Перейти к основному содержанию

658 просмотров

Сапарбаев просит увеличить количество инспекторов труда

Минтруда: На сегодня задолженность предприятий по зарплате составляет 1,7 млрд тенге

Фото: Shutterstock.com

За последние пять лет численность госинспекторов труда сокращена на 16%, с 320 до 268 единиц. За последние три года уволилось 123 инспектора труда. Такие данные озвучил на заседании правительства министр труда и социальной защиты населения Бердибек Сапарбаев.

Между тем, по его словам, в прошлом году к дисциплинарной ответственности привлечено 113 инспекторов труда, т.е. более 40% кадрового состава.

«Прошу вас дать поручения акимам областей принять меры по улучшению кадрового состава и повышению их квалификации», – сказал он.

Ранее он сообщил, что в прошлом году госинспекторами труда выявлена задолженность по заработной плате в 1,2 тыс. предприятиях на сумму более 3,7 млрд тенге. В результате принятых мер реагирования защищены права более 32 тыс. работников, которым выплачено 3,2 млрд тенге. На сегодня по сведениям местных исполнительных органов задолженность составляет 1,7 млрд тенге, из которых 75% приходится на предприятия-банкроты и находящиеся на реабилитации.

При этом за последние 2 года ими выявлено более тысячи работодателей, которые использовали труд работников без заключения трудовых договоров.

В свою очередь министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр сообщил, что в прошлом году по особому порядку МИИР было проведено 1 322 проверки объекта с высокой степенью риска и 940 внеплановых проверок. По итогам проверок выявлено более 39 тыс. нарушений требований промышленной безопасности. За грубые нарушения приостановлено 8 827 объектов и 3 предприятия. Наложено 2 тыс. штрафов на сумму более 147 млн тенге.

Между тем, по данным председателя Федерации профсоюзов РК Бакытжана Абдирайыма, в 2018 году производственные травмы получили 1 568 человек, около 300 из них – женщины. Ежегодно погибают более 200 человек.

С другой стороны, постоянно возрастает бремя экономических затрат, исчисляемых миллиардными суммами на компенсационные выплаты, связанные с травмами, ухудшением здоровья работающих. Ущерб для мировой экономики от несчастных случаев и профессиональных заболеваний составляет 10-15% мирового ВВП.

1054 просмотра

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif