Перейти к основному содержанию


1406 просмотров

Единого оператора по застройке и финансированию строительства жилья могут создать в Казахстане

В АО «НУХ «Байтерек» высказались за предоставление личного жилья, а не арендного

Фото: Shutterstock.com

Разрозненная деятельность различных органов и компаний в области строительства, проектирования, финансирования и планирования демографических и социальных показателей мешает эффективно решать жилищные вопросы в республике, считает заместитель председателя правления АО «НУХ «Байтерек» Ануар Омарходжаев.

«Вы поднимали вопрос о едином операторе, потому что жилищную политику должен кто-то реализовывать, должен быть некий единый орган по всем направлениям. Мы эту работу начали с конца прошлого года. Как всегда, обратились к опыту международных организаций в развитых странах, развивающихся странах. Например, в Корее есть агентство, которое занимается строительством доступного жилья, но они делают акцент на строительстве арендного жилья, что по-нашему мнению тоже является перекосом в сторону разогрева рынка арендного жилья», – сказал он в ходе второго публичного заслушивания отчета о ходе реализации государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер» на площадке партии Nur Otan 13 мая.

«Мы думаем, что правильнее будет все-таки обеспечивать население своим личным, частным жильем, что Елбасы и говорит, что каждый должен владеть своими квадратными метрами и именно так он ощущает себя дома, на родине. Поэтому мы обратились к модели Сингапура. Там функционирует агентство по жилищному строительству и развитию. Суть этой организации в том, что они скоординированно ведут государственную жилищную политику, фондируют жилищное строительство, проектируют», – добавил Омарходжаев.

Кроме того, в Сингапуре строят такое жилье целыми микрорайонами с созданием соответствующей благоприятной среды для проживания.

«Когда агентство приступает к постройке такого квартала, уже просчитано сколько населения будет проживать в нем, сколько у них детей появится в ближайшее время, сколько им понадобится детсадов, клиник, торговых центров и так далее. То есть примерно так мы видим нашу жилищную политику в Казахстане. Этот опыт мы начали изучать. Буквально только что мы пришли с круглого стола с сингапурскими экспертами, которых мы наняли для диагностики наших жилищных программ и нашего жилищного блока в «Байтереке», и, думаю, в ближайшее время мы выйдем с конкретными предложениями к нашему акционеру Роману Васильевичу (министр индустрии и инфраструктурного развития Скляр) и правительству», – сказал Омарходжаев.

Без данных мер, полагает представитель «Байтерека», республике будет сложно выполнить поставленные по жилищному строительству задачи.

«Жилищный фонд, который мы имеем на сегодняшний день, примерно составляет 350 млн квадратных метров жилья, и чтобы достичь той цели, которую Елбасы поставил перед правительством, то есть обеспечить каждого гражданина Казахстана 30 квадратными метрами жилья к 2030 году, что является минимальными стандартами обеспеченности жильем ООН, нам нужно построить в ближайшие 10-11 лет еще 202 млн квадратных метров жилья. То есть государство предпринимает много шагов, усилий… но опыт «Байтерека» показывает, что этих усилий недостаточно», – сказал он.

По его словам, несмотря на изобилие различных ресурсов и программ по строительству жилья, в Казахстане отсутствует согласованность между соответствующими органами и учреждениями.

«По нашему мнению, жилищная политика не включает в себя только строительство и распределение жилья среди населения. Это более комплексная материя, к которой нужно подходить очень тщательно, то есть мы должны знать, сколько у нас экономически активного населения, какой у нас демографический рост, в каких регионах, чем он обусловлен, что будет с жильем или какую потребность мы будем испытывать в ближайшее время, глядя на этот срез экономики», – сказал Омарходжаев.

В свою очередь депутат мажилиса парламента Валихан Кайназаров отметил, что тоже выступает против массового предоставления построенного жилья в аренду.

«Арендное жилье без права выкупа – это тоже не решение вопроса. Я к чему говорю? Когда жилье, если брать чисто по-человечески, не мое – я к этому жилью буду относиться соответственно. Даже мы выезжали и смотрели новое жилье в Шымкенте – завтра местные исполнительные органы, которые собирают 115 тенге за квадратный метр, будут вкладывать в ремонт и не будут оттуда вылазить фактически. Поэтому есть предложение и там задавали вопрос: почему бы им не отдать следующим в собственность, естественно за деньги, но без процентов? Я думаю, этот вопрос тоже можно будет рассмотреть», – сказал он.

Депутат также сообщил, что в пригородах города Шымкент есть тысячи не оформленных надлежащим способом домов, которые ранее были построены на делимых землях сельхозназначения.

«Люди построили дома, их никто узаконивать не стал и сейчас они у нас висят в воздухе. Они даже налоги платят, но в центре недвижимости этих домов нет абсолютно. Я знаю только по одному Абайскому району порядка 2,5 тыс. таких домов, поэтому так у нас статистика разнится», – сказал Кайназаров.


1245 просмотров

Как в Шымкенте дорожные знаки лишают бизнес доходов

Борьба с преступностью обернулась против бизнеса

Изображение: Shutterstock.com

Предприниматели все чаще выступают против установки знаков «остановка запрещена». По их словам, невозможность припарковаться возле кафе или магазина приносит бизнесу большие убытки.

Прибыль страдает

Предпринимательница Наталья Григор обратилась за помощью в Палату предпринимателей Шымкента. По утверждению бизнес-леди, после того как возле ее торговых рядов был установлен дорожный знак, запрещающий остановку, бизнес терпит убытки.

«Стоит знак «стоянка запрещена» возле торгового ряда «Альянс». Припарковать машины негде, люди проезжают мимо, соответственно, у меня торговли нет, страдают арендаторы. Эта проблема существует почти год. За это время мы потеряли около 15% прибыли», – рассказала «Курсиву» Наталья Григор.

Председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП Шымкента Мелес Сейтжанов отметил, что в Шымкенте действительно существует проблема с парковками.

«Людям машины ставить некуда. А для предпринимателей это плохо: рабочие места сокращаются, налоги не платятся. Точно такая же ситуация в Шымкенте наблюдается по улице Айбергенова», – подчеркнул Мелес Сейтжанов.

Протяженность этой улицы 450 метров, и там действуют салоны красоты, кафе, продуктовые магазины, нотариусы. В 2015 году здесь было установлено временное ограничение по запрету парковок с 20:00 до 6:00. Однако в 2019 году оно было снято, и бизнес сразу почувствовал снижение прибыли.

Другая точка зрения

Как пояснили в правоохранительных органах, это было сделано для того, чтобы обеспечить безопасность населения и сократить рост преступности в связи с увеличением количества суточных квартир на данном участке, а также во избежание пробок. Капитан полиции Аскар Молдашев уверен, что знаки, установленные на Айбергенова, оправданны.

«По улице Айбергенова на первых этажах расположено пять кафе. И палата предпринимателей рассматривает только обращения предпринимателей. А там есть еще 10 тысяч жителей. И они нам сказали спасибо, когда были установлены запрещающие знаки. Конечно, правильно говорят, что за счет предпринимателей город получает налоги. Но кто учтет интересы 10 тысяч жителей?!» – считает Аскар Молдашев.

Одни вопросы

Однако члены совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП, на заседании которого рассматривалась эта проблема, уверены, что имеются и другие способы борьбы за безопасность. А что касается пробок, то членами совета были сделаны замеры, которые показали, что по улице Айбергенова нет интенсивного движения.

Член совета Владимир Накисбаев отметил, что раньше вопросы о необходимости установки дорожных знаков и светофоров изучали на уровне научно-исследовательских институтов.

«С одной стороны, хорошее дело: квас продают или что-то другое. Но там паркуются десятки машин, проехать невозможно. Ситуация сложная. Создадим мы комиссию, но насколько компетентно сможем определить, нужно или не нужно устанавливать знак?» – задался вопросом Накисбаев.

Дело в том, что в Шымкенте, по данным членов совета, нет ответственного органа по определению потребности дорожного знака или его демонтажу.

«Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента ссылается на необходимость направлять обращения в адрес управления административной полиции ДВД города Шымкента. Те в свою очередь кивают на управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города. ЖКХ отвечает, что у него нет соответствующей компетенции в отношении автомобильных дорожных знаков. В итоге для разрешения ситуации нам пришлось обратиться в акимат Шымкента. На сегодня бизнес в ожидании реакции со стороны акима города», – подчеркнул Мелес Сейтжанов.

По словам заместителя городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абая Турханова, к решению каждого вопроса будет индивидуальный подход.

«Создадим комиссию, в которую войдут представители бизнеса, местного исполнительного органа, полиции. Исследуем все возможности, чтобы не нарушить ничьи интересы», – ответил спикер.

А чтобы бизнес не страдал, пока вдоль названных дорог будет разрешена парковка для ограниченного количества автомобилей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций