Два акима лишились работы, девять получили выговоры в Костанайской области

Их обвинили в безграмотном планировании сельского бюджета

Фото: Shutterstock.com

В Костанайской области 45 сельских акиматов получили возможность пополнять местную казну за счет налогов и штрафов. Планировалось, что самостоятельный бюджет позволит эффективнее решать актуальные вопросы развития небольших населенных пунктов. Однако справились с задачей далеко не все. 

На прошедшем недавно совещании в акимате глава Костанайской области Архимед Мухамбетов обратил внимание на то, что акимы работают над формированием своих бюджетов спустя рукава. По его словам, жители города Житикары погасили задолженность по налогам на 909 тыс. тенге, что составляет только 3,2% от общего долга. Тогда как должники, проживающие в поселке Заречном Костанайского района заплатили в бюджет 2 млн 374 тыс. тенге, или 17%.

«Все хотят жить за счет областного и районных бюджетов, а надо самим создавать рабочие места, способствовать развитию малого и среднего бизнеса, налогами заниматься», – подчеркнул руководитель региональной администрации.

После этого совещания в Костанайской области были уволены два акима в сельских округах Аулиекольского и Алтынсаринского районов, еще девяти объявлены выговоры. Им вменяется целый перечень просчетов в работе, включая плохие результаты по налоговым сборам.

Планы и выводы

Между тем стоит отметить, что в Костанайской области 1,3 млрд тенге поступили в государственный бюджет четвертого уровня, который теперь самостоятельно формируют сельские округи. Это данные за 2018 год по 45 населенным пунктам региона. При этом расходы этих сел, по данным областного управления финансов, составили 4,5 млрд тенге. 

«Бюджеты всех 45 сел рассматриваются с субвенциональной точки зрения. Их расходы больше доходов, недостающие средства поступают из районных бюджетов. Общий уровень субвенций составляет 44,4%, а по отдельным селам и сельским округам он достигает 89,2%. Это ожидаемо. Мы и не надеялись, что за один год в несколько раз вырастет доходная часть сельских населенных пунктов», – рассказала «Курсиву» руководитель управления финансов акимата Костанайской области Алма Жусупова.

По ее словам, большая часть бюджета четвертого уровня местного самоуправления формируется за счет индивидуального подоходного налога – 45,6% и налога на транспортные средства – 45,8%.

«При этом наименее дотационными оказались те районы и села, где хорошо развита промышленность. Поэтому таким важным является развитие деловой активности, что сейчас мы наблюдаем лишь в нескольких районах. В каких – видно по объему доходов. Больше всего они в п. Затобольск, г. Житикара, Федоровском сельском округе, с. Карабалык, с. Аулиеколь, с. Сарыколь. Это районные центры, которые имеют больший экономический потенциал по сравнению с другими селами», – пояснила Алма Жусупова.

По данным госоргана, меньше всего поступлений среди районных центров в селе Торгай Жангельдинского района – 11,5 млн тенге и Убаганском сельском округе Алтынсаринского района – 11,1 млн тенге. Аутсайдером на протяжении всего 2018 года было село Родина, расположенное близ города Аркалык – 4,8 млн тенге.

В профильном управлении «Курсиву» пояснили, что акиматы могли нарастить собственные бюджеты за счет сбора административных штрафов. Ведь в компетенцию сельских акимов входит сбор 18 видов взыскания. Но за год в целом было собрано лишь 469 тыс. тенге с жителей трех населенных пунктов из 45. Не смогли акиматы получить доход и за счет взимания недоимки прошлых лет. Им было передано свыше 20 тыс. уведомлений почти на 216 млн тенге. На сегодня вручена из них лишь половина.

Человеческий фактор

Что же мешает развитию самостоятельных бюджетов? Чиновники уверены, что для внедрения нового формата созданы все условия: есть автотранспорт, компьютеры, подключение к скоростному интернету. Но вот с кадрами – проблема. В 45 сельских округах имеется 27 вакансий. Не хватает бухгалтеров, юристов, где-то нет и самих акимов. Среди минусов – слабая системная работа по налоговой базе.

К примеру, планировалось, что поступления в бюджет поселка Затобольск Костанайского района в 2018 году составят 268 млн тенге, 206 млн тенге из которых – налоговые поступления и 58 млн тенге – трансферты из районного бюджета. Однако по итогам года оказалось, что налоговых поступлений и штрафов собрали 181 млн тенге, и трансферты от района пришлось увеличить.

«Пополнялся бюджет за счет налогов: транспортного, земельного, индивидуального, подоходного. Меньше собрали, потому что оказалось много неучтенного или неправильно зарегистрированного имущества, утилизированного автотранспорта. Есть сложности в определении лица налогоплательщика. Это происходит из-за того, что ранее сделки проходили по доверенности, без оформления договоров купли-продажи. Сейчас приводим систему учета недвижимости, земли и автотранспорта в порядок», – пояснил ситуацию «Курсиву» заместитель акима поселка Затобольск Еркин Сырымбет.

Полученные деньги акимат Затобольска направил на оказание госуслуг населению, оплату коммунальных услуг, ремонт дорог, содержание госаппарата, озеленение, освещение улиц и отлов собак.

Выход через оптимизацию

Интересный выход для пополнения налогового кошелька нашли в Карасуском районе. Здесь для увеличения потенциала местного самоуправления в 2018 году сократили шесть сельских округов, присоединив их к более крупным. Это позволило увеличить количество населения в селах, а значит, и поступление налогов. 

В этом году планируется из десяти сел и сельских округов образовать пять сельских округов. Реорганизация уменьшит количество сельских округов с 19 до 13.

«Все просто. Чем больше населения, тем больше собираемость налогов. Но при этом за счет сокращаемых администраторов экономия бюджетных средств составит 49 млн 677 тыс. тенге, в том числе только по заработной плате 34 млн тенге и по коммунальным услугам – 2,5 млн тенге», – говорит аким Карасуского района Виктор Ионенко.

По его словам, собранные деньги можно направить на ремонт дорог, подвоз детей к школам, благоустройство. «Дефицита кадров у нас нет и не будет из-за оптимизации, многие процессы сейчас автоматизированы. Теперь в работе акимата главное, чтобы интернет был хороший», – уверен аким.

Кстати, оптимизацию сельских округов в Карасуском районе теперь ставят в пример другим. С 1 января 2020 года еще 195 сельских округов в Костанайской области должны перейти на самостоятельное управление бюджетным процессом. Пока не налажен сбор налогов, штрафов и не наблюдается активного роста числа предприятий малого и среднего бизнеса на селе, сокращение административных расходов – выход из ситуации.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg