Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


6377 просмотров

Законодательство о защите пострадавших от ядерных испытаний хотят пересмотреть

По утверждению общественных деятелей Семея, до сих пор неизвестно точное количество пострадавших от воздействия СИЯП

Фото: Автора

Эффективность закона, призванного защитить пострадавших от последствий испытаний на Семипалатинском полигоне, поставили под сомнение. Мажилисмены, представители различных министерств и общественники решили инициировать ряд поправок.

Мажилисмены решили оценить работу Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (СИЯП)». В конце января в Астане депутаты нижней палаты парламента и общественные деятели из Семея выясняли, какие пункты законодательного акта нуждаются в корректировке.  

«В ходе встречи депутаты мажилиса обратили внимание на жалобы, предложения, инициативы из нашего региона по поводу того, что закон не выполнен полностью. Мы выдвинули ряд предложений, которые, на наш взгляд, необходимо внести в закон, чтобы эффективно защищать интересы пострадавших», – поделилась итогами встречи с мажилисменами заместитель председателя Общественного совета Семея Жанна Жибраева в ходе круглого стола, прошедшего в конце прошлой недели.

Вопросы без ответа

В частности, по словам представителя Общественного совета Семея, на мероприятии был поднят вопрос выплаты пострадавшим от последствий испытаний ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 1,5 МРП. В действующем законе говорится, что выплачивать ее должно государство и работодатели. В результате тем, кто работает в государственных организациях – акиматах, школах, больницах – экологическая надбавка начисляется за счет бюджета, а тем, кто трудится в частной сфере, вынужден платить предприниматель, который и сам является пострадавшим. 

Не менее важными оказались и другие вопросы. Дело в том, что необходимость выплаты экологической надбавки увеличивает расходы семейского бизнеса и сказывается на конкурентоспособности местных товаров и услуг. Помимо этого, произошел географический перекос. Если человек переезжает в другой регион Казахстана, он автоматически лишается такой надбавки. Зато любой переселившийся в Семей гражданин начинает получать эту выплату, хотя в зоне действия ядерного полигона во время испытаний никогда не жил. 

«Поэтому мы предложили обеспечить равное право на получение экологической надбавки каждому пострадавшему, независимо от сферы его работы и места жительства», – пояснила Жанна Жибраева. 

Также семейчане предлагают внести эту категорию граждан наряду с инвалидами и пенсионерами в перечень лиц, которые будут освобождены от выплат персональных взносов обязательного медицинского страхования, предусмотрев финансирование на эти цели из республиканского бюджета. 

«Итоги нашего специального исследования показали, что 76% населения Семейского региона не могут купить дорогостоящие лекарства. 40,6% имеют хронические заболевания, 70% связывают свои болезни с воздействием полигона. Из-за этого возрастает уровень социальной напряженности, так как специализированной медицинской и социальной поддержки нет», – заявил директор Независимого социологического центра Семея Алексей Коновалов

Чего депутаты не поняли

Напомнили семейчане депутатам парламента и о том, что до сих пор в пострадавшем регионе нет специализированного медицинского реабилитационного центра, что приобретение медицинских препаратов, необходимых для лечения заболеваний, связанных с воздействием радиации, не входит в число оплачиваемых за счет республиканского бюджета. Прозвучали предложения по изменениям в законе, касающимся выплаты единовременной компенсации, подсчета стажа для начисления пенсии. 

«До сих пор не известно точное количество пострадавших от воздействия СИЯП. Для этого необходимо производить расчеты, исходя не от места жительства, а от величины индивидуальной дозы облучения пострадавшего. Ведь в зависимости от условий и последствий взрывов радиационное облако могло распространяться и воздействовать по-разному на жителей различных территорий, прилегающих к полигону. Пришло время узнать о реальной дозе облучения и получать качественную медицинскую реабилитацию»,– подчеркнула Жанна Жибраева.

Она также рассказала, что в ходе встречи в Астане мажилисменов заинтересовали вопросы, касающиеся землепользования, а также меры по созданию регистра пострадавших. 

«Они никак не понимали, что официального финансирования для создания перечня пострадавших не было. Данный регистр создавался Научно-исследовательским институтом радиационной медицины и экологии за счет внутренних финансовых средств. Со стороны государства на создание списка средств не выделялось, что мажилисменов в некоторой степени удивило», – отметила Жанна Жибраева

Представитель Общественного совета также сообщила, что по итогам встречи депутаты нижней палаты парламента предложили создать экспертную группу из числа представителей министерств и общественности, в том числе из пострадавшего региона. Народные избранники намерены изучить и обобщить внесенные предложения, а в дальнейшем поставить вопрос о внесении изменений в законодательство.


111 просмотров

Депутат барлық әлеуметтік аударымдарды бір қорға біріктіруді ұсынды

Онда тек зейнетақы жинағы ғана емес, медициналық сақтандыру, тұрғын үй жинағы және білім депозиттері де қамтылмақ

Фото: Shutterstock

Депутат Айқын Қоныров мәжілістің пленарлық отырысында Сингапурдың тәжірибесін негізге ала отырып, қазақстандықтардың барлық әлеуметтік аударымдарын бір қорға жинақтауды ұсынды. Мәжілісмен бұл қадам әкімшілік шығындарды қысқартып, инвестициялық тәуекелді төмендетіп, көптеген азаматтардың баспаналы болу арманын орындап, лайықты білім мен зейнетақы алуға мүмкіндік береді деп тұжырымдайды.

«Соңғы статистикаға сүйенсек, қазақстандықтардың басым бөлігінің зейнетақы жинағы 1 миллионнан аспайды. Қалай десек те, баспана үшін  осы миллионның  тек бір бөлігін ғана алуға болады. Бұл болар-болмас қаржы азаматтардың баспана мәселесін шешуде үлкен көмек болмасы анық. Дегенмен тапсырманың (Президент тапсырмасы – «Курсив») орындалуы жинақтың шекті көлемін бекітуге кеп тіреліп, (оған көптеген салымшылардың қолы жетпейді) арты сұйылып кетпеуі керек. Азаматтардың қызығушылығынан бұл мәселе тереңде жатқанын және бүгінде өткір тұрғанын байқауға болады. Зейнетақы жинақтары мен баспана – әлеуметтік әл-ауқат пен тұрақтылықтың қос тағаны. Жылжымайтын мүлікті зейнетақы жинағы секілді, қаржылық кепіл ретінде қарастырған дұрыс», – деп өз ұсынысын алға тартты Айқын Қоңыров.

Мәжіліс депутаты өз сөзіне дәлел ретінде БЖЗҚ-да жинақталған активтердің жалпы көлемі 10,3 трлн теңгеден асып кеткенімен, шоттардың басым бөлігіндегі жинақ 1 миллоннан аспайтыны жайлы статистиканы келтірді.

«Сондықтан шоғырланған, яғни құрылысқа бір орталықтан инвестиция салу жолдарын қарастырудың қисыны бар», – деп атап өтті А.Қоңыров. 

Бұл ретте депутат Сингапур тәжірибесін мысалға келтірді, ол жақта тұрғын үй жинақтары, медициналық сақтандыру, білім депозиттері мен зейнетақы жинақтары біріктіріліп, ортақ қорға түседі екен. Оны халықтың әлеуметтік әл-ауқатына жауапты Орталық резервтік қор басқарады. 

Әр қызметкердің 3 есепшоты бар, оған жұмыс беруші аударатын жарналар: жалпы, арнайы және медициналық жинақ түсіп тұрады. Әлеуметтік жарнаның басым бөлігі жалпы есепшотқа түседі, бұл есепшоттағы қаржыны баспана сатып алуға, білімге жұмсауға болады. 55-ке толған кезде, тек зейнетақы жарналарына арналған есепшот ашылады. Жалпы және арнайы есепшоттардан қалған қаржы осы есепшотқа аударылады. Бұл қаржы көлемі белгіленген ең төменгі шектен төмен болмауы тиіс.

«Басқалай айтсақ, салымшы баспана сатып алып, қартайғанда зейнетақысыз қалмас үшін, мемлекет қаржылық жоспарлауды өз мойнына алады. Қазіргі кезде Сингапур тұрғындарының 80 пайызы осы ұйым салған үйлерде тұрады»,– дейді депутат.

Қазіргі кезде міндетті зейнетақы жарналары (МЗЖ) жинақталған жеке зейнетақы шоттарының саны 9,6 млн болса, міндетті кәсіптік зейнетақы жарналары – 482 мың, ал ерікті зейнетақы жарналары бойынша 37,9 мың шот бар.

Жеке зейнетақы шоттарындағы МЗЖ жинағының көлемі:

  • 1 млн теңгеге дейін – 6,6 млн шот немесе 69%;
  • 1 млн теңгеден 5 млн теңгеге дейін – 2,7 млн шот немесе 28%;
  • 5 млн теңгеден 10 млн теңгеге дейін – 223 мың немесе 2% құрайды.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций