В Казахстане ведутся расследования в отношении госслужащих и сотрудников нацкомпаний

Стали известны подробности коррупционных дел первого квартала 2019 года

Фото: Shutterstock

Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции озвучило серию уголовных дел по фактам коррупционных преступлений. Руководители подразделений железной дороги, ветеринарного ведомства, местных акиматов, спецлабораторий, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов были уличены в фактах взяточничества, мошенничества и превышении полномочий. 

По словам директора департамента по связям с общественностью АДГСПК Армана Бердалина, в настоящее время сразу в нескольких областях Казахстана ведутся досудебные расследования по подозрению во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением в отношении государственных служащих и сотрудников национальных компаний. 

Так, в злоупотреблении полномочиями подозревается директора «Центра оценки и развития персонала железнодорожного транспорта» АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы». Как отметил в своем отчете Арман Бердалин, служащий национальной компании вымогал денежные средства у подчиненных ему директоров филиалов городов Актобе, Павлодара, Караганды и Тараза на общую сумму 1,7 млн тенге. Поскольку подозреваемый вину признал полностью, то и расследование было завершено в ускоренном порядке.

Параллельно ведется досудебное расследование в отношении еще одного работника АО «НК «КТЖ». В получении взятки в сумме 30 тыс. тенге подозревается директор Карагандинского учебного центра транспорта - филиала АО «Национальная компания «КТЖ». Эти деньги он получил через посредника, чтобы «закрыть глаза» на отсутствие студента на лекциях и семинарах. Свою вину подозреваемый полностью признал и сейчас дожидается перевода дела в судебные органы.

В целом, по информации Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК, в 2019 году было зарегистрировано 29 уголовных дел, связанных с коррупцией, в отношении 14 сотрудников АО «НК «КТЖ» и подведомственных национальной компании организациях. Из них три уголовных дела уже рассматриваются в судах республики. 

Чаще всего, подозреваемые обвиняются в хищении, взяточничестве и злоупотреблении полномочиями при подписании актов выполненных работ, небескорыстной «помощи» при приеме на работу или переводе по службе, а также для протекции в беспрепятственной и своевременной подаче вагонов и тепловозов заинтересованным грузоотправителям.

Также в текущем году пресечена целая серия попыток дачи или получения взятки должностным лицам государственных учреждений. Например, в отношении руководителя РГУ «Алматыжоллаборатория» в настоящий момент проводится досудебное расследование по факту получения взятки в размере 2 млн тенге от директора ТОО. Эта сумма должна была обеспечить предпринимателю особое покровительство со стороны руководства спецлабораторией. Свою вину подозреваемый признал, выпущен под подписку о невыезде после внесения залога. 

Кстати, по информации антикоррупционной службы Казахстана, в 2019 году были выявлены аналогичные преступления, где в получении взятки подозреваются должностные лица АО «НК «Казатожол» и РГУ «Павлодаржоллаборатория».

Пресечена попытка дачи взятки в размере 150 тыс. тенге заместителю акима Федоровского района Костанайской области. Вознаграждение госслужащий должен был получить после подписанию акта выполненных работ и оплаты по договору подрядчику, занимающемуся содержанием и обслуживанием автомобильных дорог в данном районе. Ведется досудебное расследование, в ходе которого уже получено чистосердечное признание вины подозреваемого.

На почве взяточничества отличилась и государственная ветеринарная служба. Сотрудниками АДГСПК был пресечен факт дачи взятки директору Алматинского регионального филиала РГУ на ПХВ «Республиканская ветеринарная лаборатория» Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК. Досудебное расследование было возбуждено и в отношении его заместителя - заведующего лабораторией диагностики заболеваний животных.

В ходе досудебного расследования удалось установить, что оба подозреваемых систематически вымогали деньги у своих сотрудников за покровительство и гарантии от увольнения. Кроме того, они потребовали вознаграждения у новичка, который планировал устроить в ветлабораторию на работу. Общая сумма ущерба составляет 360 тыс. тенге.

Любопытные факты коррупционных и иных уголовных преступлений были выявлены в отношении военнослужащих Казахстана. Так, в региональном командовании «Юг» было выявлено мошенничество на сумму 1,7 млн тенге. Это – результат совместной операции, организованной департаментом национального бюро по противодействию коррупции по Жамбылской области и управлением военной контрразведки КНБ РК. 

В мошенничестве подозреваются три человека: командир 2-го дивизиона одной из войсковых частей в звании майора, а также двое гражданских лиц, один из которых бывший сотрудник правоохранительных органов. Криминальная троица обещала командиру батареи в том, что они обязательно помогут тому без особых потерь выйти из-под следствия по уголовному делу по ст. 451 ч.1 УК РК (превышение власти). 

Разумеется, содействие оказывалось за определенное вознаграждение. Условились на 5 млн тенге. Однако уже при получении первого транша в сумме 1,7 млн тенге подозреваемые были задержаны. Ведется досудебное расследование.

В столице Казахстана тоже был зафиксирован коррупционный скандал. В систематическом получении мелких взяток на общую сумму 75 тыс. тенге подозревается руководитель отдела санитарно-гигиенического надзора Управления охраны общественного здоровья района Сарыарка города Нур-Султана. Он вымогал взятки у предпринимателей за общее покровительство в ходе плановых проверок. 

Взятку в 100 тыс. тенге за выделение земельного участка под пастбище получил и руководитель отдела земельных отношений Сузакского района Туркестанской области.  А вот директор ТОО «Қапшағай тұрғын-үй» со 100-процентным участие государства получил вознаграждение в 200 тыс. тенге за предоставление предпринимателю земельного участка в аренду на территории центрального парка в Капшагае.

Продолжается работа по очищению рядов правоохранительных органов от сотрудников, замеченных в превышении полномочий или коррупционных преступлениях. По информации Армана Бердалина, в 2019 году за получение взятки были задержаны 44 сотрудника органов внутренних дел, из них 20 уже преданы суду и четверо осуждены.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg