Перейти к основному содержанию

583 просмотра

Электронное приложение позволит управлять коммунальными платежами, не выходя из дома

В ближайшей будущем жители Жамбылской области будут осуществлять платежи за потребленные свет, газ и тепло в единой системе

фото: Жамбылской областной газеты «Знамя труда»

Еще пару лет назад жителям Жамбылской области нужно было потратить немало времени и нервов, чтобы оплатить все коммунальные услуги. Сегодня многие уже пользуются электронными платежами. В ближайшем будущем жамбылцы, наряду со всеми жителями страны, смогут получать всю информацию о работе компаний – поставщиков комуслуг субъектов естественных монополий. Помимо этого они будут осуществлять платежи за потребленные свет, газ и тепло в единой системе. Как это будет происходить, мы попросили рассказать директора Жамбылского филиала АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Султанмахмута  Утешова.

- Султанмахмут Амирович, в  чем выражается цифровизация жилищно-комунального хозяйство в Казахстане?

- Основной аспект – это выполнение поручения президента Казахстана Нурсултана Наазарбаева по повышению качества жизни граждан и внесения прозрачности в работе субъектов естественных монополий. И сегодня уже все, и жители, и монополисты, понимают, что тарифы нужно понижать. А сделать это можно не только с помощью экономии средств  и ресурсов, но и посредством «умных» счетчиков. Ведь сегодня как у нас обстоит дело. Жители получают платежные квитанции от поставщиков комуслуг. Там указаны определенные тарифы, но люди понятия не имеют, из чего эти тарифы складываются. Помочь в этом может единая интеллектуальная система E-Shanyraq, в которой будут аккумулированы все данные сферы ЖКХ на республиканском уровне. Сейчас она внедряется у нас в пилотном режиме. В этом году мы уже начинаем вносить в нее данные по Жамбылской области. В ближайшем будущем жители через приложение личный кабинет смогут зайти в эту систему и узнать все интересующие данные.

- А сейчас это можно сделать?

- Зайти в систему можно, как посредством компьютера, так и с любого устройства. В Интернете также доступно приложение, которое можно установить на мобильном телефоне. Оно удобно в использовании. В настоящее время мы интегрируем в программу данные по многоквартирным жилым домам. В нашем регионе их 1625, данные на 1132 дома уже внесены в электронный реестр единой интеллектуальной системы E-Shanyraq.

- Как выглядят эти данные?

- Это технический паспорт многоквартирного жилого дома, в котором имеется вся информация. В том числе, год строительства, количество квартир, их квадратура, дата последнего ремонта дома, материал стен, фундамента, крыши, наличие общедомовых приборов учета, наличие энергосберегающих приборов и т.п.

- Но ведь этим работа по цифровизации  ЖКХ не ограничена?

- Разумеется. Следующий этап – это установка в каждом МЖД общедомовых электронных приборов учета коммунальных услуг (тепла, горячей и холодной воды, газа, электроэнергии) с функцией дистанционной передачи данных. Эта работа проводится за счет монополистов. В рамках пилотного проекта в нашем регионе установлено 8 общедомовых приборов учета тепла и холодной воды. Вместе с тем ГКП «Таразтрансэнерго» на сегодняшний день на лизинговой основе установило 243 приборов учета тепла, из которых 229 единиц подключены к системе E-Shanyraq. И теперь жители могут зайти в это приложение, чтобы посмотреть эти данные и сверить их с показания в платежных квитанциях. Таким образом, мы обеспечиваем прозрачность работы сферы ЖКХ.

- Данные указаны на каждого потребителя?

- Нет, данные указаны на весь дом. Но зная квадратуру своего жилья, потребитель может сам высчитать, сколько потребил тепла. И если его расчеты не совпадают с начисленной суммой, то он может предъявить претензии компании-поставщику услуг.

- Счетчики приобретают сами монополисты?

- Компании, поставляющие услуги, могут покупать и устанавливать счетчики за свои средства или через лизинговую систему. Но потом стоимость этого оборудования погашают потребители. Но даже с учетом этого, наличие ОДПУ в доме позволяет получить существенную экономию. А система E-Shanyraq способствует избежать неправильного начисления тарифов. Здесь выходит двойная выгода.

- Чем еще будет полезна программа для ее пользователей?

- Помимо всего прочего, у E-Shanyraq есть еще одна полезная и даже интересная функция. Посредством ее жители домов смогут ознакомиться с ежеквартальными отчетами о деятельности председателей  кооперативов собственников квартир и управляющей компании. Согласитесь, сегодня очень трудно собрать жильцов на общие собрания. А здесь каждый житель имеет возможность узнать, на какие цели потрачены средства, которые он ежемесячно платит на общедомовые нужды. Отчитываться таким образом будут обязаны все председатели КСК и руководители других форм управления домами. Это позволит местным исполнительным органам в лице жилищной инспекции дать оценку деятельности КСК. А жители также смогут принять участие в голосовании по тому или иному мероприятию. Например, если в доме решили отремонтировать крышу, согласны ли они заплатить  за это определенную сумму. Если все или почти все проголосовали «за», то протокол  общего собрания  жильцов можно предоставлять в последующие инстанции.  И все это, не выходя из своей квартиры через приложение E-Shanyraq .

- То есть система E-Shanyraq со временем  будет мало отличаться от социальных сетей, где сегодня сидят практически все жители страны. Или я не права?

- Скорее всего так и будет.

- Но не получится ли так, что из обоймы выпадут люди старшего поколения, которые не знают, как подойти к компьютеру или к гаджету?

- Я знаю многих пожилых людей, которые на «ты» с гаджетами и много времени посвящают общению в «Одноклассниках». Поэтому не думаю, что E-Shanyraq как-то осложнит их общение с председателем КСК или представителем акимата. Но если кому-то это действительно трудно, то им могут помочь младшие члены семьи или соседи. Тем более что система позволит производить оплату коммунальных услуг посредством банковских карт. Сегодня к этой работе подключаются банки второго уровня. И могу вас заверить, что Жамбылская область сегодня активно внедряет новую форму работы сферы ЖКХ.

1 просмотр

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif