Перейти к основному содержанию

1208 просмотров

Около 2 миллионов казахстанцев все еще нуждаются в качественной питьевой воде

Жители отдаленных сел и окраин городов десятилетиями пользуются водой из колодцев, открытых водоемов или подземных скважин в своих дворах

Фото: Shutterstock

Чтобы решить эту проблему до 2025 года, решено ежегодно выделять не менее 100 миллиардов тенге на строительство сетей в сельской местности и 20 миллиардов тенге для городских территорий, передает корреспондент Kursiv.kz.

Несмотря на наличие многочисленных речек, озер, прудов, ручьев и подземных ключей, в прииртышских селах Мукур и Талица Семейского региона жители уже не один десяток лет пользуются некачественной питьевой водой. По словам акима Иртышского сельского округа Семейского региона Хасена Сейтхасимова, более 20 лет около 1 300 жителей села Мукур для питья и бытовых нужд используют всего две общие колонки. 

«В селе было необходимо сделать реконструкцию центрального водопровода еще с 1993 года, потому что двух колонок на 380 дворов просто не хватает. В 2019 году эти работы будут проведены. Проектно-сметная документация строительства водопроводных сетей в Мукуре составила 368 миллионов тенге. Это позволит привести чистую питьевую воду в каждый дом», - сообщил Хасен Сейтхасимов.

Необходим централизованный водопровод и в селе Талица Озерского сельского округа Семейского региона. Здесь местные жители уже третий век используют для питья воду подземных ключей. В каждом дворе пробурены скважины для местных колонок. Многие установили в домах специальные насосы. Но использование этой воды все равно несет в себе огромный риск для здоровья.

«Такой чистой и вкусной воды, как в Озерском сельском округе я нигде не пил», - признался аким Озерского сельского округа Семейского региона Берик Тусупов. – Но это не значит, что жители этих сел не нуждаются в очищенной питьевой воде. Пример тому – центральный водопровод в селе Озерки, где 95% жителей используют воду именно построенного несколько лет назад центрального водопровода. В Талице есть несколько скважин. Но нет водопровода. Мы намерены подать заявку в городской акимат для разработки ПСД для этого проекта». 

В аналогичной ситуации находятся сейчас еще не менее 600 тыс. жителей городских окраин крупных городов Казахстана и еще 1,2 млн жителей сел и районов. Чтобы довести качественную питьевую воду до каждого дома, необходимо ежегодно вкладывать в строительство водопроводных сетей сельских округов не менее 100 млрд тенге, а городских – 20 млрд тенге. Именно такие суммы были запланированы на ближайшие 7 лет в комитете по делам строительства и ЖКХ Мининдустрии и инфраструктурного развития РК.

Как сообщил председатель комитета по делам строительства и ЖКХ Мининдустрии и инфраструктурного развития РК Мархабат Жайымбетов, на текущий момент питьевой водой обеспечены 10 млн жителей городов Казахстана (94,5% населения) и 6,4 млн жителей сельской местности (84,4% населения). То средний показатель охвата населения питьевой водой составляет 90,2%. 

В 2019 году из средств республиканского бюджета на эти цели выделено 102, 8 млрд тенге для реализацию 317 проектов. По информации акима ВКО Даниала Ахметова, в текущем году в Восточном Казахстане на строительство водопроводных сетей в селах было выделено 28 млрд тенге.
 

1164 просмотра

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif