Перейти к основному содержанию

2794 просмотра

В Жамбылской области построят сразу три крупных водохранилища

Они обеспечат водой 34,5 тыс. га сельхозугодий

Фото: Shutterstock.com

Для решения проблемы дефицита поливной воды в граничащей с Узбекистаном Туркестанской области предлагается строить как можно больше искусственных водоемов. В Жамбылской области тем временем уже начались работы по проектированию трех крупных водохранилищ, которые обеспечат водой 34,5 тыс. га сельхозугодий.

Поливы – по минимуму

Казыгуртский, Сарыагашский и Келесский районы Туркестанской области получают воду из Большого Келесского канала, куда вода попадает из реки Чирчик, с Газалкентского гидроузла. Вода накапливается на территории Узбекистана в Чарвакском водохранилище, емкость которого 2,3 куб. км. Как рассказал «Курсиву» главный инженер Туркестанского филиала РГП «Казводхоз» Тулкин Балпиков, Чарвакское водохранилище Узбекистаном эксплуатируется в энергетическом режиме, то есть интересы энергетики выше ирригационных. Поэтому вместо зимних накоплений вода сбрасывается через каскады ГЭС для выработки электроэнергии.

Вместе с тем вопрос с дефицитом поливной воды на юге Казахстана остается открытым. Как стало известно «Курсиву», строго по графику в марте поставлялась поливная вода и с каналов «Зах» и «Ханым», также берущих начало на территории Узбекистана. На сегодняшний день из-за увеличения притока наши водопотребители получают воду согласно заявкам. Однако проблема заключается в том, что обычно дефицит в воде ощущается ранней весной, когда из водохранилища уже сброшена вода, и осенью, когда водохранилище только начинает накапливать воду для нужд энергетики.

«Надеемся, что после строительства атомной электростанции в Узбекистане Чарвакское водохранилище перейдет на ирригационный режим работы, и проблем в водообеспечении в вегетационный период не будет», – говорит Тулкин Балпиков.

Что делать?

Для решения проблемы по поручению акима области Умирзака Шукеева профильными организациями прорабатываются три варианта водообеспечения орошаемых земель.

Во-первых, необходимо построить дополнительные водохранилища. Согласно «Дорожной карте по сбору, накоплению и распределению паводковых вод», одобренной протоколом совещания у премьер-министра РК (от 5 июня 2017 года № 11-5/07-591) в области намечается строительство 26 малых водохранилищ. Во-вторых, нужно провести реконструкцию Арысь-Туркестанского канала. Это даст экономию 60 млн кубов воды в год. Кроме того, дополнительные 15 млн кубометров воды обеспечит строительство водохранилища Кошкорган-2, ниже действующего водохранилища Кошкорган.

Накапливать воду можно и за счет использования вод Бадамского водохранилища (60 млн куб. м), в свое время построенного для орошения пригородных земель, которые сейчас ушли под застройку жилья. По словам сотрудников Туркестанского филиала РГП «Казводхоз», 30 из 60 млн кубометров поливной воды будет сбрасываться по реке Бадам в Арысь и таким образом питать поля в Шаульдерском районе.

Из-за нехватки воды сейчас там используется только 32 из 47 тыс. га орошаемых земель. Парадокс в том, что, по данным «Казгидромета», в весеннее время 300 – 400 млн кубов воды сбрасывается из реки Арыси через Шаульдерский гидроузел в Сырдарью, так как в Туркестанской области не хватает емкостей для ее накапливания. А летом фермеры не могут использовать земли из-за нехватки воды.

Воды много не бывает

Как рассказал «Курсиву» эксперт РГУ «ЮК Гидрогеолого-мелиоративная экспедиция Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК» Карл Анзельм, в зоне Арысь-Туркестанского канала в советское время функционировало порядка 700 дренажных скважин для повышения и улучшения водообеспечения орошаемых земель. Сегодня они не действуют.

«Мы можем оттуда дополнительно взять порядка 180 млн кубов воды, – пояснил он. – Есть карты размещения и характеристики тех скважин. Благодаря этим мерам в районе Туркестана смогут восстановить орошаемые земли два-три сельских округа. В том числе и в городе Туркестане будет восстановлена система для полива зеленых насаждений».

В этом направлении акиматом Туркестанской области разрабатывается проект по восстановлению 145 скважин вертикального дренажа в городе Кентау, что в свою очередь позволит обеспечить регион 35 млн кубометров воды.

Кроме того, по словам Тулкина Балпикова, планируется реализовать мегапроект по строительству машинного канала от реки Сырдарьи с подпиткой Туркестанского канала в объеме 80 млн кубометров чуть выше города Туркестана, аналогично машинной водоподаче на поля Жетысайского и Мактааральского районов.

Ключевое решение проблемы гидродефицита для южных регионов Казахстана, по мнению экспертов, состоит в накоплении воды и рациональном ее использовании. Поэтому нужно строить как можно больше прудов, больших и малых водохранилищ.

Другой сосед – проблема та же

Тем временем Жамбылская область, по данным областного филиала РГП «Казводхоз», зависима от Кыргызстана по обеспечению поливной водой на 80%. Только пятую часть отечественные фермеры получают из собственных подземных, грунтовых и поверхностных источников. Две главные водные артерии, по которым жамбылцы получают поливную воду из Кыргызстана, – это реки Шу и Талас.

«В реку Талас вода подается из находящегося в Кыргызстане Кировского водохранилища, которую мы потом используем в Байзакском, Жамбылском и Таласском районах и городе Таразе, а по реке Шу из Орто-Токойского водохранилища мы снабжаем Меркенский и Кордайский районы. Остальные два наших граничащих с Кыргызстаном районов – Жуалинский и район имени Турара Рыскулова – берут воду из наших горных источников», – рассказала «Курсиву» замдиректора филиала «Казводхоза» Галия Зарубаева.

Необходимость иметь запасы

Покрыть дефицит поливной воды в вегетационный период и в частности обеспечить ею 34,5 тыс. га сельхозугодий призваны три строящихся в области крупных водохранилища. По словам Галии Зарубаевой, два из них – Ргайты и Калгуты – будут расположены в Кордайском районе, еще одно, Акмола, – на границе Байзакского и Таласского районов, примерно в 70 км от Тараза.

Воду из Акмолы будут использовать для орошения пастбищ и посевов сельхозкультур. Из него также планируется направлять воду в каналы Таласского района. В окрестностях будущих Ргайты и Калгуты очень развито растениеводство. Там вода нужна для бесперебойного обеспечения ею существующих площадей и освоения новых земель.

На сегодняшний день, по словам замглавы ЖФ «Казводхоза», ТЭО трех проектов направлены на госэскпертизу. После их положительного заключения будут заказаны ПСД объектов и потом будут выделены деньги из республиканского бюджета на непосредственно сами строительно-монтажные работы.

«Заказчик этих работ – Комитет по водным ресурсам МСХ. Думаю, в ближайшие год-два водохранилища уже будут построены», – сказала Галия Зарубаева.

Плюс четыре

По словам экспертов, в республиканской собственности сейчас находится пять водохранилищ Жамбылской области. Помимо крупных водоемов в регионе свыше 100 водохранилищ областного подчинения, находящихся на балансе КГУ «Жамбыл су қоймалары». Его директор Айдар Асамбеков рассказал «Курсиву», что в соответствии с изданным в прошлом году протокольным решением акима области для определения мест строительства новых малых водохранилищ была создана комиссия.

«В ее составе помимо нашего учреждения были представители Шу-Таласской бассейновой инспекции, облфилиала«Казводхоз», райакиматов и их отделов земельных отношений. Были обследованы все районы, где есть потребность в их строительстве. Определили, что в области есть необходимость в пяти новых водохранилищах: Тарылган в Кордайском районе и еще четырех в Меркенском районе – Тескентоган и Андас-1, Андас-2 и Андас-3», – проинформировал Айдар Асамбеков.

Гидрогеологи признали неэффективным проект водохранилища Тарылган из-за низкого дебета воды. Четыре других проекта прошли экспертизу КазНИИ водного хозяйства. По словам Айдара Асамбекова, заключение НИИ заменяет ТЭО, поэтому осталось заказать ПСД и ждать выделения денег из областного бюджета.

«Бюджетную заявку по ним мы уже подали в облакимат, – уточнил директор КГУ. – Нам сказали, что не все сразу начнут строить – деньги будут выделять поэтапно. Введение же всех этих водохранилищ позволит восстановить еще порядка 1,3 тыс. га орошаемых земель. А во время дефицита воды в реке Аспара в Меркенском районе водой из них можно будет подпитывать канал ЗБЧК (западная ветка Большого Чуйского канала – Курсив)».

Под государственное крыло

Айдар Асамбеков добавил, что на областном балансе, в ведении КГУ «Жамбыл су қоймалары», сейчас числятся 104 малых водохранилища. Еще по пяти идет процедура перерегистрации в собственность областных властей.

«Со времен СССР осталось много водохранилищ, находящихся на балансе сельских округов. Мы постоянно работаем по их передаче нам на баланс. К примеру, сейчас к нам переходят четыре водохранилища, находящиеся в Жуалинском районе, и одно в Жамбылском. Семь водохранилищ находятся в частной собственности, они предназначены для разведения рыб. По ним мы тоже ведем мониторинг по наполнению и сброса воды. Владельцам предлагали передать эти объекты к нам на баланс безвозмездно, но они пока отказываются», – отметил спикер.

ЮГ_Водохранилища.jpg

6202 просмотра

Почему казахстанцам продолжают начислять налоги на давно проданные автомобили

Даже оплата транспортного налога за давно проданное авто еще не означает окончания проблем

Фото: Shutterstock

Извещения о больших долгах по налогам становятся неприятным сюрпризом для граждан страны уже несколько лет подряд. Невольными должникам оказываются в том числе те, кто продал свой автомобиль по доверенности в начале 2000-х годов.

На 1 января 2019 года задолженность по налогам имели 1,4 млн казахстанцев, общая сумма задолженности – 20,9 млрд тенге, из которых 6,6 млрд приходилось на начисленные пени. 70% задолженности приходилось на налог на транспортные средства. Такие данные озвучил летом вице-министр финансов РК Канат Баедилов, анонсируя проведение налоговой амнистии для физлиц (действует в республике до конца года; по ее условиям тем, кто оплатит основной долг до 31 декабря, начисленная пеня будет списана автоматически). Люди со значительными долгами по транспортному налогу – нередко вовсе не злостные налогоплательщики. Они просто продали свой автомобиль по генеральной доверенности – такая практика была широко распространена в Казахстане еще несколько лет назад.

Судя по архивным публикациям СМИ, в 2004-2005 годах до 70% казахстанцев управляли автомобилями на основании генеральной доверенности.

Почему была популярна доверенность

Популярность этого вида документов у населения объяснялась просто. В отличие от договора купли-продажи, на оформление которого вместе с учетными процедурами по передаче автомобиля от старого владельца новому хозяину уходило до трех рабочих дней, доверенность сроком на три года с правом продажи транспортного средства выписывалась в течение нескольких минут. Не так много времени занимала и регистрация нотариально заверенного документа в отделениях дорожной полиции – это было необходимо сделать в течение 10 рабочих дней. Даже несмотря на наличие внушительных очередей и обязательную сверку номеров кузова и двигателя автомобиля с данными техпаспорта, хватало трех-четырех часов.

Не менее важно, что услуги нотариуса даже вместе с ускоренной регистрацией доверенности в дорожной полиции в общей сложности стоили, например, в 2002 году максимум 4000 тенге. За полное оформление договора купли-продажи нужно было отдать 15 500 тенге ($100 на тот момент), при том что средняя заработная плата по стране в 2002 году составляла 20 305 тенге, а автомобиль Mazda 626 1989 года выпуска стоил $1800. Никто из казахстанцев, продававших тогда автомобили, и предположить не мог, что спустя много лет им придется заплатить за генеральную доверенность намного больше.

Проблема со стажем

Проблеме с долгами по транспортному налогу за проданные ранее по доверенности автомобили уже несколько лет, и она сохраняет актуальность – все больше казахстанцев узнают о своих задолженностях перед государством. Без погашения этих долгов нет возможности выехать за границу или взять кредит в банке. Чаще всего история начинается с квитанции за коммунальные услуги, где вдруг появляется графа с задолженностью по налогам на сумму, порой в разы превышающую ежемесячную зарплату даже высокооплачиваемого специалиста. И только после обращения в районные департаменты государственных доходов люди узнают, что им необходимо оплатить транспортный налог за автомобиль, проданный по доверенности более 10–15 лет назад. Получившие извещение бывшие автовладельцы обязаны погасить долги за последние пять лет, а также оплатить транспортный налог за текущий год вне зависимости – хоть и продали свой автомобиль по доверенности в 2001-м или, скажем, в 2004 году.

По словам одного из экс-владельцев внедорожника Nissan Patrol 1991 года выпуска, представившегося «Курсиву» Нуржаном Искаковым, ему предписано оплатить транспортный налог на общую сумму более 1,5 млн тенге. «Честно говоря, я уже и забыл, что у меня была эта машина. Только придя в налоговую, вспомнил о ней. Хороший внедорожник, только вот топлива ест много да и в обслуживании был дорогой. Налоги к тому же из-за объема двигателя были огромными. Потому и продал ее, как тогда было принято, по генеральной доверенности. В 2003 году это было. Покупатель, помню, обещал машину оформить на себя. Теперь оказывается, что до сих пор на мне висит. Неизвестно, где она находится. Может, за эти годы уже на запчасти разобрали», – рассказал «Курсиву» Нуржан Искаков.

Семья живущей в Алматы Татьяны Лысенко узнала о наличии долгов по транспортному налогу из полученной этим летом квитанции за коммунальные услуги. «У нас Mercedes был. Продали, кажется, в 2001 году. Людей, которым продавали, не помним. Где они и чем занимаются – не знаем. Налог мы оплатили еще в сентябре за несколько лет. Почти 300 тысяч тенге! Я была в ужасе и трансе! Но надо платить. Потому что если не сделать этого, то будут заблокированы все счета и водительские права», – заметила в беседе с «Курсивом» Татьяна Лысенко.

Справка на справке

Естественно, что следующим шагом всех людей, когда-то продавших свои автомобили по генеральной доверенности, становится попытка снять с учета машины, которые им уже давно фактически не принадлежат. Прежде всего для того, чтобы в будущем не платить налоги и штрафы «за того парня». Из бесед с бывшими владельцами автомобилей выясняется, что сделать это не так уж и просто – в первую очередь потому, что ни у кого из них нет на руках техпаспорта и каких-либо других правоустанавливающих документов. В итоге процедура по снятию машин с учета затягивается на несколько месяцев. Семья Татьяны Лысенко занимается этим с сентября, и процесс еще не завершен. «Справку об уплате долгов и отсутствии задолженностей в налоговом комитете выдают через пять рабочих дней. Ехать с нею в автоЦОН бесполезно. Там сразу же отправляют в районное отделение дорожной полиции. Если вдруг оказывается, что машина проходит по базе, как находящаяся где-то под арестом, то в дорожной полиции говорят, что сначала надо получить справку у судебных исполнителей о снятии с нее ареста. Надо подождать еще 15 дней. Со справкой от судебных исполнителей, выданной на основании справки от налоговой, едешь за справкой в дорожную полицию. Ждешь еще 10 рабочих дней. Наконец, со справкой от дорожной полиции едешь в автоЦОН, где обещают выдать документ о снятии автомобиля с учета в течение, опять же, 15 не календарных, а рабочих дней», – поделилась своим опытом с «Курсивом» Татьяна Лысенко. Она недоумевает, почему дорожная полиция и Комитет госдоходов не договорились организовать процесс по снятию проданных ранее по генеральным доверенностям автомобилей по принципу одного окна, ведь проблема носит массовый характер. «Людей с такими же проблемами, как у нашей семьи, – воз и маленькая тележка. И каждому по нескольку раз приходится отпрашиваться с работы. Разве это нормально? Неужели ничего нельзя сделать?» – возмущается жительница Алматы.

Алгоритм от госорганов

Госорганы РК в курсе проблем населения, связанных с распространенной почти до 2009 года практикой продажи автомобилей без заключения договоров купли-продажи и трудностями снятия с учета оформленных по доверенностям машин. Еще в декабре 2013 года на тот момент заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос Мураталиев признал усугубившееся положение бывших собственников автомобилей после ужесточения правил по сбору транспортного налога. «По сложившейся практике сведения о собственниках транспортных средств передавались в налоговые органы для налогообложения, о чем многие и не знали. Автомобили стареют, изнашиваются, могут получить повреждения в ДТП. В общем, выходят из строя по самым разным причинам. В этих случаях новые фактические владельцы и не собирались снимать их с учета, в лучшем случае перепродавая машины на запчасти. При этом судьба государственных номеров и свидетельств о регистрации транспортных средств никого не интересовала», – констатировал Жандос Мураталиев.

Тогда же, в 2013 году, был предложен и новый порядок снятия с учета автомобилей, проданных по доверенностям в конце 90-х – начале 2000-х годов, который действует до сих пор. Бывшим собственникам автомобилей следует, предварительно выплатив долги по транспортному налогу, явиться в автоЦОНы с письменным заявлением об обстоятельствах вывода транспортных средств из фактического владения, а также утраты государственных регистрационных номеров и документов на автомобиль. Кроме того, в заявлении необходимо по возможности указать имя, фамилию и место жительства лица, время продажи автомобиля и другие сведения, которые позволяют сделать вывод об отсутствии эксплуатации транспортного средства в течение трех последних лет. Соответственно, только при представлении всей этой информации, которая будет сверена с данными о прохождении техосмотров, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, камер видеонаблюдения и сотрудников дорожной полиции, у людей, продавших автомобиль по доверенности, появляется возможность снять его с учета в установленные законодательством сроки.

Предложение снизу

Бывший владелец внедорожника Nissan Patrol Нуржан Искаков скептически относится к возможности снять свою былую собственность с учета. Он не помнит ни места совершения сделки, ни даже имени того человека, которому он продал свою машину. «Все, что я помню, – это приблизительное место, где находился офис нотариуса. Их тогда там много было, а сейчас на этой улице стоят новые дома и нет ни одного нотариуса. Мне кажется, что на самом деле проблема таких, как я, попавших в передрягу людей решается достаточно просто. Нужно всего лишь объявить о замене выпущенных 15-17 лет назад государственных номерных знаков с обязательным запретом их эксплуатации», – предложил алматинец, который пока не знает, где найти 1,5 млн тенге на уплату транспортного налога, начисленного на автомобиль, которого у него давно нет.

инф1.png

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций