Жители Нур-Султана почти всем довольны

Такие выводы следуют из социологического исследования Strategy Partners

Фото:shutterstock

Российская консалтинговая компания Strategy Partners расспросила жителей казахстанской столицы об их удовлетворенности качеством жизни. 

В качестве приоритетных сфер развития горожане выделяют жилье, рабочие места, медицинское обслуживание и экологию.

Исследование основано на опросе взрослого населения Нур-Султана. Так, 79% опрошенных позитивно оценивают качество жизни в городе. При этом 77% считают, что в ближайшие пять лет жизнь в городе, скорее всего, улучшится. Еще 60% утверждают, что не хотели бы переехать на новое место жительства. Более 50% посоветуют своим детям остаться в столице, чтобы строить свою дальнейшую жизнь здесь, говорится в пресс-релизе компании. 

Среди ключевых приоритетов жители города Нур-Султана выделяют прежде всего жилье (49,4%). На втором месте рабочие места (47,3%), далее медицинское обслуживание (45,5%) и экология (39,8%). По перечисленным направлениям за последние три года большинство жителей отметили небольшие улучшения лишь в ситуации с медицинским обслуживанием. По остальным направлениям отмечалось ухудшение ситуации. 

Рабочие места
Жители города низко оценивают возможности найти хорошую работу или открыть свой бизнес. В особенности со значительными сложностями при поиске работы по специальности сталкиваются выпускники учебных заведений.

Образование
При оценке качества и доступности образования в Нур-Султане преобладают позитивные оценки. В особенности высоко оценивается доступность дополнительного образования для детей дошкольного и школьного возраста. Но некоторые аспекты вызывают беспокойство горожан. Более 60% жителей отмечают проблемы с доступностью мест в детских садах.

Здоровье и здравоохранение
Большинство опрошенных критически оценивают работу медицинских учреждений в целом и видят значительные проблемы в сфере медицинского обслуживания в поликлиниках. Позитивные отзывы преобладают при оценке работы роддомов и скорой помощи. Респонденты также не видят проблем с доступностью лекарств. При этом чаще всего жители не демонстрируют самостоятельную заботу о здоровье, а также отмечают распространенность алкоголизма и наркомании.

Жилье и ЖКХ
По мнению абсолютного большинства жителей, доступность жилья для покупки или аренды является проблематичной. В целом высокие оценки получило качество жилищных услуг (отопление, электроснабжение, подача воды). Но качество воды в домах оставляет желать лучшего. 

Городская среда и экология
Горожане в целом удовлетворены чистотой, озеленением и благоустройством улиц и дворов. При этом они негативно оценивают экологическую ситуацию и отмечают загрязненность воздуха и водоемов.

Транспорт и мобильность
Жители города удовлетворены состоянием автодорог и работой общественного транспорта, но он не приспособлен для маломобильных групп населения.

Досуг и отдых
Горожане отмечают высокий уровень развития среды для досуга и отдыха по всем направлениям. В городе множество клубов, ресторанов, спортзалов, бассейнов, которые жители могут позволить себе посещать, высокое разнообразие спектаклей, выставок и концертов, достаточно парков, скверов и зеленых зон, мест для прогулок с детьми, для спорта на открытом воздухе, для пеших и велопрогулок.

Безопасность, социальный климат и общественные институты
Жители удовлетворены уровнем безопасности и миграционной ситуацией, высоко оценивают работу полиции, демонстрируют гостеприимство по отношению к туристам. Однако многие отмечают значительные проблемы, связанные с условиями жизни пожилых людей.

Результаты международных сопоставлений
На фоне европейских городов Нур-Султан по некоторым аспектам демонстрирует лидерство, по другим — значительное отставание. Так, большинство жителей Нур-Султана в целом удовлетворены своей жизнью. Доля неудовлетворенных составляет 16%, это ниже, чем в крупных российских и некоторых восточноевропейских городах (например, Новосибирске, Самаре, Будапеште), но в два-три раза выше, чем в городах Западной Европы. 

«75% жителей столицы удовлетворены своим финансовым положением, и это достаточно высокое значение даже по меркам западноевропейских городов, хотя остается значительный потенциал роста»,- отмечают авторы исследования.  

Более 50% жителей Нур-Султана удовлетворены собственной ситуацией с трудоустройством. Типичное значение в городах Западной Европы составляет 70% и более.

При этом более 50% жителей Нур-Султана не совсем удовлетворены качеством медицинского обслуживания и работой городских организаций здравоохранения. Это сопоставимо с ситуацией в восточноевропейских столицах (Будапеште, Варшаве), но в три-пять раз выше, чем в типичном западноевропейском столичном городе.

Жители столицы высоко оценивают качество городских общественных пространств. Доля неудовлетворенных всего 10%, на уровне наиболее благополучных западноевропейских городов (таких как Мюнхен или Вена).

Жители Нур-Султана менее удовлетворены состоянием улиц и зданий по сравнению со многими столичными городами европейских стран. Доля неудовлетворенных составляет почти 30%. Вместе с тем жители очень высоко оценивают качество городских спортивных сооружений. Доля удовлетворенных выше, чем во всех городах, используемых для сравнения.

Значительная часть жителей Нур-Султана не совсем удовлетворена работой общественного транспорта. Доля неудовлетворенных составляет 30%, это существенно больше, чем во всех городах Восточной и Западной Европы, с которыми проведено сравнение.

Исследование проводилось в феврале 2019 года в рамках разработки Стратегии развития Нур-Султана до 2050 года. Всего было опрошено более 1 000 жителей во всех районах города по репрезентативной выборке. Вопросы анкеты охватывали восемь ключевых направлений: оценка жизни в городе в целом, рабочие места и уровень доходов, качество и доступность образования, здоровье и здравоохранение, жилье и городская среда, транспорт и мобильность, досуг и отдых, социальный климат и общественные институты. 

«Инструменты исследования были сформированы таким образом, чтобы обеспечить возможность для международных сопоставлений. Для этого были выбраны города России и европейских стран. К ним относятся Барселона, Брюссель, Будапешт, Варшава, Вена, Гамбург, Мюнхен, Новосибирск, Осло, Самара, Стокгольм, Хельсинки»,- отмечают эксперты Strategy Partners. 

Strategy Partners - российская консалтинговая компания, которая специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрения операционных улучшений для средних и крупных российских и международных корпораций, инвестиционных банков, фондов и государственных институтов Работает в странах Евразийского экономического союза. Материнская компания – ПАО «Сбербанк». 
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg