Предприниматели Тараза не желают вкладываться в строительство детсадов и школ

Опубликовано
Причина нежелания бизнеса становиться партнерами акимата состоит в слишком высокой стоимости проектов

В Таразе нет ни детсадов, ни школ, построенных через механизм ГЧП. Причина нежелания бизнеса становиться партнерами акимата состоит в слишком высокой, с точки зрения предпринимателей, стоимости проектов.

В городе сегодня действуют 65 государственных и 61 частное учреждение дошкольного образования. Говорить о 100%-ном охвате детей этой формой обучения еще рано. Дошкольным воспитанием охвачено только 79,2% детей в возрасте от 1 до 6 лет, обеспеченность возрастной категории от 3 до 6 лет составляет 98%. 

Власть предлагает

Для 100%-ного охвата детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным образованием городской акимат планирует создать в 2019 году путем строительства новых учреждений 1454 места для малышей. Так, в первом полугодии завершится разработка проектно-сметной документации двух детских садов – на 140 мест в массиве «Бурыл» и на 280 мест в массиве «Барысхан». Для снижения нагрузки на бюджет эти проекты предлагается реализовать посредством механизма государственно-частного партнерства. 
 
Кроме того, акимат Тараза также готов к планомерной передаче в доверительное управление действующих государственных детских садов. В первую очередь для этого выделены детсады в массивах «Хамукат», «Байтерек» и «Шолдала» вместимостью от 60 до 140 мест. 

Бизнес не желает

Между тем частники пока не проявляют интереса к предложениям акимата. Как говорят в региональной палате предпринимателей (РПП), возможно, бизнесмены и хотели бы стать партнерами государства, но их смущает слишком высокая стоимость проектов. 

Так, по мнению начальника отдела по сопровождению проектов РПП Айдара Абдыкадырова, высокая стоимость проектов ГЧП, инициируемых государством, не позволяет определить эффективность капиталовложений и не каждому бизнесмену она по силам. А чтобы взять кредит в банке, нужен солидный залог, который тоже найдется не у каждого. 

Правда, возможно, проблема будет сдвинута с мертвой точки, предполагает эксперт: Нацбанк недавно принял специальное постановление по линии ГЧП, в соответствии с которым договор государственно-частного партнерства одновременно может служить и залогом. 

«Работа по анализу потенциальных проектов на предмет реализации по схеме ГЧП должна вестись на постоянной основе. Необходимо принятие областной долгосрочной целевой программы развития ГЧП в Жамбылской области, в которой следует определить приоритетные задачи и конкретные мероприятия, обеспечивающие процесс его развития в долгосрочной перспективе. Не лишним было бы и создание экспертного совета по проблемам ГЧП с целью изучения возможности привлечения частных инвесторов к софинансированию проектов в здравоохранении, образовании, ЖКХ, строительстве и других сферах», – считает Айдар Абдыкадыров.

Школ тоже не хватает

Между тем в Таразе также нет ни одной школы, построенной через механизм ГЧП. Хотя в городе есть проблема с переизбытком учеников в отдельных учебных заведениях. 

Так, в лицее №1, рассчитанном на 1140 мест, фактически обучаются 1688 ребят. Серьезные неудобства испытывают и учащиеся пригородных жилых массивов, которым ежедневно приходится ездить за знаниями в школы, находящиеся в значительном отдалении от места их проживания.

Особенно обеспокоены этой ситуацией жители массива «Шалгай Карасу». Их дети получают образование в нескольких городских школах – 17-й, 21-й, 29-й, 52-й. В незавидном положении находятся и родители, проживающие в массиве «Казарма», поскольку там нет даже начального звена основной школы. Первоклассникам приходится добираться в школу №59, расположенную в соседнем поселке. А старшеклассники едут дальше – в школы №19 и №55.

Из-за отсутствия поблизости учебного заведения 1420 детям школьного возраста жилого массива «Барысхан» приходится отправляться учиться в другие школы. Подобные неудобства испытывают родители и учащиеся, проживающие в массивах «Арай» и «Кайнар».

Как решает проблему акимат

Городские власти прилагают усилия по решению этих проблем. Если в прошлом году для доставки учащихся в школы №55 и №22 были закуплены два автобуса, то в нынешнем году планируется приобрести для этих целей еще два транспортных средства. На перевозке школьников сейчас задействовано в общей сложности 17 автобусов. К тому же составлена и утверждена дорожная карта строительства объектов образования на ближайшую перспективу.

«Мы знаем, на что нам в первую очередь следует направить усилия. В соответствии с дорожной картой в 2020 году планируется построить школы в массивах «Шалгай Карасу» и «Барысхан» на 600 ученических мест каждая, а также школу на 180 мест в массиве «Казарма». В этом же году будет возведено дополнительное здание-пристройка к лицею №1 на 300 мест. А в 2021 году планируется построить школы в массивах «Арай» и «Кайнар». Проектно-сметная документация на эти объекты уже готовится. Также предусмотрено строительство пристроек к некоторым действующим школам», – сообщил «Курсиву» аким Тараза Галымжан Абдраимов.

Читайте также