Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1172 просмотра

Россияне поглощают казахстанский рынок спортпита

«Курсив» выяснил, уступает ли по качеству спортивное питание из РФ аналогам из дальнего зарубежья

Фото: Shutterstock

В последние несколько лет на смену американским и европейским брендам спортпита в казахстанские магазины приходят российские компании.

Покупать можно, но осторожно

У тех, кто имеет отношение к тяжелой атлетике и бодибилдингу на слуху бренды Optimum Nutrition и Olimp Labs. Продукты, по сути пищевые добавки, продаются абсолютно легально в специализированных торговых точках и через интернет-магазины. Но в последние годы на казахстанском рынке прочно закрепились и производители из России. После того как были введены антироссийские санкции, завезти в РФ, значит, и оттуда к нам иностранный спортпит проблематично. В то время как компоненты реализуются свободно. Этим и воспользовались предприимчивые российские бизнесмены, открывшие несколько крупных производств. Об этом «Курсиву» рассказал руководитель петропавловского магазина спортивных добавок Максим Афанасьев.

«Покупатели часто ошибочно считают, что раз питание российское, значит, оно делается полностью из российского сырья. Это, конечно, не так. Доставленные из-за рубежа ингредиенты разбавляются, и создается продукт. По сути, российский спортпит – это конструктор, собранный из «запчастей», произведенных в Швейцарии, Аргентине или других странах», – объяснил Максим Афанасьев.

Выпускать компоненты в хорошем качестве россиянам не позволяют климатические условия.

«Качественную сыворотку для производства спортивного питания у соседей по объективным факторам не производит ни один завод. Нет в России круглогодичных пастбищ, чтобы коровы питались одной и той же травой и всегда давали нужное по свойствам молоко. Из-за этого по качеству сыворотка будет уступать зарубежной по белку, по жирности и по органолептике», – объясняет спикер.

По его словам, есть и предприятия, ведущие нечестную игру на рынке. Некоторые, например, выдают другое сырье, с которым работают, за качественное импортное. Однако и стоимость готового продукта, и открытая информация по таможенным поставкам компонентов спортпита в РФ, и, наконец, его свойства скажут о том, что это не соответствует действительности. Поэтому доверять российским брендам можно, считает эксперт, но важно либо разбираться в составе, либо перед покупкой посоветоваться с профессионалами.

«Технологи на российских предприятиях, получая ингредиенты, делают эти добавки вкусными. Добавляют сахарозаменители вроде какой-нибудь сукралозы, которая официально разрешена. Некоторые производители разбавляют сыворотку мальтодекстрином – углеводом, полученным из крахмала. Ряд компаний разбавляют 60-процентную сыворотку с помощью глютамина, тем самым доводя белок до нормы. Это практически никто не контролирует», – говорит спикер.

Европейские и американские бренды марку обычно держат, но эти продукты часто подделывают. Коснулось это, к примеру, и такого популярного среди спортсменов продукта, как Optimum Nutrition. На рынок попал спортпит, напоминающий бренд разве что упаковкой.

Спортпит будет в моде всегда?

В данный момент в Петропавловске работают три крупные торговые точки, реализующие спортивное питание. Основатель одного из магазинов Максим Афанасьев сам является действующим спортсменом-бодибилдером. Неоконченное медицинское образование, высшее финансовое с красным дипломом и любовь к спорту определили род деятельности молодого предпринимателя. Г-н Афанасьев занимается бодибилдингом с середины 2000 года и лично наблюдал эволюцию рынка спортивного питания в Казахстане.

Тогда на прилавках также стояли российские продукты, о которых сегодня мало кто помнит. так как их очень быстро потеснили американские и европейские бренды. И цены были иными. Например, жиросжигатели стоили 3 тыс. тенге за упаковку. Сегодня за них нужно отдать в районе 10 тыс. тенге. Витамины до падения курса тенге по отношению к доллару стоили 1,5 тыс. тенге, сейчас – больше 3–4 тыс.

«Если смотреть по цене в долларах, то рост несущественный. У нас в стране цены выросли из-за девальвации», – отмечает спикер. Для того чтобы бизнес стал успешным, говорит Максим Афанасьев, важно ориентироваться в этой сфере. Даже полностью обставив свои прилавки популярными брендами, нельзя быть уверенным в том, что дело станет рентабельным. Большие возможности для закрепления на рынке сегодня дает ежегодная международная выставка SN PRO, где можно познакомиться с производителями спортивного питания напрямую.

«У нас есть несколько эксклюзивных брендов, и мы себя нормально чувствуем. Все производители есть у меня в WhatsApp, со всеми могу связаться, рассказать о проблемах. Со всеми лично общаюсь и знаю, что они меня не обманут. Уверенность в компаньонах и в продукте передается в итоге и от продавца к покупателю», – говорит г-н Афанасьев. Тесное и честное сотрудничество реализатора непосредственно с брендами также один из способов бороться с попытками дилеровконкурентов обрушить цены. Когда у магазина есть эксклюзивная продукция, он защищен от нечестных действий других игроков на рынке.

«У Steel Power, например, очень жесткая политика контроля демпинга. Если магазин один-два раза умышленно понизил стоимость, то подвозов больше не будет. У них в топ-листе огромное количество магазинов, с которыми компания никогда работать впредь не будет. Торговой точке важно не только зарабатывать, но и предоставлять хороший уровень сервиса. Те, кто хотят сделать свой бизнес долгосрочным, сегодня, как правило, берут на реализацию российский спортпит и с трудом, но продвигают его. Если ставить на продажу американский или европейский продукт, то от демпинга защититься практически нереально», – поделился Максим Афанасьев.

Предприниматель уверен: нет оснований опасаться, что мода на спорт пройдет. Рынок меняется постоянно, но спортивное питание универсально. Это тот товар, который востребован всегда.

«В 2000-х годах была мода на бодибилдинг, теперь акценты, конечно, смещаются. Но без спорта все равно никак. Сегодня популярность, например, набрал кроссфит. И может быть, протеин как продукт для набора мышечной массы будут покупать меньше, но будут брать как средство для оптимизации питания и улучшения своего рациона по белку. Но продажи этого вида спортпита не прекратятся», – резюмировал собеседник.


10723 просмотра

Мангистауская область лидирует по количеству бедных семей

Хватает ли зарплаты семьям в нефтегазодобывающем регионе страны, выяснял «Курсив»

Фото: Shutterstock

Более 90% от своих зарплат жители Атырауской области тратят на питание и одежду. Жителям Мангистауской области удается сохранить от «проедания» более 25% от своего дохода в год, а в ЗКО и Актобе – около 15%.

В апреле 2019 года Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК один за другим опубликовал ряд отчетов об уровне жизни казахстанцев и среди прочего – бюллетени о доходах и расходах граждан. Согласно этим документам, в среднем доход одного домохозяйства в Казахстане за 2018 год составлял 2,13 млн тенге. При этом заработок мангистауских семей был на 47% больше, чем в среднем по республике, – 3,1 млн тенге – это самый высокий показатель по Казахстану. Доход одного домохозяйства по Атырауской области был зафиксирован выше, чем в целом по республике, на 14% (2,4 млн тенге), в Актобе – выше на 5,2% (2,2 млн тенге).

Меньше всех по западному региону составил средний доход семьи в ЗКО – 2,14 млн тенге, это всего на 0,5% больше республиканского показателя.

Все трудятся за зарплату

При этом, как утверждает статистика, основным доходом семей на западе страны является заработная плата на предприятиях и в организациях. Так, в Мангистау работают по найму 81% населения, в Атырауской области – 75%, в Актобе – 66,5%, в ЗКО – 63%.

Доход от предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости является источником для существования 9,9% населения ЗКО, 9% – Актюбинской области. Зарабатывают на собственном бизнесе 6,2% домохозяйств Атырауской области и 5% – Мангистауской. На пенсии и пособия живут 22% семей в ЗКО, 19% – в Актюбинской области, 17% жителей Атырауской области и 11% – в Мангистауской. За счет алиментов, стипендий, сдачи внаем собственной недвижимости живут 5,5% семей Актюбинской области, 5% – семей ЗКО, 3% – Мангистауской и 2% – Атырауской областей.

Как показывает статистика, несмотря на высокий уровень доходов населения в среднем по области, Мангистауская область в 2018 году являлась лидером в западном регионе по количеству бедных семей. Именно здесь 4,9% жителей области (это 6,4 тыс. семей) имеют доходы ниже величины прожиточного минимума. При этом в Мангистауской области проживает 449 семей – это 0,4% от общего числа населения, которые статистики относят к категории проживающих за чертой бедности – их доходы из месяца в месяц не превышают стоимости продовольственной корзины.

В ЗКО, согласно статданным, не могут из месяца в месяц свести концы с концами 3,2% населения (свыше 3,8 тыс. семей), в Актюбинской области – 2,9% (здесь по итогам прошлого года проживали 4,9 тыс. бедных семей), в Атырауской – 2,5% (это 2,6 тыс. семей). Причем, по данным Агентства по статистике РК, в 90% бедными на западе страны являются семьи из пяти и более человек (в Атырауской области – в 99% случаев). В ЗКО, Мангистау и Актобе в 10% случаев низкие доходы зафиксированы в семьях из четырех человек и в ряде случаев даже из трех человек.

Статистики провели анализ доходов самых бедных и самых богатых семей. Так, наибольший разрыв между кошельками самых обеспеченных и самых необеспеченных граждан зафиксирован в ЗКО. Здесь разница между годовыми заработками бедняков и богачей составляет 4,9 раза (1,4 млн против 6,9 млн тенге в год). Доходы бедных и богатых в Мангистауской области разнятся в 4,8 раза (1,7 млн против 5,6 млн тенге в год), в Актюбинской области – в 4,4 раза (1,85 млн против 8,2 млн тенге в год), в Атырауской – в 3,6 раза (1,5 млн против 5,6 млн тенге в год).

Все затраты – на еду

В бюллетенях Комитета статистики РК есть также полный расклад того, как население тратит заработанные деньги. 
В среднем за год одна семья в РК расходует до 98% своих доходов (в денежном выражении – чуть больше 2 млн тенге) на обеспечение своих потребностей – продукты, одежду, обувь, мебель, лекарства, оплату кредитов и прочее.
В Атырау на те же расходы у семьи уходит до 99% заработанных денег (2,39 млн тенге). В Актобе одно домохозяйство тратит в год на потребление 86% (1,9 млн тенге) своего заработка, в ЗКО – 84% (1,8 млн тенге). Меньше всего страдает от расходов бюджет жителей Мангистауской области, за тот же календарный год семья здесь тратит на жизнь 74% (2,2 млн тенге) от своего дохода. 

Самая большая статья расходов, согласно статистике, – это покупка продуктов питания. В среднем по стране затраты на еду составляют 46,9% от общего дохода домохозяйства (1 млн тенге). По западному региону дороже всех еда обходится жителям Атырау – семьи этой области тратят за год до 54% своих доходов на продовольствие (1,3 млн тенге). В Актюбинской области расходы на продукты питания составляют 43% (952 тыс. тенге), в ЗКО – 42% от годового дохода семьи (891,6 тыс. тенге). Менее ощутимую брешь пробивают расходы на еду в бюджете семьи Мангистауской области – 38,7% от общего дохода (1,2 млн тенге).

На непродовольственные товары в среднем одна семья по Казахстану тратит 23% от общей суммы своих доходов за год (490,5 тыс. тенге). По западному региону на покупку товаров первой необходимости население в среднем тратит от 360 тыс. до 459 тыс. тенге в год. Большую часть от своего дохода расходуют на покупку товаров первой необходимости атыраусцы – 21%. В пределах 19% уходит на те же нужды из годового бюджета семьи в Актюбинской области, 18% – в ЗКО. В Мангистауской области траты на те же товары в год составляют до 17% от общего дохода одного домохозяйства.

В разрезе трат на одежду-обувь лидером является Мангистауская область: здесь в год среднестатистическая семья тратит на покупку вещей 285 тыс. тенге. В Атырауской области та же семья в течение года может позволить себе обновить гардероб в сумме на 239,7 тыс. тенге, в Актюбинской области – на 207,6 тыс. тенге, в ЗКО – на 161 тыс. тенге (не более 10% от общего дохода одной семьи).

Относительно платных услуг статистики дают такой расклад. В среднем по республике одно домохозяйство тратит в год до 20% своих доходов на услуги репетиторов, такси, платное медицинское обследование, походы в кафе и рестораны (437,5 тыс. тенге). По западному региону наибольшую часть из своих доходов – 18% (в сумме 393,6 тыс. тенге) – тратит на платные услуги семья в Актюбинской области. В ЗКО аналогичные траты составляют 17% от общих доходов домохозяйства (367 тыс. тенге), в Атырауской области – 15% (361,9 тыс. тенге), в Мангистауской – 14,8% (459,9 тыс. тенге).

Точка зрения

Социолог, кандидат исторических наук Николай Осипов:

«Относительно данной ситуации можно сделать несколько очевидных выводов: основная масса населения сидит на фиксированной, голой зарплате. И эта зарплата на протяжении последних лет практически не растет. Предпринимательством, которое должно приносить людям реальные доходы в условиях рыночной экономики, в регионах заняты меньше 10% населения. 

Статистика не может скрыть, что даже в благополучных нефтегазовых регионах есть прослойка бедного населения. Откуда она берется? Это люди с доходами ниже прожиточного минимума, так называемые самозанятые – они жили и живут в селах, где нет работы, всегда. То, что у нас по региону практически нет нищих, свидетельствует о том, что сельская беднота сдвинулась с места и подалась в город, где какая-никакая работа все же есть.

Тот факт, что люди в стране тратят на пропитание по миллиону тенге в год, вообще ужасающий. Доля трат на питание от дохода населения в развитых странах составляет не больше 25%, у нас она уже на экваторе – 50% и более.

Получается, что большая часть населения работает только на потребление – еда, изредка покупка одежды-обуви, оплата коммунальных услуг, детских кружков. И на этом деньги заканчиваются. Ни о каком среднем классе речи нет. Люди живут в пограничном состоянии, балансируя между бедностью и относительным благополучием, с мыслью, как дожить до зарплаты. 

По сути, чтобы накапливать деньги, повышать свой жизненный уровень, у основной массы населения нет финансовых ресурсов. Только в Мангистау у людей есть возможность откладывать какие-то средства, остальные недостаток финансов на покупку необходимых вещей компенсируют кредитами».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций