Рынок труда: гибкость корпораций и сотрудников станет ценным активом

Опубликовано
Цифровизация бизнес-процессов приведет к трансформации до 50% рабочих мест

Научный сотрудник Европейского института корпоративного управления, профессор Международного института управленческого развития (IMD) Артуро Брис на встрече с сотрудниками казахстанского Сбербанка 15 мая рассказал о грядущих глобальных изменениях на рынке труда. 

Глобальный тренд – цифровизация бизнес-процессов – изменит рынок труда до неузнаваемости: по мнению международных экспертов, в ближайшие 20 лет это приведет к трансформации до 50% рабочих мест. Как считает Артуро Брис, трансформация подразумевает либо полное сокращение этого количества рабочих мест, либо их изменение, но в любом случае персонал крупных организаций должен быть готов к тому, что ему придется осваивать новые правила игры на рынке труда. Также, как к этому должно быть готово и руководство крупных организаций – таких, как «Сбербанк», руководство которого организовало эту встречу. 

«Смогут ли новые технологии создать альтернативную работу для тех людей, которые из-за них работы лишились – этот вопрос актуален для каждого, кто теряет свою работу благодаря автоматизации. «Фольсваген» уже заявил о планах в течение 5 следующих лет автоматизировать полностью свое производство – это значит, что сегодняшние их сотрудники, а в более широком смысле – все работники автомобильной отрасли, уже сегодня должны искать работу», — подчеркнул эксперт близость перемен на рынке труда. 

По его мнению, если автоматизация создает новую систему, то для ее обслуживания потребуются какие-то новые профессиональные навыки, которые следует осваивать высвободившимся специалистам. При этом, отмечает он, речь идет о новых методах работы, а не просто о новой работе как таковой – и это не только вызов, но и новые возможности для персонала, в особенности для того, кто занят работой, не создающей напрямую материальных ценностей, а потому получившей наименование «никчемной». 

«В Великобритании порядка 37% людей считают, что их работа не создает никаких ценностей, эксперты называют ее «никчемной» работой, — говорит Артуро Брис. — Раньше была прямая связь между работой, производительностью и оплатой – я собирал урожай, и это была моя плата. В организациях же мы создали работы, которые не генерируют материальные ценности, типа мойки окон или стрижки деревьев. В медной шахте вы создаете ценности, а в корпорациях мы можем начать перечисление с исполнительного директора – это, на самом деле, никчемная работа, она не создает стоимости.

Некоторые эксперты считают, что если все исполнительные директора умрут, то кризисы можно будет предотвратить. И эффект от исчезновения этой должности будет нулевым с точки зрения воздействия на ценные бумаги той или иной корпорации, поскольку влияние какого-нибудь рабочего на шахте на стоимость этой корпорации выше», — отмечает он. 

По его словам, в таких организациях, как банки, достаточно много именно таких рабочих мест, которые станут первой «мишенью» автоматизации, поскольку при отсутствии создания стоимости они требуют оплаты: для Казахстана, где производительность труда в последние годы выросла в три раза, этот вопрос пока остро не стоит, но  рано или поздно в том же банковском секторе придут к выводу, что какие-то бизнес-процессы и обязанности выгоднее перепоручить искусственному интеллекту, чем содержать в штате отвечающего за их исполнение сотрудника. Тем более, что зачастую такая «никчемная» работа тяготит самих ее исполнителей. 

«Порядка 30% людей сейчас признают, что работа их не вдохновляет – я говорю о том, что людям просто не нравится их работа, несчастье и неудовлетворение своей работой нарастает повсеместно», — заметил профессор IMD. 

В результате уже к 2030 году, по его прогнозу, 50% работы на рынке будут выполняться не штатными сотрудниками, а так называемыми фрилансерами. И роль корпораций на рынке труда резко снизится, в результате чего крупные компании будут нанимать персонал для выполнения конкретных заданий, а не в штат. Таким образом, уже сейчас сотрудники крупных компаний должны понимать, как будет меняться их деятельность с тем, чтобы через 20-30 лет находить источник заработков. Причем находить их, по образному выражению Артуро Бриса, не снимая пижамы перед завтраком. 

«Почему мы стремимся получать лайки в соцсетях? Это социальное признание, до недавнего времени оно не имело монетарной ценности, но сейчас платформы монетизируют лайки, и скоро, когда вы будете что-то размещать, вы будете думать не о лайках, а о долларах, которые вы таким образом заработаете, — утверждает эксперт. — Чем больше у вас будет просмотров, тем больше вероятность, что о вас узнает какая-то компания, которая будет вам платить за рекламу, размещенную на вашей странице – то есть вы можете заработать еще до завтрака. Это работа в пижаме, также я могу до завтрака побегать – можете представить себе мир, в котором нам будут платить за занятия спортом? Такая работа уже существует – сегодня есть компании в Литве, которые монетизируют те гимнастические упражнения, которые выполняет их персонал», — добавляет он.

Помимо этого, зарабатывать с помощью социальных сетей можно за счет предоставления каких-то дополнительных услуг, вроде временного хранения багажа в квартире или предоставления в пользование другим людям собственных вещей, которыми человек в данное время не пользуется – например, автомобиля. Спикер встречи отметил, что при частичной занятости (от 2 часов в сутки) по месту основной работы – а рынок труда в недалеком будущем, по его мнению, приведет именно к такому рабочему дню, у человека может и должно быть до семи-восьми источников дохода. И их количество зависит от его активности в социуме и готовности взаимодействовать с другими людьми в интерактивном режиме. 

По его наблюдениям, поколение 20-летних уже, собственно, живет в такой системе трудовых отношений, не стремясь особо к работе в крупных организациях – и постепенно такое восприятие рынка труда становится массовым.

«Раньше я мечтал, чтобы мои дети получили образование и устроились на работу в крупные корпорации, но они заинтересованы в жизни, которая принесет удовлетворение, — говорит Артуро Брис. — Один из моих студентов, получив приглашение от компании McKinsey, отклонил его, потому что решил заниматься стартапами в Германии. Если бы мне 20 лет назад сказали такое, я бы решил, что человек с ума сошел, но сегодня доходы для молодых людей не ассоциируются с крупными корпорациями. Ценности теперь уже создаются нашими индивидуальными навыками, и для того, чтобы мы могли реализоваться, надо иметь как можно больше навыков. Будьте гибкими – или будете лузерами, и нам нужно подготовить людей для работы за пределами компаний», — подчеркнул он. 

По его словам, в настоящее время в мире очень мало компаний, которые занимаются таким перепрофилированием своего персонала, и тот же «Сбербанк», руководство которого задается сейчас вопросом перепрофилирования своего штата в соответствии с реалиями и тенденциями рынка, получает конкурентное преимущество. Причем понимание того, насколько колоссальными будут изменения на рынке труда, должны быть как у руководства компаний, которые, по словам Бриса, должны выступать инициаторами переобучения своего персонала, так и у каждого конкретного сотрудника той или иной компании. 

«Алгоритм здесь следующий: оцените риски в той сфере, где вы работаете – если риск автоматизации высок, то вы должны создать опции для того, чтобы суметь перейти на другие виды работы, — говорит эксперт.- Следующий шаг: планируйте новые источники доходов, их надо изучать и предвидеть, что они потребуют от вас тех навыков, которыми вы сегодня не обладаете. Следующий шаг – учитесь, вы должны всю жизнь учиться, не останавливаясь. Сейчас технологии будут так быстро менять наш мир, что даже академики будут вынуждены постоянно учиться, и последний шаг – это участие в социальном капитале, будущее не для тех, кто будет создавать технологии, а для тех, кто будет взаимодействовать, потому что доход в большой степени будет зависеть от соцсетей — и ваша гибкость становится вашим основным активом», — утверждает он.  

Артуро Брис в ходе встречи ответил на ряд вопросов сотрудников «Сбербанка», подчеркнув, что новые реалии рынка труда изменят и отношения работодателя с работником. 

SOV_4452.jpg

«Позиция компаний еще 10 лет назад при найме сотрудников сводилась к следующему: «Я хочу, чтобы вы выполняли на своем рабочем месте вот это», к перечислению должностных инструкций. Но теперь все наоборот – позиция компании сводится к тому, что она может сделать для сотрудников: сейчас молодые сотрудники требуют развития, гибкой схемы работы. И компании должны меняться, с точки зрения обучения и стажировки своих сотрудников, чтобы выбирать и получать лучших сотрудников, потому что рабочих мест будет меньше, а источников дохода – больше», — отметил он.

В свою очередь, председатель Правления ДБ АО «Сбербанк России» Александр Камалов, участвовавший в этой встрече, отметил, что был очень рад быть на протяжении нескольких часов «студентом» Артуро Бриса.

«Сегодняшнее присутствие Артуро Бриса – это огромная ценность для компании, многие уже знакомы с ним, он автор книги «Блокчейн» о технологии, которую на сегодня мы пока, может быть, не до конца понимаем, как институализировать, но мы понимаем, что за ней будущее, — сказал Александр Камалов. — И я полностью согласен с тем, что ключевым моментом, который двигает дальше мир, являются люди и качество их образования. На мой взгляд, на сегодня просто быть банкиром уже недостаточно с точки зрения конкуренции – если ты просто банкир, но не представляешь, как развиваются технологии, невозможно создать новый современный востребованный продукт. Если ты просто IT-шник, но не понимаешь, как работает бизнес-модель платформы, то ты не создашь новую уникальную платформу. Поэтому для нас уникальная история общения с Артуро – это огромная ценность», — добавил глава правления банка.

Завершилась же встреча вручением профессору камчи, или, как пошутил Александр Камалов, «инструмента управления номадов», который оказывался эффективным прежде, когда кто-то не работал как надо, но в свете грядущих изменений на рынке труда окончательно утратил этот статус.

Читайте также