Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1725 просмотров

Рынок труда: гибкость корпораций и сотрудников станет ценным активом

Цифровизация бизнес-процессов приведет к трансформации до 50% рабочих мест

Научный сотрудник Европейского института корпоративного управления, профессор Международного института управленческого развития (IMD) Артуро Брис на встрече с сотрудниками казахстанского Сбербанка 15 мая рассказал о грядущих глобальных изменениях на рынке труда. 

Глобальный тренд – цифровизация бизнес-процессов – изменит рынок труда до неузнаваемости: по мнению международных экспертов, в ближайшие 20 лет это приведет к трансформации до 50% рабочих мест. Как считает Артуро Брис, трансформация подразумевает либо полное сокращение этого количества рабочих мест, либо их изменение, но в любом случае персонал крупных организаций должен быть готов к тому, что ему придется осваивать новые правила игры на рынке труда. Также, как к этому должно быть готово и руководство крупных организаций – таких, как «Сбербанк», руководство которого организовало эту встречу. 

«Смогут ли новые технологии создать альтернативную работу для тех людей, которые из-за них работы лишились – этот вопрос актуален для каждого, кто теряет свою работу благодаря автоматизации. «Фольсваген» уже заявил о планах в течение 5 следующих лет автоматизировать полностью свое производство – это значит, что сегодняшние их сотрудники, а в более широком смысле – все работники автомобильной отрасли, уже сегодня должны искать работу», - подчеркнул эксперт близость перемен на рынке труда. 

По его мнению, если автоматизация создает новую систему, то для ее обслуживания потребуются какие-то новые профессиональные навыки, которые следует осваивать высвободившимся специалистам. При этом, отмечает он, речь идет о новых методах работы, а не просто о новой работе как таковой – и это не только вызов, но и новые возможности для персонала, в особенности для того, кто занят работой, не создающей напрямую материальных ценностей, а потому получившей наименование «никчемной». 

«В Великобритании порядка 37% людей считают, что их работа не создает никаких ценностей, эксперты называют ее «никчемной» работой, - говорит Артуро Брис. - Раньше была прямая связь между работой, производительностью и оплатой – я собирал урожай, и это была моя плата. В организациях же мы создали работы, которые не генерируют материальные ценности, типа мойки окон или стрижки деревьев. В медной шахте вы создаете ценности, а в корпорациях мы можем начать перечисление с исполнительного директора – это, на самом деле, никчемная работа, она не создает стоимости.

Некоторые эксперты считают, что если все исполнительные директора умрут, то кризисы можно будет предотвратить. И эффект от исчезновения этой должности будет нулевым с точки зрения воздействия на ценные бумаги той или иной корпорации, поскольку влияние какого-нибудь рабочего на шахте на стоимость этой корпорации выше», - отмечает он. 

По его словам, в таких организациях, как банки, достаточно много именно таких рабочих мест, которые станут первой «мишенью» автоматизации, поскольку при отсутствии создания стоимости они требуют оплаты: для Казахстана, где производительность труда в последние годы выросла в три раза, этот вопрос пока остро не стоит, но  рано или поздно в том же банковском секторе придут к выводу, что какие-то бизнес-процессы и обязанности выгоднее перепоручить искусственному интеллекту, чем содержать в штате отвечающего за их исполнение сотрудника. Тем более, что зачастую такая «никчемная» работа тяготит самих ее исполнителей. 

«Порядка 30% людей сейчас признают, что работа их не вдохновляет – я говорю о том, что людям просто не нравится их работа, несчастье и неудовлетворение своей работой нарастает повсеместно», - заметил профессор IMD. 

В результате уже к 2030 году, по его прогнозу, 50% работы на рынке будут выполняться не штатными сотрудниками, а так называемыми фрилансерами. И роль корпораций на рынке труда резко снизится, в результате чего крупные компании будут нанимать персонал для выполнения конкретных заданий, а не в штат. Таким образом, уже сейчас сотрудники крупных компаний должны понимать, как будет меняться их деятельность с тем, чтобы через 20-30 лет находить источник заработков. Причем находить их, по образному выражению Артуро Бриса, не снимая пижамы перед завтраком. 

«Почему мы стремимся получать лайки в соцсетях? Это социальное признание, до недавнего времени оно не имело монетарной ценности, но сейчас платформы монетизируют лайки, и скоро, когда вы будете что-то размещать, вы будете думать не о лайках, а о долларах, которые вы таким образом заработаете, - утверждает эксперт. - Чем больше у вас будет просмотров, тем больше вероятность, что о вас узнает какая-то компания, которая будет вам платить за рекламу, размещенную на вашей странице – то есть вы можете заработать еще до завтрака. Это работа в пижаме, также я могу до завтрака побегать – можете представить себе мир, в котором нам будут платить за занятия спортом? Такая работа уже существует – сегодня есть компании в Литве, которые монетизируют те гимнастические упражнения, которые выполняет их персонал», - добавляет он.

Помимо этого, зарабатывать с помощью социальных сетей можно за счет предоставления каких-то дополнительных услуг, вроде временного хранения багажа в квартире или предоставления в пользование другим людям собственных вещей, которыми человек в данное время не пользуется – например, автомобиля. Спикер встречи отметил, что при частичной занятости (от 2 часов в сутки) по месту основной работы – а рынок труда в недалеком будущем, по его мнению, приведет именно к такому рабочему дню, у человека может и должно быть до семи-восьми источников дохода. И их количество зависит от его активности в социуме и готовности взаимодействовать с другими людьми в интерактивном режиме. 

По его наблюдениям, поколение 20-летних уже, собственно, живет в такой системе трудовых отношений, не стремясь особо к работе в крупных организациях – и постепенно такое восприятие рынка труда становится массовым.

«Раньше я мечтал, чтобы мои дети получили образование и устроились на работу в крупные корпорации, но они заинтересованы в жизни, которая принесет удовлетворение, - говорит Артуро Брис. - Один из моих студентов, получив приглашение от компании McKinsey, отклонил его, потому что решил заниматься стартапами в Германии. Если бы мне 20 лет назад сказали такое, я бы решил, что человек с ума сошел, но сегодня доходы для молодых людей не ассоциируются с крупными корпорациями. Ценности теперь уже создаются нашими индивидуальными навыками, и для того, чтобы мы могли реализоваться, надо иметь как можно больше навыков. Будьте гибкими – или будете лузерами, и нам нужно подготовить людей для работы за пределами компаний», - подчеркнул он. 

По его словам, в настоящее время в мире очень мало компаний, которые занимаются таким перепрофилированием своего персонала, и тот же «Сбербанк», руководство которого задается сейчас вопросом перепрофилирования своего штата в соответствии с реалиями и тенденциями рынка, получает конкурентное преимущество. Причем понимание того, насколько колоссальными будут изменения на рынке труда, должны быть как у руководства компаний, которые, по словам Бриса, должны выступать инициаторами переобучения своего персонала, так и у каждого конкретного сотрудника той или иной компании. 

«Алгоритм здесь следующий: оцените риски в той сфере, где вы работаете – если риск автоматизации высок, то вы должны создать опции для того, чтобы суметь перейти на другие виды работы, - говорит эксперт.- Следующий шаг: планируйте новые источники доходов, их надо изучать и предвидеть, что они потребуют от вас тех навыков, которыми вы сегодня не обладаете. Следующий шаг – учитесь, вы должны всю жизнь учиться, не останавливаясь. Сейчас технологии будут так быстро менять наш мир, что даже академики будут вынуждены постоянно учиться, и последний шаг – это участие в социальном капитале, будущее не для тех, кто будет создавать технологии, а для тех, кто будет взаимодействовать, потому что доход в большой степени будет зависеть от соцсетей - и ваша гибкость становится вашим основным активом», - утверждает он.  

Артуро Брис в ходе встречи ответил на ряд вопросов сотрудников «Сбербанка», подчеркнув, что новые реалии рынка труда изменят и отношения работодателя с работником. 

SOV_4452.jpg

«Позиция компаний еще 10 лет назад при найме сотрудников сводилась к следующему: "Я хочу, чтобы вы выполняли на своем рабочем месте вот это", к перечислению должностных инструкций. Но теперь все наоборот – позиция компании сводится к тому, что она может сделать для сотрудников: сейчас молодые сотрудники требуют развития, гибкой схемы работы. И компании должны меняться, с точки зрения обучения и стажировки своих сотрудников, чтобы выбирать и получать лучших сотрудников, потому что рабочих мест будет меньше, а источников дохода – больше», - отметил он.

В свою очередь, председатель Правления ДБ АО «Сбербанк России» Александр Камалов, участвовавший в этой встрече, отметил, что был очень рад быть на протяжении нескольких часов «студентом» Артуро Бриса.

«Сегодняшнее присутствие Артуро Бриса – это огромная ценность для компании, многие уже знакомы с ним, он автор книги "Блокчейн" о технологии, которую на сегодня мы пока, может быть, не до конца понимаем, как институализировать, но мы понимаем, что за ней будущее, - сказал Александр Камалов. - И я полностью согласен с тем, что ключевым моментом, который двигает дальше мир, являются люди и качество их образования. На мой взгляд, на сегодня просто быть банкиром уже недостаточно с точки зрения конкуренции – если ты просто банкир, но не представляешь, как развиваются технологии, невозможно создать новый современный востребованный продукт. Если ты просто IT-шник, но не понимаешь, как работает бизнес-модель платформы, то ты не создашь новую уникальную платформу. Поэтому для нас уникальная история общения с Артуро – это огромная ценность», - добавил глава правления банка.

Завершилась же встреча вручением профессору камчи, или, как пошутил Александр Камалов, «инструмента управления номадов», который оказывался эффективным прежде, когда кто-то не работал как надо, но в свете грядущих изменений на рынке труда окончательно утратил этот статус.


1003 просмотра

Как зловреды атакуют наши браузеры

Что с ними делать, рассказывает управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии и Монголии

Фото: Shutterstock

Большинство браузеров предлагают сохранить вашу информацию: логины и пароли от аккаунтов, данные банковской карты, которой вы расплачиваетесь в интернет-магазинах, имя, фамилию и номер паспорта при покупке билетов и так далее. Это удобно: вы можете сэкономить кучу времени на заполнении одинаковых форм и не беспокоиться о забытых паролях. Однако есть один нюанс: все эти данные могут достаться злоумышленникам, если на вашем компьютере заведется стилер – зловред, крадущий информацию, в том числе из браузера.

Популярность таких программ среди интернет-мошенников в последнее время растет, только за первую половину этого года продукты «Лаборатории Касперского» обнаружили свыше 940 тыс. атак стилеров. Это на треть больше, чем за тот же период 2018-го. 

Строго говоря, стилеров интересуют не только те данные, которые сохранены в браузерах. Также они крадут данные криптокошельков, игровых площадок и файлы с рабочего стола (надеемся, что вы не храните в них ценную информацию вроде списка паролей).

Однако браузеры превратились в хаб для личной жизни, работы и шопинга, и зачастую оттуда можно позаимствовать куда больше конфиденциальных сведений, чем из других программ. Давайте разберемся, как стилеры добираются до сохраненных в браузере данных.

Как браузеры хранят ваши данные

Разработчики браузеров стремятся защитить информацию, которую им доверили. Для этого они шифруют информацию, а расшифровать ее можно только на том устройстве и из того аккаунта, в котором вы эту информацию сохранили. Так что если просто украсть файл с данными автозаполнения, то воспользоваться им не получится – в нем все надежно зашифровано.

Однако есть один нюанс. По умолчанию разработчики брау­зеров предполагают, что свои устройство и аккаунт вы хорошо защитили, поэтому программа, запущенная с вашего аккаунта на вашем компьютере, может без проблем достать и расшифровать сохраненные данные. Ведь она действует как бы от вашего имени. К сожалению, это относится и к зловреду, проникшему на устройство и запущенному под вашей учетной записью.

Единственный браузер, предлагающий дополнительную защиту сохраненной информации от посторонних, – это Firefox: в нем можно создать мастер-пароль, без ввода которого данные расшифровать не получится даже на вашем компьютере. Однако эта опция по умолчанию отключена.

Как стилеры воруют данные из Chrome

Google Chrome и другие брау­зеры на движке Chromium, например Opera или «Yandex.Браузер», всегда хранят данные пользователя в одном и том же месте, поэтому стилеру не составит проблем их найти. В теории эти данные хранятся в зашифрованном виде. Однако если зловред уже проник в систему, то все его действия происходят как бы от вашего имени.

Поэтому зловред просто вежливо просит специальную систему браузера, отвечающую за шифрование сохраненной на компьютере информации, расшифровать эти данные. Поскольку такие запросы от лица пользователя по умолчанию считаются безопасными, в ответ стилер получит ваши пароли и данные кредиток.

Как стилеры воруют данные из Firefox

Firefox работает немного иначе: чтобы спрятать базу данных с паролями и прочим от посторонних, браузер создает для нее профиль со случайным именем, поэтому зловред не может заранее знать, где ее искать. Однако само название файла с сохраненными данными не меняется. Поэтому ничто не мешает стилеру перебрать все профили (ведь папки с ними собраны в одном месте) и опознать нужный файл.
После этого зловред опять-таки попросит соответствующий модуль браузера расшифровать файлы и тоже добьется успеха, ведь он действует якобы от вашего имени.

Как стилеры воруют данные из Internet Explorer и Edge

Родные браузеры Windows используют для ваших данных специальные хранилища. В разных версиях программ методы защиты вашей информации и сами хранилища различаются, но их надежность все равно оставляет желать лучшего: в этом случае зловред тоже без труда получит ваши пароли и данные кредиток, запросив их у хранилища от вашего имени.

Одним словом, проблема одинакова для всех браузеров и заключается в том, что расшифровку сохраненных в браузере данных зловред запрашивает как бы от имени пользователя, поэтому у браузера нет никаких оснований ему отказать.

Что станет с украденными стилером данными?

Заполучив пароли и другую информацию из браузера в открытом виде, зловред отправит ее своим хозяевам. Дальше возможны два варианта: либо создатели зловреда воспользуются ею сами, либо, что более вероятно, продадут на черном рынке другим киберпреступникам – такой товар всегда в цене.

Так или иначе, если среди сохраненной информации были ваши логины и пароли, то у вас, скорее всего, угонят парочку аккаунтов и попытаются развести на деньги ваших друзей. Если вы хранили в браузере данные банковских карт, убытки могут оказаться более прямыми – ваши деньги потратят или переведут на свои счета.

Также краденые аккаунты могут использоваться со множеством других целей – от распространения спама и раскрутки сайтов или приложений до рассылки вирусов и отмывки денег, украденных у других людей (и если этой активностью заинтересуется полиция, то с вопросами придут к вам).

Как защитить данные от стилеров

Как видите, если зловред проник на ваш компьютер, сохраненные в браузере данные, а вместе с ними ваши финансы и репутация оказываются под угрозой. Чтобы избежать такой ситуации:

•    Не доверяйте браузеру хранение важной информации вроде данных банковских карт – вводить их каждый раз вручную хоть и дольше, но гораздо безопаснее. А пароли можно хранить в менеджере паролей. Например, встроенный менеджер паролей есть в Kaspersky Total Security.

•    Если вы пользуетесь Firefox, можете на всякий случай защитить сохраненные в браузере данные мастер-паролем. Для этого щелкните на три полоски в правом верхнем углу браузера и выберите «Настройки», перей­дите на вкладку «Приватность и защита», промотайте вниз до блока «Логины и пароли» и поставьте галочку «Использовать мастер-пароль». Браузер попросит вас придумать этот пароль. Чем длиннее и сложнее он будет, тем труднее будет злоумышленникам его подобрать.

•    И самое главное: лучший способ сберечь данные – это не дать зловреду проникнуть на ваш компьютер. Для этого установите надежное защитное решение, которое не пропустит заразу на ваш компьютер.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций