Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


286 просмотров

Из-за низких зарплат в Уральске не хватает водителей автобусов

Перевозчики города теряют в месяц до 3 млн тенге прибыли

Фото: Shutterstock.com

Ежедневно, по данным городского отдела пассажирского транспорта и автодорог, на линии не выходит по 2-3 автобуса у каждого из 6 предприятий-пассажироперевозчиков. Нехватку водителей объясняют низкими заработками – квалифицированные специалисты не хотят целый день «крутить баранку» за 50 тыc. тенге в месяц.

О том, что в городских автопарках начал формироваться дефицит водительских кадров, корреспонденту «Курсива» сообщил руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Уральска Казбек Менеев.

«В автобусных парках есть нехватка водителей. На маршрутах ездят в основном водители в возрасте за 50 лет, молодые специалисты не идут в городские автопарки, они предпочитают работать по вахтам в Атырау или Аксае. Водительский труд очень тяжелый: подъем – в 5 часов утра, техосмотр, медосвидетельствование, получение путевого листа. За рулем автобуса он ездит практически весь световой день и возвращается на базу ночью – в 10 часов. Сменщиков у водителей в ряде автопарков нет из-за того же дефицита кадров. Хотя они должны быть.
Сейчас в ТОО «ОралТехСервис» периодически простаивают 2-3 новеньких автобуса, по которым предприятие платит кредиты, но они не работают. Отсюда и жалобы на нерегулярность рейсов, долгие интервалы движения. Это же цепная реакция: нет автобуса на линии, его никто не заменит по его графику», – объясняет Менеев.

Исполнительный директор Ассоциации пассажироперевозчиков ЗКО Аскар Муканов в интервью корреспонденту «Курсива» отметил, что имеется нехватка квалифицированных водителей в городских автопарках, особенно остро она ощущается в трех предприятиях, которые работают без привлечения сторонней техники, – это ТОО «ОралТехСервис», ТОО «ОралАвтоТранс», ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк». Причина тому проста – у водителей низкая заработная плата – в среднем 50 тыс. тенге в месяц.

«Быть водителем общественного транспорта – это серьезная ответственность, и при этом – тяжелый труд, – рассуждает Аскар Муканов. – И этот труд должен достойно оплачиваться.
В законодательной документации относительно общественных перевозок отмечено, что зарплата водителей должна быть не меньше среднестатистической зарплаты по региону – у нас это порядка 160 тысяч тенге, а зарплата кондуктора – не менее 70% (это 112 тыс. тенге в месяц). Но платить такие деньги своим сотрудникам перевозчики не могут – у них сейчас убытки не покрывают прибыли».

Руководитель ТОО «ОралТехСервис» Александр Баклан рассказал корреспонденту «Курсива», что на данный момент в его предприятии на линии ежедневно не выходят три новеньких автобуса марки «Вектор», которое предприятие закупило в ноябре 2019 года – на них нет водителей.

«В кредит мы закупили 15 автобусов марки «Вектор», за которые в месяц платим 7,5 млн тенге, за один автобус – 500 тысяч тенге, – говорит Александр Баклан. – Каждый «Вектор» в день приносит прибыль чуть больше 30 тысяч тенге, следовательно, в день мы теряем в выручке порядка 100 тысяч тенге, в месяц – почти 3 млн тенге. Неквалифицированных водителей на новые автобусы не посадишь, а профессионалы молодого поколения не идут к нам работать, потому что зарплаты низкие».

По словам господина Баклана, тариф на автобусные перевозки – 80 тенге с одного пассажира – уже давно не покрывает их убытков. Он был повышен с 60 до 80 тенге в 2015 году. И за это время стоимость дизтоплива уже выросла в 2 с лишним раза – с 94 тенге за литр до 195-200 тенге. За те же три года втрое подорожали автобусы марки «МАЗ», которые работают на маршруте № 2 этого пассажироперевозчика: с 18 до 60 млн тенге.

«Я неоднократно во время встреч с представителями власти в областной Палате предпринимателей поднимал вопрос о том, что нас, пассажироперевозчиков, нужно поддерживать, выплачивать нам субсидии, – отмечает Александр Баклан. – Специалисты городского акимата сами сделали расчеты, согласно которым провоз одного пассажира нам обходится в 180 тенге и на выплату всех субсидий нужно свыше 3 млрд тенге. Но платить эти субсидии в полном объеме они никак не начнут.
В этом году на субсидии всем пассажироперевозчикам Уральска выделили 190 млн тенге, и теперь в месяц мы получаем 6,5 млн тенге господдержки. Но это капля в море – всего 5% от необходимой нам помощи. Нас эти деньги не спасают: мы берем запчасти в автомагазинах в долг, дизтопливо – в долг.
Наш бизнес уже давно перестал приносить реальную прибыль, и без господдержки проблемы пассажироперевозчиков будут нарастать как снежный ком. О каком обновлении автопарков можно вести речь, если нам не хватает своих денег даже на запчасти?!»


753 просмотра

Почти 80% жителей Северного Казахстана не хотят отдыхать на родине

В основном они едут в Египет

Фото: Shutterstock

В сезон отпусков наибольшим спросом у североказахстанцев пользуется Египет. Из отечественных курортов популярна зона Боровое, которая находится в 270 километрах от Петропавловска. В целом отечественными курортами интересуется лишь пятая часть местных туристов.

Калькулятор в помощь

Планируя свой отпуск, жители Северо-Казахстанской области бронируют места в самолетах и отелях за 3–4 месяца. В этом году наибольшей популярностью пользуются отели Египта. Сотрудники турфирм объясняют повышенный по сравнению с прошлым годом спрос двумя факторами.

«Во-первых, открыт прямой перелет из Петропавловска, – комментирует «Курсиву» директор ТОО «Sun trevel» Элла Андрощук. – Костанайский аэропорт закрыт на реконструкцию, рейс перенесли в наш аэропорт. Летная программа будет выполняться в течение всего сезона. Многие туристы хотят воспользоваться шансом».

Вторая причина – изменение стоимости отдыха в турецких отелях. Если ранее сумма, указанная в условных единицах, переводилась в доллары США, то теперь – в евро. Из-за курсовой разницы отдых в Турции стал дороже на 20–30%.

«Сегодня тур на 9–10 ночей в среднюю турецкую «четверку» стоит 300–350 тысяч тенге на человека. Многие туристы переориентировались на Египет, он дешевле», – говорит менеджер ТОО «Горящие туры» Елена Фурманюк.

Впрочем, сколько человек уже забронировали путевки в Египет и Турцию на летний период, тургагенты сказать затрудняются. Областной департамент статистики учет выезжающих туристов не ведет, так же как и управление предпринимательства и туризма.

Между тем, как утверждают туроператоры, у североказахстанцев популярны не только Турция и Египет, но и Китай, ОАЭ, Черноморское побережье России.

«Десятидневное путешествие на Черноморское побережье РФ на двоих обойдется примерно в 260 тысяч тенге без учета дороги. Около 40 человек у нас уже забронировали летние туры в данный регион», – рассказывает директор ТОО «Прогресс» Наталья Зварич.

По ее словам, в среднем сутки в российских гостиницах стоят 10–15 тыс. тенге с человека. Общая стоимость отдыха во многом определяется ценами на билеты.

Путешествуя в Сочи на поезде, за дорогу в один конец нужно отдать в среднем 30 тыс. тенге. Итого 10 дней на Черноморском побережье обойдутся паре туристов как минимум в 380 тыс. тенге. Плюс развлечения, экскурсии, дополнительное питание, не предусмотренное концепцией отеля. В тот же пункт назначения билет на самолет с вылетом из приграничного российского Омска летом стоит примерно 60 тыс. тенге. Паре, пожелавшей путешествовать на самолете, отдых обойдется в 500 тыс. тенге минимум.

Есть выбор

Из отечественных курортов наибольшей популярностью у жителей СКО пользуется Боровое. Но, как отмечают турагенты, максимальный спрос на данное направление будет в июле – августе.

«Бюджетный вариант будет стоить примерно 7–10 тыс. тенге с человека в сутки. Если с питанием, то 10–12 тыс. В отелях, имеющих звездность, – от 15 до 20 тыс. тенге», – говорит о ценах в Боровом Елена Фурманюк.

Среди плюсов туристы называют географическую близость курорта – в 4 часах езды на автомобиле, отсутствие акклиматизации, хорошую экологию. Среди минусов – слабый сервис, неразвитые инфраструктура и индустрия развлечений, резко континентальный климат, прохладная вода местных озер на протяжении всего сезона.

«Если в процентном соотношении смотреть, то примерно 80% наших клиентов выбирают дальнее зарубежье. Местным курортам отдают предпочтение не больше 20% обратившихся», – подсчитала Элла Андрощук.

Как выяснилось, подавляющая часть казахстанцев предпочитает путешествовать в Боровое самостоятельно, не прибегая к услугам турфирм. 

Удивительное рядом

В самой Северо-Казахстанской области наиболее популярный туристский кластер находится в Айыртауском районе, это Шалкарско-Имантауская природная зона. Первозданная природа ежегодно привлекает около 25 тыс. туристов из разных регионов Казахстана и России. Территория имеет огромный потенциал, однако развивать его стали относительно недавно. Уровень сервиса, качество местных дорог, состояние турбаз неоднократно вызывали критику как у туристов, так и у чиновников. В этом году ситуацию обещают изменить.

Руководитель отдела туризма Айыртауского района Амандык Махметов отмечает: в 2019 году Шалкарско-Имантауская курортная зона вошла в топ-10 курортных зон Казахстана.

В этом году в туризм Айыртауского района планируют вложить 1,5 млрд тенге частных инвестиций и еще около 3 млрд тенге бюджетных средств в ремонт дорог. Это рекордные объемы финансирования для курортного края. Для сравнения: в прошлом году в отрасль было вложено 411 млн тенге.

«В районе будет построено шесть баз отдыха, еще пять расширят. «Самый большой проект – реконструкция санатория «Шалкар су». Здание много лет простаивало. Новые инвесторы приступили к работе, в этом году обещают завершить реконструкцию и организовать зимний прием туристов», – сообщил «Курсиву» Амандык Махметов.

Многие турбазы района намерены перейти на круглогодичный режим работы, государство обещает помочь с коммуникациями. Местные власти надеются, что вложенные инвестиции помогут увеличить поток туристов в 2 раза. Хотя остается и объективный фактор, на который ни бизнесмены, ни государство повлиять не могут. 

«Многое зависит от погоды. У нас в основном пляжный отдых, а купальный сезон длится всего 21 день», – заметил Амандык Махметов.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций