркомпании Responsible Travel из Джизакской области, обращает внимание на отсутствие информации.

«Необходимо провести инвентаризацию всех туробъектов, которые имеются в области, чтобы показать туристу. Должен быть план всех мероприятий на год: когда и где будет какой фестиваль, народные гуляния, купкари (козлодрание), ковунсайли (фестиваль дынь)», – тогда турфирмы смогут заранее продавать региональный турпродукт.

«Компании у нас в большинстве своем работают в историческом и культурном туризме, а аграрный туризм пока много клиентов не дает и коммерчески не интересен», – подытоживает Алексей Волков. Саидахмад Раубаев тоже считает, что туркомпании почти не разрабатывают новые продукты, в том числе в сфере агротуризма. В одиночку продвигать новое направление сложно, а объединяться участники рынка не хотят. 

По рецептам батьки

Для развития агротуризма обязательно нужна общественная организация – считает Валерия Клицунова из Беларуси. Такое объединение должно обучать людей, способствовать развитию законодательства, доступу к дешевым кредитам и так далее.

«Когда все заинтересованные участники рынка действуют сами по себе – трудно говорить о продвижении общего дела», – резюмирует эксперт.

И добавляет – у нее на родине так и было: идею донесли до президента страны, он поддержал.

«С 2006 года в Беларуси сельчане получили право сдавать в аренду дома (до 10 спальных мест), кормить туристов, организовывать экскурсии и трансферты, и все это не считается предпринимательской деятельностью и не лицензируется. При этом хозяева усадеб могут пользоваться банковскими счетами, проводить безналичные платежи. Затем подключился «Агропромбанк» с дешевыми (около 5%) кредитами», – рассказывает она рецепт белорусского успеха.

По словам г-жи Клицуновой, в 2018 году в Беларуси около 400 тыс. туристов посетили сельскую местность, в стране более 2500 сельских усадеб, которые принимают туристов.

По мнению белорусского эксперта, рецепт развития агротуризма такой: создается общественная организация, делается законодательная база, налаживается государственно-частное партнерство, формируются условия, которые привлекают людей, – в том числе и отсутствие налогов. Люди создают инфраструктуру в деревне. Едут туристы, они оставляют деньги. В экономике начинает работать мультипликативный эффект. 

Деньги – в единстве

Узбекские власти тоже обещают агротуризму широкую поддержку (правда, это не касается налогов). Ведущий специалист Госкомтуризма Саидолим Буз­рукханов говорит, что его ведомство и минсельхоз уже ведут разъяснительную работу среди фермеров и сельского населения. Готовится к реализации проект «Этнокишлак». В селах Гилон и Кул Кашкадарьинской области для развития этнотуризма будет построено по пять гостевых домов, а в селах Варганза и Хазрати Башир будет развиваться агротуризм. Также в рамках проекта построят этносело – лагерь боевой подготовки бойцов Амира Тимура. Это не совсем агротуризм, но популярности поездкам в сельскую местность такой объект прибавит.

Готовится к запуску целый кластер агротуризма. В Бахмальском и Зааминском районах Джизакской области планируется создать первый в Центральной Азии район по образцу Йеллоустонского парка и Гранд-Каньона. 5 тыс. гектаров в нем выделят под сельский туризм, который будет включен в комплексный турпродукт. Гостям предложат целый комплекс развлечений, включая сельскохозяйственные работы и сбор трав. Сейчас Заамин посещает, по данным Госкомтуризма, от 50 тыс. до 100 тыс. гостей в высокий сезон – правда, они приезжают не поработать на селе, а отдохнуть на природе. Популярности району прибавляет то, что это малая родина президента Шавката Мирзиёева. 

Наконец, по словам г-на Бузрукханова, минсельхоз разрабатывает программу по развитию агротуризма, которая предусматривает в том числе выдачу целевых кредитов. 

Остается только один вопрос – сумеют ли представители частного бизнеса объединиться и создать организацию, которая бы продвигала интересы на рынке и взаимодействовала с государством. Пока признаков такого объединения не наблюдается.
 


111 просмотров

Депутат барлық әлеуметтік аударымдарды бір қорға біріктіруді ұсынды

Онда тек зейнетақы жинағы ғана емес, медициналық сақтандыру, тұрғын үй жинағы және білім депозиттері де қамтылмақ

Фото: Shutterstock

Депутат Айқын Қоныров мәжілістің пленарлық отырысында Сингапурдың тәжірибесін негізге ала отырып, қазақстандықтардың барлық әлеуметтік аударымдарын бір қорға жинақтауды ұсынды. Мәжілісмен бұл қадам әкімшілік шығындарды қысқартып, инвестициялық тәуекелді төмендетіп, көптеген азаматтардың баспаналы болу арманын орындап, лайықты білім мен зейнетақы алуға мүмкіндік береді деп тұжырымдайды.

«Соңғы статистикаға сүйенсек, қазақстандықтардың басым бөлігінің зейнетақы жинағы 1 миллионнан аспайды. Қалай десек те, баспана үшін  осы миллионның  тек бір бөлігін ғана алуға болады. Бұл болар-болмас қаржы азаматтардың баспана мәселесін шешуде үлкен көмек болмасы анық. Дегенмен тапсырманың (Президент тапсырмасы – «Курсив») орындалуы жинақтың шекті көлемін бекітуге кеп тіреліп, (оған көптеген салымшылардың қолы жетпейді) арты сұйылып кетпеуі керек. Азаматтардың қызығушылығынан бұл мәселе тереңде жатқанын және бүгінде өткір тұрғанын байқауға болады. Зейнетақы жинақтары мен баспана – әлеуметтік әл-ауқат пен тұрақтылықтың қос тағаны. Жылжымайтын мүлікті зейнетақы жинағы секілді, қаржылық кепіл ретінде қарастырған дұрыс», – деп өз ұсынысын алға тартты Айқын Қоңыров.

Мәжіліс депутаты өз сөзіне дәлел ретінде БЖЗҚ-да жинақталған активтердің жалпы көлемі 10,3 трлн теңгеден асып кеткенімен, шоттардың басым бөлігіндегі жинақ 1 миллоннан аспайтыны жайлы статистиканы келтірді.

«Сондықтан шоғырланған, яғни құрылысқа бір орталықтан инвестиция салу жолдарын қарастырудың қисыны бар», – деп атап өтті А.Қоңыров. 

Бұл ретте депутат Сингапур тәжірибесін мысалға келтірді, ол жақта тұрғын үй жинақтары, медициналық сақтандыру, білім депозиттері мен зейнетақы жинақтары біріктіріліп, ортақ қорға түседі екен. Оны халықтың әлеуметтік әл-ауқатына жауапты Орталық резервтік қор басқарады. 

Әр қызметкердің 3 есепшоты бар, оған жұмыс беруші аударатын жарналар: жалпы, арнайы және медициналық жинақ түсіп тұрады. Әлеуметтік жарнаның басым бөлігі жалпы есепшотқа түседі, бұл есепшоттағы қаржыны баспана сатып алуға, білімге жұмсауға болады. 55-ке толған кезде, тек зейнетақы жарналарына арналған есепшот ашылады. Жалпы және арнайы есепшоттардан қалған қаржы осы есепшотқа аударылады. Бұл қаржы көлемі белгіленген ең төменгі шектен төмен болмауы тиіс.

«Басқалай айтсақ, салымшы баспана сатып алып, қартайғанда зейнетақысыз қалмас үшін, мемлекет қаржылық жоспарлауды өз мойнына алады. Қазіргі кезде Сингапур тұрғындарының 80 пайызы осы ұйым салған үйлерде тұрады»,– дейді депутат.

Қазіргі кезде міндетті зейнетақы жарналары (МЗЖ) жинақталған жеке зейнетақы шоттарының саны 9,6 млн болса, міндетті кәсіптік зейнетақы жарналары – 482 мың, ал ерікті зейнетақы жарналары бойынша 37,9 мың шот бар.

Жеке зейнетақы шоттарындағы МЗЖ жинағының көлемі:

  • 1 млн теңгеге дейін – 6,6 млн шот немесе 69%;
  • 1 млн теңгеден 5 млн теңгеге дейін – 2,7 млн шот немесе 28%;
  • 5 млн теңгеден 10 млн теңгеге дейін – 223 мың немесе 2% құрайды.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций