Перейти к основному содержанию


1743 просмотра

Названы первые результаты экспертизы по массовой гибели рыбы в реке Урал

Следственная группа, проводящая расследование по факту массовой гибели рыбы в реке Урал в декабре прошлого года, определилась с главным подозреваемым по делу

Фото: Автора

12 апреля в Атырау в ходе брифинга представитель следственного департамента МВД РК Мухтар Кожаев объявил, что, согласно выводам судебной экспертизы, гибель рыбы произошла в результате отравления хлором. 

Все-таки хлор

3 апреля были получены первые итоги комплексной судебно-экологической экспертизы из города Алматы.
 
«Согласно этим данным, поражения дыхательной системы рыб произошло в результате отравления хлором. На данный момент проводится экспертиза по выяснению субъектов, отравивших воду, что привело к массовой гибели рыбы», – сообщил 12 апреля в ходе брифинга в Атырау на площадке РСК представитель следственного департамента МВД РК Мухтар Кожаев.

По его словам, из-за того что объем исследуемых документов очень большой, сроки проведения экспертизы продлены. 

«Еще одна из причин продления сроков экспертизы в том, что после таяния льда из реки в марте этого года было извлечено свыше 10 тонн погибшей рыбы. Поэтому была назначена дополнительная экспертиза для выяснения причин гибели этой рыбы», – добавил спикер.

Всего, по словам г-на Кожаева, вместе с осетровыми двух рыбоводных заводов, погибло 118 тонн рыбы. При этом причиной гибели рыбы на речке Перетаска, где было собрано 1,3 тонны мертвой рыбы, названы «механические повреждения». Виновником происшествия признано АО «Атырауская ТЭЦ», осуществляющее забор воды на этом участке. Предприятие возместило ущерб, который, как ранее было заявлено представителями Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК, составил 1,25 млн тенге.

От хлора погибла рыба, обнаруженная уже в самой реке Урал.

«Мы проверили четыре компании, которые имели разрешение на сброс воды в реку Урал. Из них КГП «Атырау Су Арнасы» является единственным предприятием, которое осуществляет сброс в реку. Помимо нас (организацию – «Курсив») проверяла и санитарная служба. Было выявлено определенное превышение по хлоридам. Во второй декаде декабря нами было обнаружено превышение по хлоридам именно на этом участке, в районе «Атырау Су Арнасы». Буквально 18 декабря они (превышения – «Курсив») прекратились», – отметил другой участник брифинга, заместитель председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики РК Зулфухар Жолдасов.

Если виновного определят

Несмотря на заверения представителей межведомственной комиссии, что следственные мероприятия еще не окончены и что виновников происшествия называть рано, озвученные данные подводят к мысли, что единственным подозреваемым может стать КГП «Атырау Су Арнасы», о котором говорил г-н Жолдасов. 

Напомним, что учредителем КГП «Атырау Су Арнасы» является акимат города Атырау. Предприятие подотчетно городскому отделу жилищно-коммунального хозяйства и занимается подготовкой и доставкой питьевой воды населению и хозяйствующим субъектам областного центра.

Если предприятие будет признано виновным, то это означает, что возмещение ущерба ляжет на плечи городской администрации. Тогда властям придется из казны выплатить в виде компенсации 1,2 млрд тенге ТОО «Луговской конный завод», потерявшему все поголовье осетровых, которых предприятие выращивало для коммерческих целей. Еще на сумму свыше 400 млн тенге был оценен ущерб, который понесло РГКП «Урало-Атырауский осетровый завод», занимающееся содержанием осетровых для восполнения их популяции в естественной среде по государственному заказу.

Придется ждать?

Между тем главный технолог КГП «Атырау Су Арнасы» Айгуль Арыстанова выразила недоверие выводам судебной экспертизы.
«Вначале говорили, что было превышение по хлоридам. Теперь нам объясняют, что было превышение по хлору. Как это понять?» – спросила она представителя МВД.

Мухтар Кожаев, в свою очередь, ответил, что превышение хлора было зафиксировано в пробах воды, которые отбирались с момента обнаружения погибшей рыбы.

«Пока мы не называем виновным «Атырау Су Арнасы». Конкретное решение мы примем, когда получим второй результат судебной экспертизы», – уточнил он.

Вместе с тем участвовавший в брифинге депутат Сената от Атырауской области Сарсенбай Енсегенов рассказал, что специально ездил в Алматы и разговаривал со специалистами центра судебной экспертизы. «Так вот они мне сказали, что для полного анализа они имеют право продлить срок проведения анализа до полутора лет», – заметил депутат и обратился к государственным органам и общественности региона с просьбой высказать свои рекомендации и предложения в связи с гибелью рыбы и с ситуацией по обмелению Урала. Депутат считает, что необходимо на законодательном уровне предотвращать такие происшествия и работать над улучшением состояния окружающей среды.

Вместе с тем стоит отметить, что затягивать исследования не в интересах участников данной истории. По крайней мере, представитель МВД Мухтар Кожаев утверждает, что результаты будут озвучены уже в ближайшее время. А по словам г-на Жолдасова, акимату области уже дано задание разработать комплексный план по оздоровлению экологии региона.


1098 просмотров

Как в Шымкенте дорожные знаки лишают бизнес доходов

Борьба с преступностью обернулась против бизнеса

Изображение: Shutterstock.com

Предприниматели все чаще выступают против установки знаков «остановка запрещена». По их словам, невозможность припарковаться возле кафе или магазина приносит бизнесу большие убытки.

Прибыль страдает

Предпринимательница Наталья Григор обратилась за помощью в Палату предпринимателей Шымкента. По утверждению бизнес-леди, после того как возле ее торговых рядов был установлен дорожный знак, запрещающий остановку, бизнес терпит убытки.

«Стоит знак «стоянка запрещена» возле торгового ряда «Альянс». Припарковать машины негде, люди проезжают мимо, соответственно, у меня торговли нет, страдают арендаторы. Эта проблема существует почти год. За это время мы потеряли около 15% прибыли», – рассказала «Курсиву» Наталья Григор.

Председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП Шымкента Мелес Сейтжанов отметил, что в Шымкенте действительно существует проблема с парковками.

«Людям машины ставить некуда. А для предпринимателей это плохо: рабочие места сокращаются, налоги не платятся. Точно такая же ситуация в Шымкенте наблюдается по улице Айбергенова», – подчеркнул Мелес Сейтжанов.

Протяженность этой улицы 450 метров, и там действуют салоны красоты, кафе, продуктовые магазины, нотариусы. В 2015 году здесь было установлено временное ограничение по запрету парковок с 20:00 до 6:00. Однако в 2019 году оно было снято, и бизнес сразу почувствовал снижение прибыли.

Другая точка зрения

Как пояснили в правоохранительных органах, это было сделано для того, чтобы обеспечить безопасность населения и сократить рост преступности в связи с увеличением количества суточных квартир на данном участке, а также во избежание пробок. Капитан полиции Аскар Молдашев уверен, что знаки, установленные на Айбергенова, оправданны.

«По улице Айбергенова на первых этажах расположено пять кафе. И палата предпринимателей рассматривает только обращения предпринимателей. А там есть еще 10 тысяч жителей. И они нам сказали спасибо, когда были установлены запрещающие знаки. Конечно, правильно говорят, что за счет предпринимателей город получает налоги. Но кто учтет интересы 10 тысяч жителей?!» – считает Аскар Молдашев.

Одни вопросы

Однако члены совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП, на заседании которого рассматривалась эта проблема, уверены, что имеются и другие способы борьбы за безопасность. А что касается пробок, то членами совета были сделаны замеры, которые показали, что по улице Айбергенова нет интенсивного движения.

Член совета Владимир Накисбаев отметил, что раньше вопросы о необходимости установки дорожных знаков и светофоров изучали на уровне научно-исследовательских институтов.

«С одной стороны, хорошее дело: квас продают или что-то другое. Но там паркуются десятки машин, проехать невозможно. Ситуация сложная. Создадим мы комиссию, но насколько компетентно сможем определить, нужно или не нужно устанавливать знак?» – задался вопросом Накисбаев.

Дело в том, что в Шымкенте, по данным членов совета, нет ответственного органа по определению потребности дорожного знака или его демонтажу.

«Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента ссылается на необходимость направлять обращения в адрес управления административной полиции ДВД города Шымкента. Те в свою очередь кивают на управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города. ЖКХ отвечает, что у него нет соответствующей компетенции в отношении автомобильных дорожных знаков. В итоге для разрешения ситуации нам пришлось обратиться в акимат Шымкента. На сегодня бизнес в ожидании реакции со стороны акима города», – подчеркнул Мелес Сейтжанов.

По словам заместителя городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абая Турханова, к решению каждого вопроса будет индивидуальный подход.

«Создадим комиссию, в которую войдут представители бизнеса, местного исполнительного органа, полиции. Исследуем все возможности, чтобы не нарушить ничьи интересы», – ответил спикер.

А чтобы бизнес не страдал, пока вдоль названных дорог будет разрешена парковка для ограниченного количества автомобилей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций