Перейти к основному содержанию

21208 просмотров

Жители Нур-Султана почти всем довольны

Такие выводы следуют из социологического исследования Strategy Partners

Фото:shutterstock

Российская консалтинговая компания Strategy Partners расспросила жителей казахстанской столицы об их удовлетворенности качеством жизни. 

В качестве приоритетных сфер развития горожане выделяют жилье, рабочие места, медицинское обслуживание и экологию.

Исследование основано на опросе взрослого населения Нур-Султана. Так, 79% опрошенных позитивно оценивают качество жизни в городе. При этом 77% считают, что в ближайшие пять лет жизнь в городе, скорее всего, улучшится. Еще 60% утверждают, что не хотели бы переехать на новое место жительства. Более 50% посоветуют своим детям остаться в столице, чтобы строить свою дальнейшую жизнь здесь, говорится в пресс-релизе компании. 

Среди ключевых приоритетов жители города Нур-Султана выделяют прежде всего жилье (49,4%). На втором месте рабочие места (47,3%), далее медицинское обслуживание (45,5%) и экология (39,8%). По перечисленным направлениям за последние три года большинство жителей отметили небольшие улучшения лишь в ситуации с медицинским обслуживанием. По остальным направлениям отмечалось ухудшение ситуации. 

Рабочие места
Жители города низко оценивают возможности найти хорошую работу или открыть свой бизнес. В особенности со значительными сложностями при поиске работы по специальности сталкиваются выпускники учебных заведений.

Образование
При оценке качества и доступности образования в Нур-Султане преобладают позитивные оценки. В особенности высоко оценивается доступность дополнительного образования для детей дошкольного и школьного возраста. Но некоторые аспекты вызывают беспокойство горожан. Более 60% жителей отмечают проблемы с доступностью мест в детских садах.

Здоровье и здравоохранение
Большинство опрошенных критически оценивают работу медицинских учреждений в целом и видят значительные проблемы в сфере медицинского обслуживания в поликлиниках. Позитивные отзывы преобладают при оценке работы роддомов и скорой помощи. Респонденты также не видят проблем с доступностью лекарств. При этом чаще всего жители не демонстрируют самостоятельную заботу о здоровье, а также отмечают распространенность алкоголизма и наркомании.

Жилье и ЖКХ
По мнению абсолютного большинства жителей, доступность жилья для покупки или аренды является проблематичной. В целом высокие оценки получило качество жилищных услуг (отопление, электроснабжение, подача воды). Но качество воды в домах оставляет желать лучшего. 

Городская среда и экология
Горожане в целом удовлетворены чистотой, озеленением и благоустройством улиц и дворов. При этом они негативно оценивают экологическую ситуацию и отмечают загрязненность воздуха и водоемов.

Транспорт и мобильность
Жители города удовлетворены состоянием автодорог и работой общественного транспорта, но он не приспособлен для маломобильных групп населения.

Досуг и отдых
Горожане отмечают высокий уровень развития среды для досуга и отдыха по всем направлениям. В городе множество клубов, ресторанов, спортзалов, бассейнов, которые жители могут позволить себе посещать, высокое разнообразие спектаклей, выставок и концертов, достаточно парков, скверов и зеленых зон, мест для прогулок с детьми, для спорта на открытом воздухе, для пеших и велопрогулок.

Безопасность, социальный климат и общественные институты
Жители удовлетворены уровнем безопасности и миграционной ситуацией, высоко оценивают работу полиции, демонстрируют гостеприимство по отношению к туристам. Однако многие отмечают значительные проблемы, связанные с условиями жизни пожилых людей.

Результаты международных сопоставлений
На фоне европейских городов Нур-Султан по некоторым аспектам демонстрирует лидерство, по другим — значительное отставание. Так, большинство жителей Нур-Султана в целом удовлетворены своей жизнью. Доля неудовлетворенных составляет 16%, это ниже, чем в крупных российских и некоторых восточноевропейских городах (например, Новосибирске, Самаре, Будапеште), но в два-три раза выше, чем в городах Западной Европы. 

«75% жителей столицы удовлетворены своим финансовым положением, и это достаточно высокое значение даже по меркам западноевропейских городов, хотя остается значительный потенциал роста»,- отмечают авторы исследования.  

Более 50% жителей Нур-Султана удовлетворены собственной ситуацией с трудоустройством. Типичное значение в городах Западной Европы составляет 70% и более.

При этом более 50% жителей Нур-Султана не совсем удовлетворены качеством медицинского обслуживания и работой городских организаций здравоохранения. Это сопоставимо с ситуацией в восточноевропейских столицах (Будапеште, Варшаве), но в три-пять раз выше, чем в типичном западноевропейском столичном городе.

Жители столицы высоко оценивают качество городских общественных пространств. Доля неудовлетворенных всего 10%, на уровне наиболее благополучных западноевропейских городов (таких как Мюнхен или Вена).

Жители Нур-Султана менее удовлетворены состоянием улиц и зданий по сравнению со многими столичными городами европейских стран. Доля неудовлетворенных составляет почти 30%. Вместе с тем жители очень высоко оценивают качество городских спортивных сооружений. Доля удовлетворенных выше, чем во всех городах, используемых для сравнения.

Значительная часть жителей Нур-Султана не совсем удовлетворена работой общественного транспорта. Доля неудовлетворенных составляет 30%, это существенно больше, чем во всех городах Восточной и Западной Европы, с которыми проведено сравнение.

Исследование проводилось в феврале 2019 года в рамках разработки Стратегии развития Нур-Султана до 2050 года. Всего было опрошено более 1 000 жителей во всех районах города по репрезентативной выборке. Вопросы анкеты охватывали восемь ключевых направлений: оценка жизни в городе в целом, рабочие места и уровень доходов, качество и доступность образования, здоровье и здравоохранение, жилье и городская среда, транспорт и мобильность, досуг и отдых, социальный климат и общественные институты. 

«Инструменты исследования были сформированы таким образом, чтобы обеспечить возможность для международных сопоставлений. Для этого были выбраны города России и европейских стран. К ним относятся Барселона, Брюссель, Будапешт, Варшава, Вена, Гамбург, Мюнхен, Новосибирск, Осло, Самара, Стокгольм, Хельсинки»,- отмечают эксперты Strategy Partners. 

Strategy Partners - российская консалтинговая компания, которая специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрения операционных улучшений для средних и крупных российских и международных корпораций, инвестиционных банков, фондов и государственных институтов Работает в странах Евразийского экономического союза. Материнская компания – ПАО «Сбербанк». 
 

3163 просмотра

Как выглядит средний казахстанский покупатель

Он молод, ищет скидки и больше всего экономит на одежде, обуви и развлечениях

Фото: Офелия Жакаева

Доходы, как и расходы домохозяйств за год выросли на 9% – таковы данные компании Nielsen Kazakhstan. Денег вроде бы стало больше, но купить на них можно ровно то же самое. Nielsen – глобальная компания, которая изучает потребительский рынок, рассказала на Кazakhstan Retail Summit о казахстанском покупателе и его поведении.
 
Самое главное – отечественный покупатель молод. Средний возраст населения в республике – 30 лет, более 60% жителей – моложе 35 лет. Как следствие – казахстанские покупатели готовы к инновациям, но в то же время внимательны к ценам на продукты и ищут, как бы сэкономить.

Бэби-бумеры – 18%

Поколение бэби-бумеров – это покупатели старше 50 лет, их в Казахстане почти 3,5 млн. Они значительно отличаются от современной молодежи, все еще по привычке смотрят на мир через экран телевизора, а главным методом коммуникации выбирают телефон. Для бэби-бумеров почетно и правильно всю жизнь проработать на одной работе и уйти оттуда на пенсию. Они привыкли планировать свои финансы в долгосрочной перспективе и копить на автомобиль 20 лет.

Бэби-бумеры до сих пор воспринимают поход в магазин как некое приключение – себя показать и мир посмотреть. Им важно потрогать и оценить товар, выбрать самые свежие продукты, поискать приятные акции. 

Поколение X – 24%

Поколение старше 35 лет – это те люди, в эпоху которых получили развитие и распространение персональные компьютеры. Представители поколения Х первыми учились пользоваться электронной почтой и возможностями смартфонов, отправляли смс и осваивали новые методы коммуникации. Долгое время поколение X существовало в условиях постоянного роста экономики. Для этих людей на первом месте – соблюдение баланса между домом и работой. Что касается финансового планирования, то тут уже налицо краткосрочные цели – накопить на холодильник и на отпуск, например.

Поколение Y – 17%

Миллениалы – это первое поколение, которое выросло вне условий дефицита и всегда видело в магазинах большое разнообразие товаров. Поколение, которое лучше всех общается при помощи технологий, но при этом гораздо сложнее коммуницирует в реальной жизни. Для них неактуальны такие ценности, как необходимость дорожить работой и стараться себя про­явить. Главный приоритет этой категории – желание оставить свой след на планете и спасти мир. По данным Nielsen, именно миллениалы в первую очередь покупают продукты из вторично переработанного сырья, даже если они значительно дороже. Представители поколения Y вообще очень редко ходят в магазин и предпочитают покупать онлайн, при этом тратят за один раз больше денег, чем все остальные группы покупателей. Перед покупкой миллениалы успевают тщательно изучить отзывы на товары. 

Поколение Z – 41%

Центениалы – самое молодое поколение. Через пять лет эта категория покупателей станет основной. Этих людей еще называют поколением хоумситтеров. А все потому, что их родители по ряду причин не могли позволить своим детям детство без присмотра. Центениалы не бегали одни во дворе и не были предоставлены сами себе. Поколение Z росло под присмотром бабушек, нянь и педагогов. Их ценности сильно отличаются от ценностей миллениалов. Они не стремятся спасать мир, но хотят стабильности и во главе всего ставят семью.

 

сегментация.jpg

0001_10.jpg

В зоне интереса – промоакции и экономия

Попробовать новый продукт согласны 28% казахстанских покупателей, еще 51% иногда покупают новые продукты. Охотнее всего казахстанцы готовы пробовать новые молочные бренды, продукцию производителей чая и кофе, средств для душа, а также новые сладости и выпечку. 

Покупатели в Казахстане очень чувствительны к промоакциям – более 70% активно ищут в магазине скидки. Половина продаж по промоакциям проходит в товарах непродовольственной группы и более 20% продаж – в группе продуктов питания. Есть позиции, которые без промоакций не продаются вообще – это кондиционеры для белья и краска для волос. Казахстанцы охотно покупают со скидкой чай и фасованные овощи.

Еще один тренд, который отмечен Nielsen Kazakhstan – в условиях роста расходов казахстанские покупатели переходят в режим экономии. Для сравнения: согласно опросам Nielsen, в Европе население прежде всего волнуется о состоянии экономики – люди закономерно считают, что их финансовое положение напрямую от этого зависит. Далее идут цены на коммунальные услуги и только потом стоимость продуктов питания. 

В Казахстане все ровно на­оборот. В первую очередь сооте­чественников заботят именно цены на продукты, так как более половины месячного бюджета уходит на эту статью расходов. На втором месте оплата за медицинские услуги, а на третьем – долги по кредитам.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций