Перейти к основному содержанию

2237 просмотров

Мы не следуем трендам, а задаем их

XII Астанинский экономический форум состоится в Нур-Султане 16-17 мая

В этом году АЭФ пройдет на суперсовременной площадке Конгресс-Центра, на территории EXPO. Организатором форума в этом году является АО «НК «Астана ЭКСПО-2017».

Главная тема одной их самых крупных конференций в Евразии звучит так: «Вдохновляющий рост: люди, города, экономики». Ожидается, что в форуме примут участие около пяти тысяч человек, представляющие около 60 стран. По традиции среди них будет много наших выдающихся современников – нобелевских лауреатов, крупных политиков, известных экономистов, ведущих экспертов в своих отраслях.  О том, какие события ожидаются в рамках АЭФ-2019 и какой эффект от него получит Казахстан, мы поговорили с управляющим директором нацкомпании Русланом Жемковым.

 - Уже 12 лет подряд каждый год столица Казахстана превращается в международную деловую площадку. В чем главная ценность АЭФ для нашей страны и мира в целом?

 - Я скажу так: Астанинский экономический форум – это не просто бренд с двенадцатилетней историей. На этой площадке решаются конкретные практические задачи. Конференция возникла не просто так. В мире постоянно появляются новые вызовы. Люди пытаются понять, будут ли новые кризисы. Рождаются различные политические процессы, на которые часто бывает болезненная реакция, в том числе с нашей стороны. Все это нужно анализировать, обсуждать, строить планы. Тут важен обмен идеями, а не формальность. Поэтому на АЭФ поднимаются только актуальные вопросы современности. Часто случаются споры, но в именно в этих спорах зачастую рождается истина.  

- Можно привести конкретные примеры практических решений, родившихся на форуме? 

- Без проблем! За время работы АЭФ было выработано множество рекомендаций, которые серьезно повлияли на мировую экономическую повестку. Их учитывали при принятии решений такие площадки, как G8, G20, ЭКОСОС ООН и другие. Рекомендации экспертов АЭФ озвучивались с самых высоких трибун, например на Пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН – выше уже некуда. 

На сессиях в рамках АЭФ президент Франции Франсуа Олланд высказывался о ценах на нефть и о внедрении «зеленых» технологий. Сооснователь Apple Стив Возняк обсуждал глобальную цифровизацию экономики и криптовалюту. Известный физик Митио Каку озвучивал смелые сценарии по поводу того, как будет выглядеть мир через двадцать, пятьдесят и даже сто лет.

Я считаю, и со мной согласны другие участники форума, что в нашем мире, раздираемым конфликтами, санкционными войнами, взаимной нетерпимостью, очень важно уметь вести диалог. Этот подход пропагандирует АЭФ и Казахстан в целом.

 - Почему темой форума стали именно люди, города и экономики? Считаете ли Вы, что сегодня они являются основными драйверами роста?

 - Давайте сначала о людях. Человечество уже вступило в новую эру –  эру четвертой промышленной революции. Старые экономические модели уже не работают. Значит, надо выработать новые подходы. Нужно искать баланс между глобальной цифровизацией и ценностью человеческого ресурса. Раньше энергетические запасы или географическое положение давали странам определенные преимущества. Сегодня они отходят на второй план.

Многие эксперты считают, что в ближайшие годы важнейшими факторами станут качество человеческого капитала, а также технологичность экономики и уровень развития городов. 

В одном из докладов Всемирного экономического форума было упомянуто, что в мире используется только 62% человеческого потенциала в плане получения новых знаний и их продуктивного использования. То есть резерв тут есть, и разные страны уже пытаются его использовать. Человечество будет переходить от экономики знаний к экономике человека. Все большую ценность приобретают качества, которые невозможно запрограммировать -  творчество, характер и дух сотрудничества. 

Что касается второго фактора, в городах, по прогнозам, к 2050 году будут проживать около 70% населения мира. Это очень актуальный для нас вопрос, потому что в Казахстане низкая плотность населения. Но мы уже делаем шаги в эту сторону – я имею ввиду инициативу о создании центров экономического роста, развитие «умных» городов, которые станут локомотивами регионального развития.

Те общества, которые не обратят внимание на эти факторы, могут навсегда остаться в списке неразвитых. Но мы-то хотим быть развитыми? Мы же на пути в тридцатку самых передовых стран мира. Значит, нам жизненно важно держать руку на пульсе последних изменений и трендов. Формат работы АЭФ дает нам возможность участвовать в важных переговорах на своей территории, предоставляя площадку для обмена идеями, знаниями и опытом.

- Какие наиболее актуальные проблемы вошли в повестку дня нынешнего форума? Это исключительно внутриказахстанские вопросы или характерные для мира в целом?

- Мы выделяем несколько актуальных тем в нашей программе. Это влияние четвертой промышленной революции – той самой, о которой я уже говорил – на оптимизацию рабочих мест. Еще мы обсудим миграционные вызовы как следствие глобального неравенства, борьбу городов за творческие умы, повышение уровня доверия в треугольнике «государство-бизнес-гражданское общество». Важной темой станет преодоление цифрового неравенства – трансферт знаний в регионы. Поговорим о проблеме благосостояния населения и об укреплении среднего класса как основы человеческого капитала.

Я думаю, не нужно объяснять, насколько эти вопросы важны для нашей страны. Но они же актуальны и для очень многих других государств! Поэтому мы ожидаем, что на полях АЭФ произойдет обсуждение разных успешных практик, применяемых в мире. У нас тут довольно большие амбиции – мы хотим, чтобы форум задавал стандарты принятия эффективных решений и создания успешных стратегий развития городов. 

Кстати, поскольку мы собираемся обсуждать концепции развития городов, урбанистическая тема выбрана как стиль оформления форума. Все залы в рамках АЭФ будут названы в честь ключевых финансовых хабов мира. 

- Какие эксперты примут участие в форуме?

- Мы ждем в гости таких знаменитостей, как лауреат Нобелевской премии в экономике 2018 года Пол Ромер и еще два обладателя нобелевской премии мира 2007 и 2016 годов – Рае Квон Чунга и Хуана Манеэля Сантоса, а также  директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард, экс-заместитель председателя Федерального резерва США Стэнли Фишер, глава Сбербанка России Герман Греф. Также в рамках форума можно будет встретиться с заместителем генсека ООН Армидой Салсия Алишахбана, экс-главным экономистом МВФ Кеннетом Рогоффом и другими.

В пленарной сессии выступят президент Армении Армен Саркисян, премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе, вице-премьер Госсовета КНР Хань Чжэн, председатель совета директоров Nokia Corporation Ристо Сииласма. На форуме примут участие главы Таллина, Еревана, Харбина, Урумчи, Оренбурга, представители городских администраций Москвы, Флоренции и Бангкока. С приветственным словом выступит и аким столицы Казахстана Бахыт Султанов. 

Перечислить всех спикеров сейчас будет просто невозможно – это более 100 имен.

В этом году мы добавили несколько новых форматов. Впервые будет проведен круглый стол с участием Международного валютного фонда. Планируется первый казахстанский форум по целям устойчивого развития ООН, а также конференция с участием министров финансов разных государств. Кроме того, впервые за 11 лет будет введен формат АЭФ Talks, ориентированный на молодежь и студентов – для них вход будет бесплатным.

- АЭФ всегда проводился на разных площадках. Почему вы решили в этом году снова разместиться на площадках EXPO?  

- Все очень просто: территория EXPO обладает множеством преимуществ. Одно из них — суперсовременная инфраструктура, которая доказала свою эффективность во время выставки ЭКСПО. Это место идеально подходит для АЭФ. 

Я уверен, что и в будущем территория делового центра ЭКСПО не раз станет площадкой для других крупных международных мероприятий. 

Еще раз скажу: тут есть готовая развитая инфраструктура. Её наличие помогает сэкономить бюджеты. 

- Кстати, о деньгах. Возвращаются ли выделенные деньги в казну?

- По подсчетам Института экономических исследований, затраты на проведение форума окупятся более, чем в два раза. Арифметика тут простая: большая часть затрат на АЭФ-2019 – это расходы на техническое и информационное сопровождение и оснащение. Наши подрядчики – казахстанские компании, поэтому все потраченные деньги остаются в нашей стране. По сути, это инвестиции в телекоммуникационную отрасль, а это около двух процентов ВВП Казахстана. Инвестицию в эту сферу дадут импульс для развития всей экономики. В таких случаях срабатывает мультипликативный эффект: предприятия для выполнения своих обязательств заказывают поставки сырья, оборудования, организуют логистику и прочее. В целом этот эффект может составить до 3,3 млрд тенге. При этом дополнительный прирост ВВП составит 2,1 млрд тенге – в полтора раза выше затрат на проведение мероприятия. Речь идет о дополнительных рабочих местах, отчислении налогов и так далее.

Кроме того, на форуме всегда заключаются крупные контракты и меморандумы – здесь мы говорим уже о десятках миллиардов тенге. То есть, отложенный долгосрочный эффект будет еще выше. 

И еще есть вещи, которые сложно оценить в деньгах. Это вклад в тот самый человеческий капитал, о котором мы столько говорим. Как вы помните, у молодого поколения будет возможность бесплатно поучаствовать в работе форума. Молодежь получит новые знания, поучаствует в обмене мнениями на площадке АЭФ – все это бесценный опыт, который ничто не заменит. 

- Форум проводится уже в двенадцатый раз. Как Вы думаете, что позволяет проекту существовать так долго?

- Несмотря на то, что АЭФ может смело позиционироваться «азиатским Давосом», некоторые люди до сих пор не понимают его стратегической важности. Речь идет об инвестиционной привлекательности Казахстана. 

Мы постоянно повышаем уровень и качество мероприятия. Все мы хотим, чтобы Казахстан в глазах мирового сообщества обрел лицо сильного и перспективного государства, которое не просто следует мировым трендам, а задает их. АЭФ работает как раз на это. Подобные мероприятия показывают, что в нашей стране благоприятный инвестиционный климат, есть все условия для эффективного ведения бизнеса. Сотни и тысячи предпринимателей, экспертов, лидеров мнений со всего мира приезжают и убеждаются в этом сами. Вслед за ними идут инвестиции. А инвестиции – это то, что неизбежно повлияет на качество жизни всех простых граждан. В этом мы, как организаторы АЭФ, видим для себя главную цель нашей работы.

2832 просмотра

Почему казахстанцам продолжают начислять налоги на давно проданные автомобили

Даже оплата транспортного налога за давно проданное авто еще не означает окончания проблем

Фото: Shutterstock

Извещения о больших долгах по налогам становятся неприятным сюрпризом для граждан страны уже несколько лет подряд. Невольными должникам оказываются в том числе те, кто продал свой автомобиль по доверенности в начале 2000-х годов.

На 1 января 2019 года задолженность по налогам имели 1,4 млн казахстанцев, общая сумма задолженности – 20,9 млрд тенге, из которых 6,6 млрд приходилось на начисленные пени. 70% задолженности приходилось на налог на транспортные средства. Такие данные озвучил летом вице-министр финансов РК Канат Баедилов, анонсируя проведение налоговой амнистии для физлиц (действует в республике до конца года; по ее условиям тем, кто оплатит основной долг до 31 декабря, начисленная пеня будет списана автоматически). Люди со значительными долгами по транспортному налогу – нередко вовсе не злостные налогоплательщики. Они просто продали свой автомобиль по генеральной доверенности – такая практика была широко распространена в Казахстане еще несколько лет назад.

Судя по архивным публикациям СМИ, в 2004-2005 годах до 70% казахстанцев управляли автомобилями на основании генеральной доверенности.

Почему была популярна доверенность

Популярность этого вида документов у населения объяснялась просто. В отличие от договора купли-продажи, на оформление которого вместе с учетными процедурами по передаче автомобиля от старого владельца новому хозяину уходило до трех рабочих дней, доверенность сроком на три года с правом продажи транспортного средства выписывалась в течение нескольких минут. Не так много времени занимала и регистрация нотариально заверенного документа в отделениях дорожной полиции – это было необходимо сделать в течение 10 рабочих дней. Даже несмотря на наличие внушительных очередей и обязательную сверку номеров кузова и двигателя автомобиля с данными техпаспорта, хватало трех-четырех часов.

Не менее важно, что услуги нотариуса даже вместе с ускоренной регистрацией доверенности в дорожной полиции в общей сложности стоили, например, в 2002 году максимум 4000 тенге. За полное оформление договора купли-продажи нужно было отдать 15 500 тенге ($100 на тот момент), при том что средняя заработная плата по стране в 2002 году составляла 20 305 тенге, а автомобиль Mazda 626 1989 года выпуска стоил $1800. Никто из казахстанцев, продававших тогда автомобили, и предположить не мог, что спустя много лет им придется заплатить за генеральную доверенность намного больше.

Проблема со стажем

Проблеме с долгами по транспортному налогу за проданные ранее по доверенности автомобили уже несколько лет, и она сохраняет актуальность – все больше казахстанцев узнают о своих задолженностях перед государством. Без погашения этих долгов нет возможности выехать за границу или взять кредит в банке. Чаще всего история начинается с квитанции за коммунальные услуги, где вдруг появляется графа с задолженностью по налогам на сумму, порой в разы превышающую ежемесячную зарплату даже высокооплачиваемого специалиста. И только после обращения в районные департаменты государственных доходов люди узнают, что им необходимо оплатить транспортный налог за автомобиль, проданный по доверенности более 10–15 лет назад. Получившие извещение бывшие автовладельцы обязаны погасить долги за последние пять лет, а также оплатить транспортный налог за текущий год вне зависимости – хоть и продали свой автомобиль по доверенности в 2001-м или, скажем, в 2004 году.

По словам одного из экс-владельцев внедорожника Nissan Patrol 1991 года выпуска, представившегося «Курсиву» Нуржаном Искаковым, ему предписано оплатить транспортный налог на общую сумму более 1,5 млн тенге. «Честно говоря, я уже и забыл, что у меня была эта машина. Только придя в налоговую, вспомнил о ней. Хороший внедорожник, только вот топлива ест много да и в обслуживании был дорогой. Налоги к тому же из-за объема двигателя были огромными. Потому и продал ее, как тогда было принято, по генеральной доверенности. В 2003 году это было. Покупатель, помню, обещал машину оформить на себя. Теперь оказывается, что до сих пор на мне висит. Неизвестно, где она находится. Может, за эти годы уже на запчасти разобрали», – рассказал «Курсиву» Нуржан Искаков.

Семья живущей в Алматы Татьяны Лысенко узнала о наличии долгов по транспортному налогу из полученной этим летом квитанции за коммунальные услуги. «У нас Mercedes был. Продали, кажется, в 2001 году. Людей, которым продавали, не помним. Где они и чем занимаются – не знаем. Налог мы оплатили еще в сентябре за несколько лет. Почти 300 тысяч тенге! Я была в ужасе и трансе! Но надо платить. Потому что если не сделать этого, то будут заблокированы все счета и водительские права», – заметила в беседе с «Курсивом» Татьяна Лысенко.

Справка на справке

Естественно, что следующим шагом всех людей, когда-то продавших свои автомобили по генеральной доверенности, становится попытка снять с учета машины, которые им уже давно фактически не принадлежат. Прежде всего для того, чтобы в будущем не платить налоги и штрафы «за того парня». Из бесед с бывшими владельцами автомобилей выясняется, что сделать это не так уж и просто – в первую очередь потому, что ни у кого из них нет на руках техпаспорта и каких-либо других правоустанавливающих документов. В итоге процедура по снятию машин с учета затягивается на несколько месяцев. Семья Татьяны Лысенко занимается этим с сентября, и процесс еще не завершен. «Справку об уплате долгов и отсутствии задолженностей в налоговом комитете выдают через пять рабочих дней. Ехать с нею в автоЦОН бесполезно. Там сразу же отправляют в районное отделение дорожной полиции. Если вдруг оказывается, что машина проходит по базе, как находящаяся где-то под арестом, то в дорожной полиции говорят, что сначала надо получить справку у судебных исполнителей о снятии с нее ареста. Надо подождать еще 15 дней. Со справкой от судебных исполнителей, выданной на основании справки от налоговой, едешь за справкой в дорожную полицию. Ждешь еще 10 рабочих дней. Наконец, со справкой от дорожной полиции едешь в автоЦОН, где обещают выдать документ о снятии автомобиля с учета в течение, опять же, 15 не календарных, а рабочих дней», – поделилась своим опытом с «Курсивом» Татьяна Лысенко. Она недоумевает, почему дорожная полиция и Комитет госдоходов не договорились организовать процесс по снятию проданных ранее по генеральным доверенностям автомобилей по принципу одного окна, ведь проблема носит массовый характер. «Людей с такими же проблемами, как у нашей семьи, – воз и маленькая тележка. И каждому по нескольку раз приходится отпрашиваться с работы. Разве это нормально? Неужели ничего нельзя сделать?» – возмущается жительница Алматы.

Алгоритм от госорганов

Госорганы РК в курсе проблем населения, связанных с распространенной почти до 2009 года практикой продажи автомобилей без заключения договоров купли-продажи и трудностями снятия с учета оформленных по доверенностям машин. Еще в декабре 2013 года на тот момент заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос Мураталиев признал усугубившееся положение бывших собственников автомобилей после ужесточения правил по сбору транспортного налога. «По сложившейся практике сведения о собственниках транспортных средств передавались в налоговые органы для налогообложения, о чем многие и не знали. Автомобили стареют, изнашиваются, могут получить повреждения в ДТП. В общем, выходят из строя по самым разным причинам. В этих случаях новые фактические владельцы и не собирались снимать их с учета, в лучшем случае перепродавая машины на запчасти. При этом судьба государственных номеров и свидетельств о регистрации транспортных средств никого не интересовала», – констатировал Жандос Мураталиев.

Тогда же, в 2013 году, был предложен и новый порядок снятия с учета автомобилей, проданных по доверенностям в конце 90-х – начале 2000-х годов, который действует до сих пор. Бывшим собственникам автомобилей следует, предварительно выплатив долги по транспортному налогу, явиться в автоЦОНы с письменным заявлением об обстоятельствах вывода транспортных средств из фактического владения, а также утраты государственных регистрационных номеров и документов на автомобиль. Кроме того, в заявлении необходимо по возможности указать имя, фамилию и место жительства лица, время продажи автомобиля и другие сведения, которые позволяют сделать вывод об отсутствии эксплуатации транспортного средства в течение трех последних лет. Соответственно, только при представлении всей этой информации, которая будет сверена с данными о прохождении техосмотров, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, камер видеонаблюдения и сотрудников дорожной полиции, у людей, продавших автомобиль по доверенности, появляется возможность снять его с учета в установленные законодательством сроки.

Предложение снизу

Бывший владелец внедорожника Nissan Patrol Нуржан Искаков скептически относится к возможности снять свою былую собственность с учета. Он не помнит ни места совершения сделки, ни даже имени того человека, которому он продал свою машину. «Все, что я помню, – это приблизительное место, где находился офис нотариуса. Их тогда там много было, а сейчас на этой улице стоят новые дома и нет ни одного нотариуса. Мне кажется, что на самом деле проблема таких, как я, попавших в передрягу людей решается достаточно просто. Нужно всего лишь объявить о замене выпущенных 15-17 лет назад государственных номерных знаков с обязательным запретом их эксплуатации», – предложил алматинец, который пока не знает, где найти 1,5 млн тенге на уплату транспортного налога, начисленного на автомобиль, которого у него давно нет.

инф1.png

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций