Перейти к основному содержанию

7326 просмотров

Что будет с долгостроями Нур-Султана

В столице Казахстана все еще остаются 29 проблемных жилых объектов

Фото: Shutterstock.com

Проблемами долгостроев и обманутых дольщиков в столице Казахстана долгое время занимался заместитель акима Сергей Хорошун. Занимался настолько эффективно, что в прошлом году в отношении теперь уже экс-замакима было возбуждено уголовное дело. Обвинения в попытке получить крупную взятку с Хорошуна в январе этого года сняли, но вопрос о том, что будет с долгостроями в Нур-Султане после прежнего куратора, является достаточно злободневным.

Сергей Хорошун стал заместителем акима столицы в сентябре 2006 года и практически весь этот срок курировал вопросы жилищного строительства и, соответственно, проблемы с долгостроями в главном городе страны. Курировал достаточно гибко, не допуская «бунтов дольщиков», но и не перегибая палку в отношении тех застройщиков, которые готовы были выполнять свои обязательства перед жильцами при предоставлении им разумной временной отсрочки. Достаточно сказать, что замакима, почти 13 лет курировавший сферу, которую вполне можно было сравнить с «пороховой бочкой», стал объектом досудебного расследования правоохранительных органов лишь один раз – под самое перемещение в АП.

Дольщики защитили

С мая прошлого года в отношении Хорошуна проводилось расследование по заявлению одного из дольщиков, который утверждал, что якобы по поручению самого замакима передал ему через сотрудника акимата взятку в размере $500 тыс., а также оформил две квартиры на родственников доверенного лица заместителя градоначальника. В ходе производства досудебного расследования эти доводы не нашли подтверждения – ни свидетелей передачи взятки, ни факта оформления заявителем квартир на родственников экс-замакима следствие не выявило. При этом заявление на Хорошуна написал экс-руководитель строительной компании «Тамыз Инвест Групп» Валим Машуров, который сам ранее проходил по делу о хищении средств дольщиков одного из ЖК Нур-Султана.

Дольщики, написавшие письмо в защиту Хорошуна, говорили об эффективности его деятельности по защите своих прав – и тут стоит признать, что экс-замакима, уходя в АП, оставил акимату практически распутанным клубок с долгостроями. Напомним, что после периода с 2007 по 2009 год, когда в Астане развернулась первая волна долевого строительства, недостроенными остались 243 жилых комплекса, в которых собственниками являлись 45 тыс. человек. Из тех долгостроев местные власти довели до сдачи 242 объекта, к одному долгострою первой волны добавились объекты долевого строительства сезонов 2014 – 2016 годов – там дольщики именовались уже «инвесторами», но суть проблемы не поменялась – к 2015 году в столице снова появилось около 100 проблемных объектов жилищного строительства.

К началу 2018 года властям удалось снизить их количество до 62 объектов, к концу 2018 году таких объектов было уже 29. Для продолжения их строительства уполномоченной компании «Елорда құрылыс компаниясы» при акимате было выделено 40 млрд тенге на возвратной основе под еще 23 объекта, которые грозились стать долгостроями, были найдены частные инвесторы. Хорошун обещал, что до середины 2019 года будет завершена разработка проектно-сметной документации по 29 объектам, а также будут найдены подрядчики для завершения строительства, которое займет на различных объектах от года до 2,5 лет.

Но в феврале замакима ушел в АП, и сфера долгостроев на какое-то время оказалась без постоянного куратора: как поясняли в акимате Нур-Султана, несмотря на то, что вопросы дольщиков относятся к сфере строительства, они имеют определенную специфику, поскольку их рассмотрение осуществляется с участием правоохранительных и налоговых органов, а также исходя из финансовых вопросов.

Как обещания реализовывают

В итоге же в начале апреля после новых кадровых назначений в столичном акимате были перераспределены функциональные обязанности заместителей акима, и вопросы координации работы межведомственной комиссии по вопросам долевого участия в строительстве, которыми прежде занимался Хорошун, перешли к заместителю акима города Аскару Амрину, который курирует вопросы налоговой, бюджетной и экономической политики, а также профилактики правонарушений на территории города. Амрин занимался долевым строительством практически сразу после ухода Хорошуна, с 1 марта этого года, и даже успел принять один из долгостроев.

Уже под его руководством с середины марта начаты работы по усилению конструкции долгостроя ЖК «Магистральный-3» за счет средств акимата (1, 2 очередь), с 13 марта текущего года начаты работы по усилению конструкции за счет резерва акимата: в мае на этой площадке должно начаться строительство. Что касается других объектов, достраиваемых ТОО «Елорда құрылыс компаниясы», в рамках программы «Нурлы Жер» по объектам МЖК «Шығыс» и МЖК «Жағалау» был разработан механизм возобновления финансирования и строительства. До 1 мая текущего года застройщиками группы компаний «ASI», уполномоченной организацией акимата ТОО «Елорда құрылыс компаниясы», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Фонд проблемных кредитов» в лице управляющей компании ТОО «Марк Труман» и частных инвесторов ТОО «Building Challenger» заключается генеральное соглашение, в рамках которого согласно разработанному механизму в первой декаде мая возобновится сотрудничество.

Также по пяти объектам комплекса МЖК «Шығыс» 24 апреля заключен договор между ТОО «Елорда құрылыс компаниясы», АО «Samruk-Kazyna Construction» (Фонд недвижимости) и застройщиком группы компаний «ASI» по уступке обязательств застройщика перед Фондом недвижимости. ТОО «Елорда құрылыс компаниясы», приняв на себя обязательства, обеспечило высвобождение объектов незавершенного строительства и земельных участков от обременений, наложенных Фондом недвижимости. Все это позволяет возобновить строительство на этих объектах.

Кроме того, проведена работа по возобновлению строительства проблемных объектов группы «Азбука жилья», заключены пять договоров с ТОО «Елорда құрылыс компаниясы» на завершение строительства, где по двум объектам – МЖК «Гарант» и МЖК «Жеті жол» – ведется строительство по ранее заключенным договорам, по двум объектам МЖК «Айсанам Де Люкс» и МЖК «Садовые кварталы» 18 апреля объявлены конкурсы на портале государственных закупок для определения подрядчика, по МЖК «Комфорт» определена подрядная организация, которая в мае приступит к строительству. По объекту МЖК «Комсомольский» разработан механизм с выделением дополнительного земельного участка, где в июне текущего года будет объявлен конкурс на портале государственных закупок для определения подрядчика.

Также оказывается содействие уполномоченной организацией акимата в получении земельных участков для улучшения экономики строительства проблемных объектов МЖК «Жастар-4», МЖК «Зере-1», МЖК «Туран Сыганак», МЖК «Самал», ЖК «Территория комфорта 1», МЖК «Future home Astana», МЖК «Араби-2», МЖК «Гранитный-2», МЖК «Коргалжинский квартал», МЖК «Куршавель». Насколько новые кураторы (по новому распределению обязанностей ответственность за долгострои с Амриным делит заместитель акима города Нур-Султан Нурлан Нуркенов) смогут реализовать обещания Хорошуна достроить 29 проблемных объектов к середине 2021 года, говорить пока рано – основной фронт работ по ним должен развернуться нынешним летом.

4294 просмотра

Почему казахстанцам продолжают начислять налоги на давно проданные автомобили

Даже оплата транспортного налога за давно проданное авто еще не означает окончания проблем

Фото: Shutterstock

Извещения о больших долгах по налогам становятся неприятным сюрпризом для граждан страны уже несколько лет подряд. Невольными должникам оказываются в том числе те, кто продал свой автомобиль по доверенности в начале 2000-х годов.

На 1 января 2019 года задолженность по налогам имели 1,4 млн казахстанцев, общая сумма задолженности – 20,9 млрд тенге, из которых 6,6 млрд приходилось на начисленные пени. 70% задолженности приходилось на налог на транспортные средства. Такие данные озвучил летом вице-министр финансов РК Канат Баедилов, анонсируя проведение налоговой амнистии для физлиц (действует в республике до конца года; по ее условиям тем, кто оплатит основной долг до 31 декабря, начисленная пеня будет списана автоматически). Люди со значительными долгами по транспортному налогу – нередко вовсе не злостные налогоплательщики. Они просто продали свой автомобиль по генеральной доверенности – такая практика была широко распространена в Казахстане еще несколько лет назад.

Судя по архивным публикациям СМИ, в 2004-2005 годах до 70% казахстанцев управляли автомобилями на основании генеральной доверенности.

Почему была популярна доверенность

Популярность этого вида документов у населения объяснялась просто. В отличие от договора купли-продажи, на оформление которого вместе с учетными процедурами по передаче автомобиля от старого владельца новому хозяину уходило до трех рабочих дней, доверенность сроком на три года с правом продажи транспортного средства выписывалась в течение нескольких минут. Не так много времени занимала и регистрация нотариально заверенного документа в отделениях дорожной полиции – это было необходимо сделать в течение 10 рабочих дней. Даже несмотря на наличие внушительных очередей и обязательную сверку номеров кузова и двигателя автомобиля с данными техпаспорта, хватало трех-четырех часов.

Не менее важно, что услуги нотариуса даже вместе с ускоренной регистрацией доверенности в дорожной полиции в общей сложности стоили, например, в 2002 году максимум 4000 тенге. За полное оформление договора купли-продажи нужно было отдать 15 500 тенге ($100 на тот момент), при том что средняя заработная плата по стране в 2002 году составляла 20 305 тенге, а автомобиль Mazda 626 1989 года выпуска стоил $1800. Никто из казахстанцев, продававших тогда автомобили, и предположить не мог, что спустя много лет им придется заплатить за генеральную доверенность намного больше.

Проблема со стажем

Проблеме с долгами по транспортному налогу за проданные ранее по доверенности автомобили уже несколько лет, и она сохраняет актуальность – все больше казахстанцев узнают о своих задолженностях перед государством. Без погашения этих долгов нет возможности выехать за границу или взять кредит в банке. Чаще всего история начинается с квитанции за коммунальные услуги, где вдруг появляется графа с задолженностью по налогам на сумму, порой в разы превышающую ежемесячную зарплату даже высокооплачиваемого специалиста. И только после обращения в районные департаменты государственных доходов люди узнают, что им необходимо оплатить транспортный налог за автомобиль, проданный по доверенности более 10–15 лет назад. Получившие извещение бывшие автовладельцы обязаны погасить долги за последние пять лет, а также оплатить транспортный налог за текущий год вне зависимости – хоть и продали свой автомобиль по доверенности в 2001-м или, скажем, в 2004 году.

По словам одного из экс-владельцев внедорожника Nissan Patrol 1991 года выпуска, представившегося «Курсиву» Нуржаном Искаковым, ему предписано оплатить транспортный налог на общую сумму более 1,5 млн тенге. «Честно говоря, я уже и забыл, что у меня была эта машина. Только придя в налоговую, вспомнил о ней. Хороший внедорожник, только вот топлива ест много да и в обслуживании был дорогой. Налоги к тому же из-за объема двигателя были огромными. Потому и продал ее, как тогда было принято, по генеральной доверенности. В 2003 году это было. Покупатель, помню, обещал машину оформить на себя. Теперь оказывается, что до сих пор на мне висит. Неизвестно, где она находится. Может, за эти годы уже на запчасти разобрали», – рассказал «Курсиву» Нуржан Искаков.

Семья живущей в Алматы Татьяны Лысенко узнала о наличии долгов по транспортному налогу из полученной этим летом квитанции за коммунальные услуги. «У нас Mercedes был. Продали, кажется, в 2001 году. Людей, которым продавали, не помним. Где они и чем занимаются – не знаем. Налог мы оплатили еще в сентябре за несколько лет. Почти 300 тысяч тенге! Я была в ужасе и трансе! Но надо платить. Потому что если не сделать этого, то будут заблокированы все счета и водительские права», – заметила в беседе с «Курсивом» Татьяна Лысенко.

Справка на справке

Естественно, что следующим шагом всех людей, когда-то продавших свои автомобили по генеральной доверенности, становится попытка снять с учета машины, которые им уже давно фактически не принадлежат. Прежде всего для того, чтобы в будущем не платить налоги и штрафы «за того парня». Из бесед с бывшими владельцами автомобилей выясняется, что сделать это не так уж и просто – в первую очередь потому, что ни у кого из них нет на руках техпаспорта и каких-либо других правоустанавливающих документов. В итоге процедура по снятию машин с учета затягивается на несколько месяцев. Семья Татьяны Лысенко занимается этим с сентября, и процесс еще не завершен. «Справку об уплате долгов и отсутствии задолженностей в налоговом комитете выдают через пять рабочих дней. Ехать с нею в автоЦОН бесполезно. Там сразу же отправляют в районное отделение дорожной полиции. Если вдруг оказывается, что машина проходит по базе, как находящаяся где-то под арестом, то в дорожной полиции говорят, что сначала надо получить справку у судебных исполнителей о снятии с нее ареста. Надо подождать еще 15 дней. Со справкой от судебных исполнителей, выданной на основании справки от налоговой, едешь за справкой в дорожную полицию. Ждешь еще 10 рабочих дней. Наконец, со справкой от дорожной полиции едешь в автоЦОН, где обещают выдать документ о снятии автомобиля с учета в течение, опять же, 15 не календарных, а рабочих дней», – поделилась своим опытом с «Курсивом» Татьяна Лысенко. Она недоумевает, почему дорожная полиция и Комитет госдоходов не договорились организовать процесс по снятию проданных ранее по генеральным доверенностям автомобилей по принципу одного окна, ведь проблема носит массовый характер. «Людей с такими же проблемами, как у нашей семьи, – воз и маленькая тележка. И каждому по нескольку раз приходится отпрашиваться с работы. Разве это нормально? Неужели ничего нельзя сделать?» – возмущается жительница Алматы.

Алгоритм от госорганов

Госорганы РК в курсе проблем населения, связанных с распространенной почти до 2009 года практикой продажи автомобилей без заключения договоров купли-продажи и трудностями снятия с учета оформленных по доверенностям машин. Еще в декабре 2013 года на тот момент заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос Мураталиев признал усугубившееся положение бывших собственников автомобилей после ужесточения правил по сбору транспортного налога. «По сложившейся практике сведения о собственниках транспортных средств передавались в налоговые органы для налогообложения, о чем многие и не знали. Автомобили стареют, изнашиваются, могут получить повреждения в ДТП. В общем, выходят из строя по самым разным причинам. В этих случаях новые фактические владельцы и не собирались снимать их с учета, в лучшем случае перепродавая машины на запчасти. При этом судьба государственных номеров и свидетельств о регистрации транспортных средств никого не интересовала», – констатировал Жандос Мураталиев.

Тогда же, в 2013 году, был предложен и новый порядок снятия с учета автомобилей, проданных по доверенностям в конце 90-х – начале 2000-х годов, который действует до сих пор. Бывшим собственникам автомобилей следует, предварительно выплатив долги по транспортному налогу, явиться в автоЦОНы с письменным заявлением об обстоятельствах вывода транспортных средств из фактического владения, а также утраты государственных регистрационных номеров и документов на автомобиль. Кроме того, в заявлении необходимо по возможности указать имя, фамилию и место жительства лица, время продажи автомобиля и другие сведения, которые позволяют сделать вывод об отсутствии эксплуатации транспортного средства в течение трех последних лет. Соответственно, только при представлении всей этой информации, которая будет сверена с данными о прохождении техосмотров, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, камер видеонаблюдения и сотрудников дорожной полиции, у людей, продавших автомобиль по доверенности, появляется возможность снять его с учета в установленные законодательством сроки.

Предложение снизу

Бывший владелец внедорожника Nissan Patrol Нуржан Искаков скептически относится к возможности снять свою былую собственность с учета. Он не помнит ни места совершения сделки, ни даже имени того человека, которому он продал свою машину. «Все, что я помню, – это приблизительное место, где находился офис нотариуса. Их тогда там много было, а сейчас на этой улице стоят новые дома и нет ни одного нотариуса. Мне кажется, что на самом деле проблема таких, как я, попавших в передрягу людей решается достаточно просто. Нужно всего лишь объявить о замене выпущенных 15-17 лет назад государственных номерных знаков с обязательным запретом их эксплуатации», – предложил алматинец, который пока не знает, где найти 1,5 млн тенге на уплату транспортного налога, начисленного на автомобиль, которого у него давно нет.

инф1.png

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций