Перейти к основному содержанию

2778 просмотров

Узбекистан откажется от ИНН для граждан

Решение о внедрении новой системы учета граждан было принято еще в 2015 году постановлением кабинета министров страны

Фото: Shutterstock

В ближайшие месяцы в Узбекистане начнется постепенный отказ от использования идентификационных номеров налогоплательщиков для физических лиц. Соответствующее постановление президента страны Шавката Мирзиёева вступило в силу в конце прошлой недели.

Вместо ИННов гражданам страны присвоят персональные идентификационные номера физического лица (ПИН ФЛ). ИНН останется актуальным для юридических лиц. Как пояснили «Курсиву» в пресс-службе Государственного налогового комитета (ГНК) Узбекистана, решение о внедрении новой системы учета граждан было принято еще в 2015 году постановлением кабинета министров страны.

ИНН для граждан формировался налоговыми органами на основе паспортных данных. В отличие от него ПИН ФЛ будет автоматически формироваться при выдаче гражданам паспортов. Он будет состоять из 14 цифр, вноситься в личные паспорта и будет служить единым номером идентификации физического лица при получении всех электронных госуслуг. Кроме того, ПИН ФЛ указываются в водительских удостоверениях нового образца, и, благодаря этому, водительское удостоверение может использоваться как удостоверение личности. Предполагается, что замена удостоверений для водителей на новые продлится до конца 2020 года. 

После перехода к ПИН ФЛ госорганы больше не будут просить у пользователей госуслуг ИНН, а будут получать все необходимые данные физлица по ПИН ФЛ. Предполагается, что внедрение ПИН ФЛ, с одной стороны упростит получение электронных госуслуг гражданами, а с другой – облегчит работу госорганов по оказанию этих самых услуг. Новорожденные уже получают ПИН ФЛ с 1 января 2019 года. Для остальных переход к новой системе будет постепенным: до июня 2019 года ГНК должен собрать информацию о ПИН ФЛ и паспортных данных физических лиц, до ноября 2019 года пройдут работы по привязке кадастровых номеров объектов недвижимости к ИНН и ПИН ФЛ, а к концу года – разработка и подключение к межведомственной интеграционной платформе по предоставлению информации о налогоплательщике по ПИН ФЛ.

1054 просмотра

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif