Перейти к основному содержанию


1 просмотр

Из-за низких зарплат в Уральске не хватает водителей автобусов

Перевозчики города теряют в месяц до 3 млн тенге прибыли

Фото: Shutterstock.com

Ежедневно, по данным городского отдела пассажирского транспорта и автодорог, на линии не выходит по 2-3 автобуса у каждого из 6 предприятий-пассажироперевозчиков. Нехватку водителей объясняют низкими заработками – квалифицированные специалисты не хотят целый день «крутить баранку» за 50 тыc. тенге в месяц.

О том, что в городских автопарках начал формироваться дефицит водительских кадров, корреспонденту «Курсива» сообщил руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Уральска Казбек Менеев.

«В автобусных парках есть нехватка водителей. На маршрутах ездят в основном водители в возрасте за 50 лет, молодые специалисты не идут в городские автопарки, они предпочитают работать по вахтам в Атырау или Аксае. Водительский труд очень тяжелый: подъем – в 5 часов утра, техосмотр, медосвидетельствование, получение путевого листа. За рулем автобуса он ездит практически весь световой день и возвращается на базу ночью – в 10 часов. Сменщиков у водителей в ряде автопарков нет из-за того же дефицита кадров. Хотя они должны быть.
Сейчас в ТОО «ОралТехСервис» периодически простаивают 2-3 новеньких автобуса, по которым предприятие платит кредиты, но они не работают. Отсюда и жалобы на нерегулярность рейсов, долгие интервалы движения. Это же цепная реакция: нет автобуса на линии, его никто не заменит по его графику», – объясняет Менеев.

Исполнительный директор Ассоциации пассажироперевозчиков ЗКО Аскар Муканов в интервью корреспонденту «Курсива» отметил, что имеется нехватка квалифицированных водителей в городских автопарках, особенно остро она ощущается в трех предприятиях, которые работают без привлечения сторонней техники, – это ТОО «ОралТехСервис», ТОО «ОралАвтоТранс», ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк». Причина тому проста – у водителей низкая заработная плата – в среднем 50 тыс. тенге в месяц.

«Быть водителем общественного транспорта – это серьезная ответственность, и при этом – тяжелый труд, – рассуждает Аскар Муканов. – И этот труд должен достойно оплачиваться.
В законодательной документации относительно общественных перевозок отмечено, что зарплата водителей должна быть не меньше среднестатистической зарплаты по региону – у нас это порядка 160 тысяч тенге, а зарплата кондуктора – не менее 70% (это 112 тыс. тенге в месяц). Но платить такие деньги своим сотрудникам перевозчики не могут – у них сейчас убытки не покрывают прибыли».

Руководитель ТОО «ОралТехСервис» Александр Баклан рассказал корреспонденту «Курсива», что на данный момент в его предприятии на линии ежедневно не выходят три новеньких автобуса марки «Вектор», которое предприятие закупило в ноябре 2019 года – на них нет водителей.

«В кредит мы закупили 15 автобусов марки «Вектор», за которые в месяц платим 7,5 млн тенге, за один автобус – 500 тысяч тенге, – говорит Александр Баклан. – Каждый «Вектор» в день приносит прибыль чуть больше 30 тысяч тенге, следовательно, в день мы теряем в выручке порядка 100 тысяч тенге, в месяц – почти 3 млн тенге. Неквалифицированных водителей на новые автобусы не посадишь, а профессионалы молодого поколения не идут к нам работать, потому что зарплаты низкие».

По словам господина Баклана, тариф на автобусные перевозки – 80 тенге с одного пассажира – уже давно не покрывает их убытков. Он был повышен с 60 до 80 тенге в 2015 году. И за это время стоимость дизтоплива уже выросла в 2 с лишним раза – с 94 тенге за литр до 195-200 тенге. За те же три года втрое подорожали автобусы марки «МАЗ», которые работают на маршруте № 2 этого пассажироперевозчика: с 18 до 60 млн тенге.

«Я неоднократно во время встреч с представителями власти в областной Палате предпринимателей поднимал вопрос о том, что нас, пассажироперевозчиков, нужно поддерживать, выплачивать нам субсидии, – отмечает Александр Баклан. – Специалисты городского акимата сами сделали расчеты, согласно которым провоз одного пассажира нам обходится в 180 тенге и на выплату всех субсидий нужно свыше 3 млрд тенге. Но платить эти субсидии в полном объеме они никак не начнут.
В этом году на субсидии всем пассажироперевозчикам Уральска выделили 190 млн тенге, и теперь в месяц мы получаем 6,5 млн тенге господдержки. Но это капля в море – всего 5% от необходимой нам помощи. Нас эти деньги не спасают: мы берем запчасти в автомагазинах в долг, дизтопливо – в долг.
Наш бизнес уже давно перестал приносить реальную прибыль, и без господдержки проблемы пассажироперевозчиков будут нарастать как снежный ком. О каком обновлении автопарков можно вести речь, если нам не хватает своих денег даже на запчасти?!»


1004 просмотра

Как в Шымкенте дорожные знаки лишают бизнес доходов

Борьба с преступностью обернулась против бизнеса

Изображение: Shutterstock.com

Предприниматели все чаще выступают против установки знаков «остановка запрещена». По их словам, невозможность припарковаться возле кафе или магазина приносит бизнесу большие убытки.

Прибыль страдает

Предпринимательница Наталья Григор обратилась за помощью в Палату предпринимателей Шымкента. По утверждению бизнес-леди, после того как возле ее торговых рядов был установлен дорожный знак, запрещающий остановку, бизнес терпит убытки.

«Стоит знак «стоянка запрещена» возле торгового ряда «Альянс». Припарковать машины негде, люди проезжают мимо, соответственно, у меня торговли нет, страдают арендаторы. Эта проблема существует почти год. За это время мы потеряли около 15% прибыли», – рассказала «Курсиву» Наталья Григор.

Председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП Шымкента Мелес Сейтжанов отметил, что в Шымкенте действительно существует проблема с парковками.

«Людям машины ставить некуда. А для предпринимателей это плохо: рабочие места сокращаются, налоги не платятся. Точно такая же ситуация в Шымкенте наблюдается по улице Айбергенова», – подчеркнул Мелес Сейтжанов.

Протяженность этой улицы 450 метров, и там действуют салоны красоты, кафе, продуктовые магазины, нотариусы. В 2015 году здесь было установлено временное ограничение по запрету парковок с 20:00 до 6:00. Однако в 2019 году оно было снято, и бизнес сразу почувствовал снижение прибыли.

Другая точка зрения

Как пояснили в правоохранительных органах, это было сделано для того, чтобы обеспечить безопасность населения и сократить рост преступности в связи с увеличением количества суточных квартир на данном участке, а также во избежание пробок. Капитан полиции Аскар Молдашев уверен, что знаки, установленные на Айбергенова, оправданны.

«По улице Айбергенова на первых этажах расположено пять кафе. И палата предпринимателей рассматривает только обращения предпринимателей. А там есть еще 10 тысяч жителей. И они нам сказали спасибо, когда были установлены запрещающие знаки. Конечно, правильно говорят, что за счет предпринимателей город получает налоги. Но кто учтет интересы 10 тысяч жителей?!» – считает Аскар Молдашев.

Одни вопросы

Однако члены совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП, на заседании которого рассматривалась эта проблема, уверены, что имеются и другие способы борьбы за безопасность. А что касается пробок, то членами совета были сделаны замеры, которые показали, что по улице Айбергенова нет интенсивного движения.

Член совета Владимир Накисбаев отметил, что раньше вопросы о необходимости установки дорожных знаков и светофоров изучали на уровне научно-исследовательских институтов.

«С одной стороны, хорошее дело: квас продают или что-то другое. Но там паркуются десятки машин, проехать невозможно. Ситуация сложная. Создадим мы комиссию, но насколько компетентно сможем определить, нужно или не нужно устанавливать знак?» – задался вопросом Накисбаев.

Дело в том, что в Шымкенте, по данным членов совета, нет ответственного органа по определению потребности дорожного знака или его демонтажу.

«Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента ссылается на необходимость направлять обращения в адрес управления административной полиции ДВД города Шымкента. Те в свою очередь кивают на управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города. ЖКХ отвечает, что у него нет соответствующей компетенции в отношении автомобильных дорожных знаков. В итоге для разрешения ситуации нам пришлось обратиться в акимат Шымкента. На сегодня бизнес в ожидании реакции со стороны акима города», – подчеркнул Мелес Сейтжанов.

По словам заместителя городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абая Турханова, к решению каждого вопроса будет индивидуальный подход.

«Создадим комиссию, в которую войдут представители бизнеса, местного исполнительного органа, полиции. Исследуем все возможности, чтобы не нарушить ничьи интересы», – ответил спикер.

А чтобы бизнес не страдал, пока вдоль названных дорог будет разрешена парковка для ограниченного количества автомобилей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций